РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Касимов 18 ноября 2019 года
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием:
представителя административного ответчика Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал»Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения – руководителя (ликвидатора) ФИО1,
при секретаре Пименовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-641/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать Первичную профсоюзную организацию Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 8 ноября 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз), учетный №. 13 ноября 2007 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Профсоюзе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - №. Согласно сведениям Единого государственного рееста юридических лиц, адрес (место нахождения) Профсоюза: <адрес>. В нарушение ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» указанная общественная организация не представила в орган, принявший решение об её государственной регистрации, обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, и сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 согласился с заявленным административным иском, пояснив, что он, как руководитель Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения по решению участников указанной организации начал процедуру её ликвидации, представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации уведомление о ликвидации данной организации, выписку из протокола общего собрания участников этой организации, упрощенную бухгалтерскую отчетность, публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации» промежуточный ликвидационный баланс в отношении данной организации. Однако довести до конца процедуру прекращения деятельности профсоюзной организации ему не представилось возможным из-за отсутствия на банковском счете данной организации денежных средств для оплаты государственной пошлины и в связи с нехваткой времени для составления и предъявления окончательных документов, в том числе, итогового ликвидационного баланса и иных необходимых документов.
Заинтересованные лица - Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области, Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Рязанской области и Рязанская областная организация Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, возражения по существу административного иска не представили.
Суд на основании ст.150 и ч.4 ст.263Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.15Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно статье30 КонституцииРФ каждый имеет право на объединение, включая право создаватьпрофессиональные союзыдля защиты своих интересов. Свобода деятельностиобщественных объединений гарантируется.
В силу пп.2 п.3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), профессиональные союзы (профессиональные организации) относятся к общественным организациям.
В соответствии со ст.123.4ГК РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием,деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно ст.5Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
В соответствии со ст.13 данного Закона общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Создание,деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.38Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 г. № 26, Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области осуществляет контроль за соответствиемдеятельностиобщественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющихдеятельностьна территории одного субъекта РФ, их уставным целям.
Статьей29Закона «Об общественных объединениях» определены обязанности общественного объединения. Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы егодеятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельностис указанием действительного местанахожденияпостоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно п. п. «б» п. 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации № 81 от 17.03.2011 года «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчетыодеятельностинекоммерческих организаций» установлено, что сообщениеопродолжении деятельностис указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, представляется общественными объединениями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28.06.2012 года № 1246-О, при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, фактпрекращенияею своейдеятельностидолжен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт егодеятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для выводаопрекращенииобщественной организацией своейдеятельности.
В соответствии со ст.1- 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по общему правилу налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации (ст.1-11Закона № 129-ФЗ). Согласно этому порядку налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием для внесения сведений является решение о ведении государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством Юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы. Данное решение Главное управление принимает только на основании соответствующего решения суда. Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации принимает суд, то в этом решении должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица и исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 12 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 № 343, утвержденного по согласованию с Федеральной налоговой службой, «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (опризнаниипрекратившейсвоюдеятельностьв качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра)" Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган, в соответствии с решением суда, вносит в ЕГРЮЛ на основании представленных документов запись о ликвидации организации и исключает организацию из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что первичная профсоюзная организация Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения зарегистрирована в качестве юридического лица 13 ноября 2007 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведенияоПрофсоюзевнесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – №. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения)<адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.09.2019 года, лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица является ФИО1, который в настоящее время является ликвидатором данного юридического лица.
Правовые основы созданияпрофсоюзов, их права и гарантиидеятельности, регулирование отношенийпрофсоюзовс органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами установлены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности».
Анализ указанного закона свидетельствует о том, что указания об отсутствии упрофсоюзовобязанности ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своейдеятельностис указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, как это предусмотрено абз.4 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", данный специальный закон не содержит.
В соответствии с абз.9 ст.29 (он же ч.2 ст.29) Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Муниципального предприятия «Водоканал», адрес (место нахождения): <адрес>, при котором была создана Первичная профсоюзная организация Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, 05.02.2014 внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица (ликвидация юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве)).
Однако, сведения о прекращении деятельности Муниципального предприятия «Водоканал» и смене адреса Профсоюза с 05.02.2014 в Управление представлены не были, что является нарушением ч.2 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абз.10 (ч.3) ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»)
Кроме того, согласно пп.б п.3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации №81 от 17.03.2011 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его Территориальные органы форм документов, содержащих отчёты о деятельности некоммерческих организаций», сообщение о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, представляется общественными объединениями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Из материалов учетного дела № следует, что указанные документы Профсоюзом представлены не были.
Таким образом, Профсоюзом нарушен абз.4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №"82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области поступило уведомление о ликвидации Профсоюза.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило уведомление о ликвидации Профсоюза, представленное в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило письмо руководителя Рязанской областной организации общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения Т, в котором сообщается, что Профсоюз в связи с невыполнением уставных требований прекратил свою деятельность. Открытого расчетного счета у Профсоюза нет, денежные средства для завершения процедуры ликвидации отсутствуют.
Документы, предусмотренные п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области представлены не были, а именно не представлено уведомление о ликвидации юридического лица по установленной форме; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Факт прекращения деятельности Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в судебном заседании подтвердил её представитель ФИО2
В соответствии с абз.4 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим своюдеятельностьв качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи61Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществлениядеятельностибез надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая, чтоПрофсоюзомдопущены нарушения требований федерального закона в части подачи в установленный срок сведений в регистрирующий орган в соответствии с требованиями ст.29Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", принимая во внимание неоднократный характер допущенных нарушений, а также фактическое прекращение деятельности указанного юридического лица, суд считает, что заявленные административным истцом административные исковые требования о признании Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения прекратившейсвоюдеятельностьв качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц являются законными и обоснованными.
Согласно ст.114Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст.333.36Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии со статьей333.19Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 6 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 6 000 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.175-180,264Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Первичную профсоюзную организацию Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения прекратившей свою деятельностьв качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Первичной профсоюзной организации Касимовского городского муниципального предприятия «Водоканал» Рязанской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья