ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/2021 от 29.09.2021 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Гражданское дело №2а-641/2021

УИД 75RS0031-01-2021-000866-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Мачневой Н.А.,

с участием административного истца и.о. прокурора района Тюричкина И.Н.,

представителя административного ответчика по доверенности Жамбал-Доржиева В.В., административного ответчика Васильевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального района «Оловяннинский район» к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Васильевой Елене Владимировне, Карташовой Татьяне Владимировне о признании наличия конфликта интересов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Оловяннинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Оловяннинский район» обратился в суд с требованием к администрации муниципального района «Оловяннинский район» о признании незаконным ответа администрации МР «Оловяннинский район» от 12.04.2021г. на представление прокуратуры Оловяннинского района от 17.03.2021г. №07-20-2021 в части непризнания наличия конфликта интересов в действиях (бездействии) председателя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Оловяннинский район» Васильевой Е.В. и начальника отдела управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» Карташовой Т.В.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции в МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» администрации муниципального района «Оловяннинский район», которое возглавляет Васильева Е.В. Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 08.07.2009г. №193 создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих. При этом положением о комиссии предусмотрено, что основанием для проведения ее заседания является информация о наличии у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Проведенная проверка показала, что Васильева Е.В., являясь муниципальным служащим и занимая должность председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом, 08.04.2014г. на старшую должность муниципальной службы – начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства приняла Карташову Т.В., которая является женой родного брата Васильевой Е.В. – Карташова Ю.В.

В соответствии с должностным регламентом начальника отдела управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства структурного подразделения МКУ КУМИ администрации муниципального района «Оловяннинский район» муниципальный служащий, замещающий эту должность, подчиняется непосредственно заместителю руководителя администрации – председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район». Кроме того, в период времени с 10.02.2021г. по 26.02.2021г. Карташова Т.В. отсутствовала на рабочем месте, однако в отсутствие на то законных оснований Васильева В.Е. не стала извещать бухгалтерию от отсутствии Карташовой Т.В. по месту исполнения ее служебных обязанностей, игнорировала необходимость истребования у Карташовой заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, в связи с чем в феврале 2021г. Карташова «табелирована», а в последующем ей незаконно выплачена заработная плата за вышеупомянутый период (96 час). Наличие условий соподчиненности между Васильевой Е.В. и Карташовой Т.В. создало предпосылки и привело к реализации личной заинтересованности в целях получения выгод и преимуществ. Васильева Е.В. и Карташова Т.В. по состоянию на 11.03.2021г. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению не обратились, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняли. Непринятие мер по соблюдению вышеназванных требований может привести к совершению правонарушений коррупционной направленности, что является недопустимым. Вышеназванные требования легли в основу представления от 17.03.2021г. №07-20-2021, внесенного в адрес администрации МР «Оловяннинский район», которая в свою очередь в ответе от 12.04.2021г. отказала в удовлетворении законных требований прокурора.

25.08.2021г. административным истцом административные требования были уточнены, и.о. прокурора просит привлечь к участию в деле в качестве соответчиков председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район» Васильеву Е.В., начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район» Карташову Т.В. и признать наличие конфликта интересов в действиях (бездействии) указанных должностных лиц.

В судебном заседании и.о. прокурора И.Н. Тюричкин, на уточненных требованиях настаивал, просил удовлетворить, признать наличие конфликта интересов. Суду пояснил, что конфликт интересов был выявлен не при приеме на работу Карташовой, а в связи с незаконно выплаченной заработной платой в период отсутствия Карташовой на рабочем месте.

Представитель администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. в судебном заседании уточненные требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований, суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, а именно Семейным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и ФЗ «О противодействии коррупции» определены близкие родственники, среди которых нет такого близкого родственника как жена брата, в связи с чем, комиссия по данному вопросу не собиралась, конфликт интересов отсутствует.

Административный ответчик Васильева Е.В. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, просила в иске отказать, суду пояснила, что Карташова Т.В. находится у нее в прямом подчинении, но в соответствии с действующим законодательством жена брата не является близким родственником, конфликт интересов в данном случае отсутствует. Подтвердила факт отсутствия Карташовой Т.В. на рабочем месте в течение двух недель с выплатой ей заработной платы, также пояснила, что на настоящий момент денежные средства ею возмещены.

Административный ответчик Карташова Т.В. в судебном заседании участия не принимала по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлена.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Закона "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с положениями ст. 11 данного Закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данным нормам корреспондируют положения ч. ч. 1, 2, 2.1, 2.3, 3 ст. 14.1 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

В соответствии с частями 2.1, 3, 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.

В силу ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением № 20-ЛС от 07.05.2014г. Васильева Е.В. принята на работу в Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» на высшую должность муниципальной службы – должность заместителя руководителя администрации, председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом на неопределенный срок /л.д. 69/.

Согласно Положению о МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район», утвержденному постановлением главы администрации муниципального района «Оловяннинский район» №551 от 14.12.2011г., структура комитета состоит из двух отделов: отдела земельных отношений и отдела по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству. Комитет возглавляет председатель, который в пределах своей компетенции, в том числе: формирует штатное расписание комитета в пределах установленного фонда оплаты труда, утверждает Положения о структурных подразделениях комитета и должностные инструкции работников комитета, назначает на должность и освобождает от должности работников комитета в соответствии с действующим законодательством, решает в соответствии с нормативными правовыми актами о муниципальной службе вопросы, связанные с прохождением муниципальной службы в комитете, применяет к работникам комитета меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Должностным регламентом начальника отдела управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства структурного подразделения МКУ КУМИ администрации МР «Оловяннинский район» установлено, что муниципальный служащий, замещающий должность Начальника отдела, подчиняется непосредственно заместителю руководителя администрации – председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район», назначается на должность муниципальной службы и освобождается от должности муниципальной службы заместителем руководителя администрации, председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района «Оловяннинский район».

Установлено, что Карташова Т.В. на основании трудового договора от 08.08.2014г. принята на работу в отдел по управлению муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства на старшую должность муниципальной службы – начальника отдела имущественных отношений.

Согласно представленным Отделом ЗАГС Оловяннинского района Департамента ЗАГС Забайкальского края актовым записям о рождении и записи о заключении брака, Карташова Т.В. с 29.12.2000г. состоит в зарегистрированном браке с Карташовым Ю.В., который приходится родным братом Васильевой Е.В.

Прокуратурой Оловяннинского района проведена проверка исполнения МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что Васильева Е.В., являясь муниципальным служащим и занимая должность председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее КУМИ), 08.04.2014г. на старшую должность муниципальной службы – начальника отдела по управлению муниципальным имуществом архитектуры и градостроительства, в соответствии с должностным регламентом находящуюся в непосредственном подчинении председателя КУМИ, приняла Карташову Т.В., которая является женой родного брата Васильевой Е.В. – Карташова Ю.В.. Кроме того, Карташовой Т.В., в отсутствие ее на рабочем месте в период времени с 10.02.2021 г. по 26.02.2021 г., незаконно выплачена заработная плата за указанный период. Наличие условий соподчиненности между Васильевой Е.В. и Карташовой Т.В. создало предпосылки и привело к реализации личной заинтересованности в целях получения выгод и преимуществ.

По результатам проверки прокуратурой Оловяннинского района в адрес главы администрации муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В. внесено представление №07-20-2021 от 17.03.2021г. /л.д. 8-11/.

По итогам рассмотрения представления №07-20-2021 от 17.03.2021г. администрацией МР «Оловяннинский район» дан ответ, в котором указано, что Карташова Т.В. является женой брата муниципального служащего, у которого она находится в подчинении. Данная формулировка не подходит ни к одному названию, определяющему понятие близкого родства или свойства, предусмотренного ФЗ № 25-ФЗ, СК РФ, КоАП РФ, НК РФ, в связи с чем, личной заинтересованности в целях получения выгод и преимуществ, которые ведут к конфликту интересов между Васильевой Е.В. и Карташовой Т.В. не имеется. Отсутствие Карташовой Т.В. на рабочем месте в период с 10.02.2021г. по 26.02.2021г. обусловлено наличием уважительных причин по семейным обстоятельствам. Необоснованно начисленная заработная плата за данный будет удержана из заработной платы за апрель 2021 г. /л.д. 12-13/.

Приказом председателя МКУ КУМИ администрации МР «Оловяннинский район» №9 от 31.03.2021г. на основании личного заявления Карташовой Т.В. удержано из заработной платы начальника отдела управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства Карташовой Т.В, излишне выплаченная сумма неосновательно начисленной заработной платы за период с 10.02.2021 г. по 26.02.2021 г. /л.д. 14/.

Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 08.07.2009г. № 193 создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации района «Оловяннинский район» и урегулированию конфликта интересов, утвержден состав комиссии, Положение о комиссии /л.д. 49, 50-56/.

Подпунктом «б» пункта 3.1 Положения основанием для проведения заседания комиссии является информация о наличии у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации района «Оловяннинский район» и урегулированию конфликта интересов ни Васильева Е.В., ни Карташова Т.В., не обращались.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), с формированием кадрового состава и определением трудовых функций, применением мер поощрения или наложения взысканий.

Исходя из положений статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", личная заинтересованность может быть связана со следующими лицами: самим лицом, на которое в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

близкими родственниками или свойственниками (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) должностного лица;

иными гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Суд, принимая во внимание изложенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что принятие Васильевой Е.В., в силу занимаемой должности, решения о внесении в табель учета рабочего времени Карташовой Т.В. (жене брата) рабочих дней при отсутствии ее на работе в период с 10 по 26 февраля 2021 года и дальнейшем начислении ей заработной платы, напрямую влияет на возможность получения дохода в виде денег лицом, состоящим с председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом в отношениях свойства (жена брата) в связи с тем, что в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, к которой, в частности, относятся доходы каждого из них от трудовой деятельности.

Возможность получения указанного дохода женой брата должностного лица в качестве общего семейного дохода в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий в отношении его жены образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

В ходе разрешения представления прокуратуры от 17.03.2021г., начисленная неправомерно Карташовой Т.В. заработная плата за период с 10.02. по 26.02 2021г. была ею возвращена.

Тем не менее, суд пришел к выводу о том, что в данном случае конфликт интересов имеет место, поскольку у председателя МКУ КУМИ Васильевой Е.В. сохраняется возможность создать для Карташовой Т.В. более благоприятные условия прохождения муниципальной службы преимущественно перед иными муниципальными служащими в силу родственных отношений, и может повлиять на исполнение Карташовой Т.В. своих должностных обязанностей.

Таким образом, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования и.о. прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального района «Оловяннинский район», удовлетворить.

Признать наличие конфликта интересов между председателем муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» Васильевой Еленой Владимировной и начальником отдела управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» Карташовой Татьяной Владимировной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2021г.

Судья Сафонова Е.В.