ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/2022 от 19.07.2022 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

44RS0026-01-2022-000989-85

(№2а-641/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Дерзиянц К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области к Конькову А.А. о взыскании финансовых санкций,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области обратилось в суд с административным иском к Конькову А.А. о взыскании финансовых санкций. Требования мотивированы тем, что Коньков А.А. до 20.09.2016 года являлся индивидуальным предпринимателем. Административным ответчиком, как страхователем, сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за апрель 2016 года представлены 10.05.2016 года без нарушения сроков на 0 застрахованных лиц. При сверке представленных форм СЗВ-М за апрель 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года было обнаружено расхождение в представленных формах, а именно в форме СЗВ-М за апрель 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо (Большакову А.И.). 27.10.2016 года Конькову А.А. было направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда. Страхователь не устранил имеющиеся расхождения, в результате чего был составлен акт от 09.04.2018 года, по результатам рассмотрения которого 17.05.2018 года было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу. Сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за май 2016 года страхователем представлены 10.06.2016 года без нарушения срока на 0 застрахованных лиц. При сверке представленных форм СЗВ-М за май 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года было обнаружено расхождение в представленных формах, а именно в форме СЗВ-М за май 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо (Большакову А.И.). 27.10.2016 года Конькову А.А. было направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда. Страхователь не устранил имеющиеся расхождения, в результате чего был составлен акт от 09.04.2018 года, по результатам рассмотрения которого 17.05.2018 года было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу. Сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за июнь 2016 года страхователем представлены 12.07.2016 года без нарушения срока на 0 застрахованных лиц. При сверке представленных форм СЗВ-М за июнь 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года было обнаружено расхождение в представленных формах, а именно в форме СЗВ-М за июнь 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо (Большакову А.И.). 27.10.2016 года Конькову А.А. было направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда. Страхователь не устранил имеющиеся расхождения, в результате чего был составлен акт от 09.04.2018 года, по результатам рассмотрения которого 17.05.2018 года было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу. Страхователю заказными письмами направлялись требования от 07.06.2018 года со сроком добровольного исполнения до 03.07.2018 года. Общая сумма финансовых санкций составила 1 500 руб. Ранее административный истец обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства, определением мирового судьи от 15.03.2022 года судебный приказ был отменен. Просили взыскать с Конькова А.А. финансовые санкции в размере 1 500 руб.

Административный истец ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддержании административных исковых требований.

Административный ответчик Коньков А.А., надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.

Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы – производство № 2а-147/2022, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в орган Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Сроки представления данных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в п. 2 ст. 11 данного Закона.

В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

До 30.05.2021 года данные сведения представлялись по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 года № 83п.

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно документам, представленным в материалы дела, Коньков А.А. с 02.07.2012 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 20.09.2016 года он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности Коньков А.А. 10.05.2016 года представил сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за апрель 2016 года на 0 застрахованных лиц.

09.04.2018 года отделением Пенсионного фонда РФ составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования , согласно которому выявлено расхождение в представленной форме СЗВ-М за апрель 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года, а именно в форме СЗВ-М за апрель 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо.

Данный акт был направлен страхователю заказным письмом.

17.05.2018 года по результатам рассмотрения акта было вынесено решение о привлечении Конькова А.А. к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб.

Данное решение обжаловано не было, вступило в законную силу.

10.06.2016 года Коньков А.А. представил сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за май 2016 года на 0 застрахованных лиц.

09.04.2018 года отделением Пенсионного фонда РФ составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования , согласно которому выявлено расхождение в представленной форме СЗВ-М за май 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года, а именно в форме СЗВ-М за май 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо.

Данный акт был направлен страхователю заказным письмом.

17.05.2018 года по результатам рассмотрения акта было вынесено решение о привлечении Конькова А.А. к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб.

Данное решение обжаловано не было, вступило в законную силу.

12.07.2016 года Коньков А.А. представил сведения по форме СЗВ-М с типом «исх.» за июнь 2016 года на 0 застрахованных лиц.

09.04.2018 года отделением Пенсионного фонда РФ составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования , согласно которому выявлено расхождение в представленной форме СЗВ-М за июнь 2016 года и раздела 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года, а именно в форме СЗВ-М за июнь 2016 года не представлены сведения на одно застрахованное лицо.

Данный акт был направлен страхователю заказным письмом.

17.05.2018 года по результатам рассмотрения акта было вынесено решение о привлечении Конькова А.А. к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном учете в виде финансовой санкции в размере 500 руб.

Данное решение обжаловано не было, вступило в законную силу.

Поскольку обязанность по уплате в установленный законом срок данных сумм финансовых санкций не была исполнена Коньковым А.А., пенсионным органом в его адрес заказным письмом направлены требования об уплате от 07.06.2018 года со сроком уплаты до 03.07.2018 года, от 07.06.2018 года со сроком уплаты до 03.07.2018 года, от 07.06.2018 года со сроком уплаты до 03.07.2018 года. Копии указанных выше требований представлены административным истцом в материалы дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением по данным требованиям в шестимесячный срок по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, то есть до 10.01.2022 года включительно (срок для добровольного исполнения Коньковым А.А. самого раннего требования об уплате финансовых санкций заканчивался 03.07.2018 года).

Вместе с тем, с заявлением о выдаче судебного приказа ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области обратилось к мировому судье судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы 04.02.2022 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, то есть с нарушением срока для обращения в суд.

Административным истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Между тем, уважительных причин пропуска срока не приведено и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, не представлено, оснований для его восстановления не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290–293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области к Конькову А.А. о взыскании финансовых санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Мохова