Мотивированное решение составлено 06 апреля 2022 года
66RS0020-01-2021-000382-09
Дело № 2а-642/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марьиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к Кузьмину Ф. В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за нарушение срока его уплаты,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области (далее по тексту – МИФНС России № 29 по Свердловской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнений просит взыскать с Кузьмина Ф.В. недоимку по земельному налогу за 2019 год в сумме 42 341 рубль 98 копеек, пени за нарушение срока его уплаты в сумме 160 рублей 54 копейки.
В обоснование требований указано, что Кузьмин Ф.В. в спорный период являлся собственником земельных участков, в связи с чем обязан был уплачивать земельный налог. Обязанность по уплате налога административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были начислены пени, в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения. Требование об уплате налога, пени в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 29 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога, пени, в суд с указанным административным иском.
Представитель административного истца, административный ответчик Кузьмин Ф.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области. В административном исковом заявлении представитель административного истца просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Ранее в судебном заседании от 16 марта 2022 года административный ответчик просил в удовлетворении требований налогового органа отказать, поскольку на момент выставления как налогового уведомления по уплате земельного налога за 2019 год, так и на момент выставления требования у него имелась переплата, в размере достаточном для зачета в счет его оплаты.
Поскольку административный истец, административный ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории городского округа Заречный земельный налог установлен решением Думы городского округа Заречный от 15 октября 2018 года № 104-Р «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Заречный земельного налога».
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (абзац 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кузьмин Ф.В. в спорный период (2019 год) являлся единоличным собственником земельных участков:
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, почтовый адрес: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования под объект гаражной застройки (индивидуальное гаражное строительство); кадастровая стоимость 509 646 рубля 06 копеек;
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под отдельно стоящий жилой дом с придомовым участком; кадастровая стоимость 528 823 рубля 35 копеек;
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для теплой стоянки автотранспорта; кадастровая стоимость 420 896 рублей 88 копеек;
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для теплой стоянки автотранспорта; кадастровая стоимость 443 000 рублей;
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под сооружение для хранения транспортных средств; кадастровая стоимость 1 781 000 рублей;
- кадастровый <номер>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, почтовый адрес: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаража; кадастровая стоимость 128 765 рублей 28 копеек.
Указанное подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, а также справками о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации Кузьмин Ф.В. являлся плательщиком земельного налога.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, МИФНС России № 29 по Свердловской области Кузьмину Ф.В. был начислен земельный налог за 2019 год, в его адрес путем размещения в личном кабинете налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 84010484 от 17 сентября 2020 года (л.д. 4).
Обязанность по уплате налога Кузьминым Ф.В. в установленный срок не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 29 по Свердловской области в его адрес 02 января 2021 года было направлено путем размещения в личном кабинете налогоплательщика требование № 45931 от 30 декабря 2020 года об уплате недоимки по налогу, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 16 февраля 2021 года (л.д. 6).
Требование МИФНС России № 29 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке и в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения 10 марта 2021 года к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
15 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 Заречного судебного района Свердловской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Заречного судебного района Свердловской области на основании заявления МИФНС России № 29 по Свердловской области вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи от 30 марта 2021 года, в связи с поступившими от должника возражениями.
После отмены судебного приказа, в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, пени МИФНС России № 29 по Свердловской области 09 сентября 2021 года обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением.
С требованиями МИФНС России № 29 по Свердловской области не согласился административный ответчик, указал, что на момент выставления как налогового уведомления так и требования у него имелась переплата по земельному налогу, образовавшаяся в результате перерасчета налога, которая согласно письму налогового органа должна была быть зачтена в счет земельного налога за 2019 год. Также указал, что земельный налог за 2017 и 2018 годы им был уплачен в полном объеме.
Суд полагает заслуживающим внимание доводы административного ответчика на основании следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с налоговым уведомлением 20435232 от 04 июля 2018 года административному истцу был исчислен, в том числе земельный налог за 2017 год на общую сумму 86 970 рублей (л.д. 132 - 133).
В соответствии с налоговым уведомлением № 31156304 от 04 июля 2019 года Кузьмину Ф.В. исчислен земельный налог за 2018 год на общую сумму 86 970 рублей (л.д.135 - 136).
Земельный налог за 2017 год и 2018 год уплачен административным ответчиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 460 от 04 декабря 2018 года на сумму 40 658 рублей, № 474 от 18 декабря 2018 года на сумму 46 312 рублей (земельный налог за 2017 год) (л.д. 112, 113),а также платежными поручениями № 35 от 29 ноября 2019 года на сумму 9 176 рублей, № 48 от 12 декабря 2019 года на сумму 37 136 рублей, № 60 от 25 декабря 2019 года на сумму 10 658 рублей, № 63 от 30 декабря 2019 года на сумму 30 000 рублей (земельный налог за 2018 год) (л.д. 114 - 117).
21 июля 2020 года на основании заявления Кузьмина Ф.В., МИФНС России № 29 по Свердловской области в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер> был произведен перерасчет земельного налога в сторону уменьшения за 2017 год в сумме 44 434 рубля, за 2018 год в сумме 44 434 рублей.
Таким образом, сумма переплаты по земельному налогу составила 85 072 рубля (42 536 рублей (переплата по земельному налогу за 2017 год +42 536 рублей (переплата по земельному налогу за 2017 год).
Вместе с тем согласно ответу МИФНС России № 29 по Свердловской области от 15 марта 2022 года, данному на судебный запрос переплата по земельному налогу после производства перерасчета составила 41 798 рублей. В порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на основании заявления Кузьмина Ф.В. налоговым органом сумма переплаты была распределена следующим образом: 21 августа 2020 года произведен зачет в сумме 10 рублей 07 копеек, 6 900 рублей 76 копеек; 25 августа 2020 года денежные средства в размере 34 884 рубля 17 копеек возвращены на расчетный счет Кузьмину Ф.В. Таким образом совершены действия в общей сумме 41 798 рублей (л.д.128-129).
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше действий налогового органа и возвращения административному ответчику денежных средств на расчетный счет, сумма переплаты по земельному налогу должна была составить 43 274 рубля (85 072 – 41 798).
Согласно информационному письму МИФНС России № 29 по Свердловской области от 08 февраля 2021 года № 11-25/01755@, направленному Кузьмину Ф.В., на 01 сентября 2020 года в карточке расчетов с бюджетом у административного ответчика имелась задолженность в сумме 33 360 рублей. По сроку уплаты 01 декабря 2020 года Кузьмину Ф.В. были произведены начисления по земельному налогу за 2017 и 2018 года на сумму 33 360 рублей, в связи с чем переплата была зачтена с начислениями за 2017 и 2018 годы. И сообщено, что на 08 февраля 2021 года у административного ответчика имеется задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 42 342 рубля (л.д. 103-104).
В ответе на судебный запрос налоговый орган указал, что в связи с уменьшениями и доначислениями сумм налога, возвратами и зачетами, у налогоплательщика вновь образовалась задолженность за 2018 год в сумме 33 360 рублей, но платежи, которые должны ее погашать в результате технической ошибки были зачтены и привязаны к 2019 году. Но при этом указывает, что фактически налог за 2018 год Кузьминым Ф.В. уплачен (л.д. 146-148).
Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией административного истца в части указания о наличии у административного ответчика после произведенного перерасчета, задолженности по земельному налогу за 2017 и 2018 годы.
Согласно представленным Кузьминым Ф.В. платежным поручениям земельный налог за 2017 год и 2018 год был уплачен им в полном объеме.
При этом действия административного истца по зачету произведенных Кузьминым Ф.В. и указанных выше платежей по земельному налогу за 2017 и 2018 годы, за иные налоговые периоды и по иным налогам (что отражено в ответе на судебный запрос л.д.146-149) не основаны на законе, с учетом того, что имелось назначение платежа (земельный налог за 2017 или земельный налог за 2018 год), номер УИН соответствовал номеру, отраженному в извещении на оплату налога.
Таким образом, поскольку как на момент выставления налоговым органом в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования, так и в настоящее время у административного ответчика имеется переплата по земельному налогу в размере 43 274 рубля, оснований для удовлетворения административных исковых требований МИФНС России № 29 по Свердловской области о взыскании с Кузьмина Ф.В. недоимки по земельному налогу и пени, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к Кузьмину Ф. В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за нарушение срока его уплаты – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.
Судья: /подпись/ Т.А. Пархоменко