Дело № 2а-642/21 мотивированное решение
изготовлено 21.05.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.,
при секретаре Рахимовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области
к ФИО1
о взыскании налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени и штрафа,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – налог по УСН). В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 состояла на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя, применяла упрощенную систему налогообложения – доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, и являлась плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации установленных статьей 346.23 НК РФ, то есть для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25–го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). <дата> налогоплательщик представила в налоговый орган декларацию за <данные изъяты> год, сумма налога, подлежащая уплате - <данные изъяты> руб. Своевременно налог не был уплачен, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере <данные изъяты> руб., а также штраф в размере <данные изъяты> руб. В соответствии со ст. 45, 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование <номер> об уплате задолженности по налогу и пени сроком исполнения до <дата>. Налог и пени по требованию не уплачены.
Судебным приказом мирового судьи Кандалакшского судебного района от <дата><номер> с административного ответчика взыскана указанная сумма налога, пени и штрафа, однако определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен по заявлению ответчика.
На основании изложенного, МИФНС просит взыскать с ФИО1 налог по УСН в размере 36540 руб., пени по УСН в размере 2011 руб. 52 коп. и штраф в размере 1827 руб.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, телефонограммой ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, решение по делу оставила на усмотрение суда.
Исследовав письменные доказательства дела, административного дела <номер>, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 6 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ <номер> о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату данного налога в размере <данные изъяты>., штраф в размере <данные изъяты> руб.
<дата> мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области вынесено определение об отмене судебного приказа <номер> в связи с поступившими возражениями ФИО1
Таким образом, срок предъявления иска в суд истекает <дата>. Административное исковое заявление направлено в суд <дата>, поступило в суд <дата>, следовательно, срок на обращение в суд административным истцом соблюден.
В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
На основании п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
На основании п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статьей 346.19 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п.п. 2, 7 ст. 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Статьей 346.23 НК РФ установлено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Судом установлено, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> состояла на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя, применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы, и являлась плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Согласно представленной ФИО1 налоговой декларации по налогу по УСН от <дата>, ФИО1 самостоятельно был исчислен налог за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной налоговой декларации. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности предпринимателя являлась деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе; в <данные изъяты> году ею произведено отчуждение двух объектов недвижимости: 1) земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, зарегистрированный в собственности в период с <дата> по <дата>; 2) инфекционный корпус на <данные изъяты> коек, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, зарегистрированный в собственности с <дата> по <дата>.
К доходам относятся доходы от реализации товаров и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. В силу п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Пунктом 1 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Реализованные ФИО1 объекты находились в её собственности незначительное время, имели разрешенное использование – для размещения объектов здравоохранения и объект незавершенного строительства, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о том, что указанные реализованные объекты, исходя из своего функционального назначения, не могли быть использованы ФИО1 в личных целях. Реализация данных объектов недвижимости непосредственно связана с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с чем доход от реализации земельного участка и инфекционного корпуса должны быть учтены в составе выручки/доходов по УСН за <данные изъяты> год.
Таким образом, сумма заниженной налоговой базы по УСН за <данные изъяты> год составила <данные изъяты> руб. (стоимость реализованных объектов недвижимости <данные изъяты>), сумма заниженного налога – 36540 руб. (<данные изъяты>).
По результатам проверки был составлен акт налоговой проверки <номер> от <дата> и дополнение к нему, ФИО1 представлено ходатайство, в котором налогоплательщик не оспаривает выводы, изложенные в дополнении к акту, и просит снизить штрафные санкции. Ходатайство и материалы проверки рассмотрены налоговым органом в отсутствие ФИО1
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган установил, что налогоплательщиком совершено виновное (по неосторожности) противоправное деяния в виде действия (бездействие), выразившееся в неуплате налога в установленный срок в размере 36540 руб., ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> % от суммы неуплаченного налога, что составляет <данные изъяты> руб., и нашел основания для снижения размера налоговой санкции в <данные изъяты> раза, т.е. до 1827 руб.
Решением от <дата><номер> ФИО1 привлечена к налоговой ответственности, а также ей начислены пени по состоянию на <дата> (за период с <дата> по <дата>), налогоплательщику предложено уплатить: сумму недоимки по налогу – 36540 руб., сумму пени – 2011 руб. 52 коп. и штрафа в размере 1827 руб.
В добровольном порядке решение ФИО1 не исполнено.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 1 п. 2 ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога по УСН за 2018 год и решения от <дата><номер> в установленные сроки, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1, а именно путем размещения в ее личном кабинете налогоплательщика, в соответствии с требованиями ст.ст. 45, 48, 69 НК РФ направлено требование об уплате налога, пени и штрафа от <дата><номер> на уплату: 36540 руб. (налог) + 2011,52 руб. (пени) +1827 руб. (штраф), сроком уплаты до <дата>.
Согласно статье 11.2. НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.2 НК РФ Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок).
В соответствии с п. 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика налоговыми органами размещаются, в том числе, следующие документы (информация), сведения: о льготах физического лица; о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; о суммах страховых взносов, исчисленных к уплате физическим лицом; о суммах налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом; о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
В связи с неисполнением указанного требования, в соответствии с положениями ст. 45, 48 НК РФ, МИФНС № 1 по Мурманской области <дата> обратилась к мировому судьбе с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по УСН, пени и штрафа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района от <дата><номер> с ФИО1 взыскан налог по УСН в размере <данные изъяты> руб., пени по налогу - <данные изъяты> руб. и штраф - <данные изъяты> руб. Судебный приказ отменен <дата> по заявлению ФИО1
В возражениях относительно исполнения судебного приказа ФИО1 указала только на свое право отмены судебного приказа. Возражения на настоящее административное исковое заявление ФИО1 не представлены.
Сведений об уплате сумм по требованию от <дата><номер> об уплате налога по УСН за <данные изъяты> год, пени и штрафа административным ответчиком не представлено, требования статей 45, 48, 69 НК РФ административным истцом выполнены, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено налогоплательщиком в добровольном порядке, административное исковое заявление в суд направлено МИФНС в пределах сроков, установленных статьей 48 НК РФ, в связи с чем суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, с ответчика подлежат взысканию: налог по УСН за <данные изъяты> год в размере 36540 руб., пени по налогу за период с <дата> по <дата> в размере 2011,52 руб. и штраф - 1827 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Из разъяснений, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Государственная пошлина, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска 40378 руб. 52 коп. подлежит уплате в размере 1411 руб. (п.п.1 п. 1 ст. 333.19 НК России) и подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области: налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), за <данные изъяты> год в размере 36540 руб., пени по налогу за период с <дата> по <дата> в размере 2011,52 руб. и штраф в размере 1827 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 1411 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова