Дело №2а-643(2021) копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Бондыревой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Хуторскому казачьему обществу «Парма» о ликвидации общества и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с исковыми требованиями к Хуторскому казачьему обществу «Парма» о ликвидации общества и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В обоснование заявленных требований указано, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление) определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Решение о государственной регистрации Хуторского казачьего общества «Парма» (далее - Организация) принято Управлением 12.11.2015. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю 18.11.2015 за ОГРН - <***>. Организация действует на основании Устава от 06.10.2015. В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что Организацией нарушены положения п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», приказа Минюста России от 26.05.2020 № 123 «0 внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации», что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации. За неисполнение требований законодательства к Организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений. 15.04.2020 в адрес Управления было направлено обращение атамана Организации ФИО1 с информацией об истечении срока его полномочий как руководителя и сообщил, что собрать Круг (высший орган управления Организации) не представляется возможным, поскольку члены Организации не желают продолжать деятельность. Управлением в адрес Организации 28.04.2020 вынесено Предупреждение сроком до 30.06.2020 с требованием о представлении обновленных сведений в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации. К установленному сроку Организация на Предупреждения не ответила, необходимые отчеты и обновленные сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, не представлены. В установленные законодательством сроки предупреждения не обжаловались и нарушения Организацией не устранены, до настоящего времени в Управление не представлены. Непредставление Организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью Организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Управление приходит к выводу о том, что Организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в: непредставлении отчетности за 2019 г. по формам ОН0001 и ОН0002 и № ГРКО03, неисполнении законно вынесенных Предупреждений, отсутствии сведений об обновленном адресе (месте нахождения) и руководителе Организации. Нарушения носят систематический характер, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято. Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ и, следовательно, невозможности исключения Организации из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации. В силу изложенного, руководствуясь пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ, ст. ст. 18, 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Управление просит ликвидировать Хуторское казачье общество «Парма», исключить Хуторское казачье общество «Парма» из Единого государственного реестра юридических лиц, в целях поддержания сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в актуальном состоянии.
Административным истцом - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик ХКО «Парма» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю представило письменные пояснения по делу, считают, что по изложенным обстоятельствам суд вправе принять решение о ликвидации ХКО «Парма», просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление) определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
По данным Единый государственный реестр юридических лиц 18.11.2015 произведена регистрация Хуторского казачьего общества «Парма» (далее – ХКО «Парма») и внесены сведения о юридическом лице в реестр, присвоен ОГРН <***> (л.д.10-12).
Устав ХКО «Парма» утвержден решением Учредительного собрания ХКО «Парма» (протокол Учредительного собрания ХКО «Парма» от 06.10.2015) (л.д.13-18).
Из Устава следует, что ХКО «Парма» создано на основе общности интересов граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам, проживающих в городе Перми и прилегающих к нему муниципальных образованиях с целью развития в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и формы хозяйствования; возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций и ценностей казачества; реализации и защиты гражданских прав и свобод казаков и членов их семей; повышения престижности военной службы, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовки их к военной службе, культурно-массовой и спортивной работе; осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством. Общество создано на принципах добровольности. Высшим, представительным органом общества является общее собрание (круг) казаков этого общества, которое избирает и переизбирает атамана сроком на 5 лет.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, об персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В соответствии с приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее - Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122), срок представления отчетности некоммерческими организациями за 2019г. перенесен на 01.07.2020.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ), установлено что казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Форма указанного документа (Форма № ГРКО03) утверждена приказом Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации».
Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 123 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России от 26.05.2020 № 123) установлено, что сведения, предусмотренные частью 8 статьи 6 Федерального закона № 154-ФЗ, за 2019г. представляются казачьими обществами не позднее 1 июля 2020г.
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе о смене адреса (места нахождения) юридического лица, обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что Организацией нарушены положения п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 123, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации. Подтверждением этого факта является:
- отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2019 г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО (л.д.9),
- отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019г. (л.д.8),
- отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчет по форме № ГРКО03, утвержденной приказом Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» за 2019г. (л.д.8).
Из содержания искового заявления следует, что за неисполнение требований законодательства к Организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений. За непредставление отчетов за 2019 г. по формам ОН0001 и ОН0002 Управлением 20.07.2020 вынесено Предупреждение Организации со сроком устранения нарушений до 15.10.2020. Предупреждение направлялось по юридическому адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ: 614506, <...> А.
За непредставление отчета за 2019г. по форме № ГРКО03 Управлением 19.08.2020 вынесено Предупреждение Организации со сроком устранения нарушений до 20.10.2020; которое направлялось также по юридическому адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ: 614506, <...> А.
В адрес Управления 15.04.2020 поступило обращение атамана ХКО «Парма» ФИО1 с информацией об истечении срока его полномочий как руководителя, в котором также сообщалось о том, что собрать Круг (высший орган управления Организации) не представляется возможным, поскольку члены Организации не желают продолжать деятельность (л.д.19).
Управлением в адрес Организации 28.04.2020 вынесено предупреждение сроком до 30.06.2020 с требованием о представлении обновленных сведений в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации (л.д.20-21, 22). Данное предупреждение, направленное заказным письмом по юридическому адресу ХКО «Парма», оставлено без исполнения, к установленному сроку Организация на Предупреждения не ответила, необходимые отчеты и обновленные сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, не представлены.
Согласно имеющимся сведениям, в установленные законодательством сроки Предупреждения не обжаловались и нарушения Организацией не устранены, до настоящего времени в Управление не представлены.
Таким образом, ХКО «Парма» не выполнило требование п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, не сообщило в Управление в трехдневный срок о смене своего адреса (места нахождения), обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Также ХКО «Парма» нарушены требования законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в непредставлении отчетности за 2019г. по формам ОН0001 и ОН0002 и № ГРКО03, неисполнении законно вынесенных Предупреждений от 28.04.2020, 20.07.2020 и 19.08.2020.
Перечисленные нарушения носят систематический характер.
Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
На это обстоятельство обращено внимание судов и в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64.
Суд соглашается с мнением административного истца о том, что непредставление организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно общедоступным сведениям Интернет-ресурса «Арбитражный суд Пермского края», дел с участием ХКО «Парма» не имеется.
Судом установлено, что Организация является фактически недействующим юридическим лицом.
Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к невозможности прохождения Организации процедуры ликвидации в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ и, следовательно, невозможности исключения Организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.
Принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по тем основаниям, что ХКО «Парма» неоднократно не исполнило обязанность по представлению отчетов о деятельности, не сообщило в Управление в установленный срок о смене своего адреса (места нахождения), обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, что свидетельствует о неисполнении требований закона. Организация является фактически недействующей. Указанное влечет в качестве последствия нарушения требований закона ликвидацию некоммерческой организации с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Ликвидировать юридическое лицо Хуторское казачье общество "Парма", ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решение является основанием для исключения юридического лица Хуторское казачье общество "Парма" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) О.В. Безматерных
Мотивированное решение составлено 02 марта 2021г.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.В. Безматерных
Подлинный экземпляр находится
в гражданском деле № 2-643(2021)
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2021-000217-54