ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-643 от 15.02.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-643(2021) копия:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Бондыревой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Хуторскому казачьему обществу «Парма» о ликвидации общества и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с исковыми требованиями к Хуторскому казачьему обществу «Парма» о ликвидации общества и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В обоснование заявленных требований указано, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление) определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Решение о государственной регистрации Хуторского казачьего общества «Парма» (далее - Организация) принято Управлением 12.11.2015. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю 18.11.2015 за ОГРН - 1155958115631. Организация действует на основании Устава от 06.10.2015. В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что Организацией нарушены положения п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», приказа Минюста России от 26.05.2020 № 123 «0 внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации», что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации. За неисполнение требований законодательства к Организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений. 15.04.2020 в адрес Управления было направлено обращение атамана Организации Ведерникова П.С. с информацией об истечении срока его полномочий как руководителя и сообщил, что собрать Круг (высший орган управления Организации) не представляется возможным, поскольку члены Организации не желают продолжать деятельность. Управлением в адрес Организации 28.04.2020 вынесено Предупреждение сроком до 30.06.2020 с требованием о представлении обновленных сведений в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации. К установленному сроку Организация на Предупреждения не ответила, необходимые отчеты и обновленные сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, не представлены. В установленные законодательством сроки предупреждения не обжаловались и нарушения Организацией не устранены, до настоящего времени в Управление не представлены. Непредставление Организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью Организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Управление приходит к выводу о том, что Организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в: непредставлении отчетности за 2019 г. по формам ОН0001 и ОН0002 и № ГРКО03, неисполнении законно вынесенных Предупреждений, отсутствии сведений об обновленном адресе (месте нахождения) и руководителе Организации. Нарушения носят систематический характер, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято. Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ и, следовательно, невозможности исключения Организации из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации. В силу изложенного, руководствуясь пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ, ст. ст. 18, 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Управление просит ликвидировать Хуторское казачье общество «Парма», исключить Хуторское казачье общество «Парма» из Единого государственного реестра юридических лиц, в целях поддержания сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в актуальном состоянии.

Административным истцом - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик ХКО «Парма» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю представило письменные пояснения по делу, считают, что по изложенным обстоятельствам суд вправе принять решение о ликвидации ХКО «Парма», просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление) определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

По данным Единый государственный реестр юридических лиц 18.11.2015 произведена регистрация Хуторского казачьего общества «Парма» (далее – ХКО «Парма») и внесены сведения о юридическом лице в реестр, присвоен ОГРН 1155958115631 (л.д.10-12).

Устав ХКО «Парма» утвержден решением Учредительного собрания ХКО «Парма» (протокол Учредительного собрания ХКО «Парма» от 06.10.2015) (л.д.13-18).

Из Устава следует, что ХКО «Парма» создано на основе общности интересов граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам, проживающих в городе Перми и прилегающих к нему муниципальных образованиях с целью развития в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и формы хозяйствования; возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций и ценностей казачества; реализации и защиты гражданских прав и свобод казаков и членов их семей; повышения престижности военной службы, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовки их к военной службе, культурно-массовой и спортивной работе; осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством. Общество создано на принципах добровольности. Высшим, представительным органом общества является общее собрание (круг) казаков этого общества, которое избирает и переизбирает атамана сроком на 5 лет.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, об персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В соответствии с приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее - Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122), срок представления отчетности некоммерческими организациями за 2019г. перенесен на 01.07.2020.

Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ), установлено что казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Форма указанного документа (Форма № ГРКО03) утверждена приказом Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации».

Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 123 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России от 26.05.2020 № 123) установлено, что сведения, предусмотренные частью 8 статьи 6 Федерального закона № 154-ФЗ, за 2019г. представляются казачьими обществами не позднее 1 июля 2020г.

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе о смене адреса (места нахождения) юридического лица, обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что Организацией нарушены положения п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 123, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации. Подтверждением этого факта является:

- отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2019 г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО (л.д.9),

- отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019г. (л.д.8),

- отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчет по форме № ГРКО03, утвержденной приказом Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» за 2019г. (л.д.8).

Из содержания искового заявления следует, что за неисполнение требований законодательства к Организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений. За непредставление отчетов за 2019 г. по формам ОН0001 и ОН0002 Управлением 20.07.2020 вынесено Предупреждение Организации со сроком устранения нарушений до 15.10.2020. Предупреждение направлялось по юридическому адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ: 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, д. 1 А.

За непредставление отчета за 2019г. по форме № ГРКО03 Управлением 19.08.2020 вынесено Предупреждение Организации со сроком устранения нарушений до 20.10.2020; которое направлялось также по юридическому адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ: 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, д. 1 А.

В адрес Управления 15.04.2020 поступило обращение атамана ХКО «Парма» Ведерникова П.С. с информацией об истечении срока его полномочий как руководителя, в котором также сообщалось о том, что собрать Круг (высший орган управления Организации) не представляется возможным, поскольку члены Организации не желают продолжать деятельность (л.д.19).

Управлением в адрес Организации 28.04.2020 вынесено предупреждение сроком до 30.06.2020 с требованием о представлении обновленных сведений в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации (л.д.20-21, 22). Данное предупреждение, направленное заказным письмом по юридическому адресу ХКО «Парма», оставлено без исполнения, к установленному сроку Организация на Предупреждения не ответила, необходимые отчеты и обновленные сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, не представлены.

Согласно имеющимся сведениям, в установленные законодательством сроки Предупреждения не обжаловались и нарушения Организацией не устранены, до настоящего времени в Управление не представлены.

Таким образом, ХКО «Парма» не выполнило требование п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, не сообщило в Управление в трехдневный срок о смене своего адреса (места нахождения), обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Также ХКО «Парма» нарушены требования законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в непредставлении отчетности за 2019г. по формам ОН0001 и ОН0002 и № ГРКО03, неисполнении законно вынесенных Предупреждений от 28.04.2020, 20.07.2020 и 19.08.2020.

Перечисленные нарушения носят систематический характер.

Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На это обстоятельство обращено внимание судов и в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64.

Суд соглашается с мнением административного истца о том, что непредставление организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно общедоступным сведениям Интернет-ресурса «Арбитражный суд Пермского края», дел с участием ХКО «Парма» не имеется.

Судом установлено, что Организация является фактически недействующим юридическим лицом.

Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к невозможности прохождения Организации процедуры ликвидации в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ и, следовательно, невозможности исключения Организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.

Принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по тем основаниям, что ХКО «Парма» неоднократно не исполнило обязанность по представлению отчетов о деятельности, не сообщило в Управление в установленный срок о смене своего адреса (места нахождения), обновленные сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, что свидетельствует о неисполнении требований закона. Организация является фактически недействующей. Указанное влечет в качестве последствия нарушения требований закона ликвидацию некоммерческой организации с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая изложенное, принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.

Ликвидировать юридическое лицо Хуторское казачье общество "Парма", ОГРН 1155958115631, ИНН 5948049221.

Решение является основанием для исключения юридического лица Хуторское казачье общество "Парма" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) О.В. Безматерных

Мотивированное решение составлено 02 марта 2021г.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья: О.В. Безматерных

Подлинный экземпляр находится

в гражданском деле № 2-643(2021)

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2021-000217-54