ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6430/2016 от 11.10.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-6430-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11октября 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю о признании незаконными предписаний Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю,

У с т а н о в и л :

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю обратилось в суд с данными требованиями, просит признать незаконными и отменить предписания Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю, вынесенные 06 июня 2016 года №ВНЗАТ-069/2, №ВНЗАТ-069/3, №ВНЗАТ-069/4, №ВНЗАТ-069/5, №ВНЗАТ-069/7, №ВНЗАТ-069/8, ссылаясь на следующие обстоятельства.

06 июня 2016 года на основании акта проверки Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» №ВНЗАТ-069 в отношении административного истца были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений.

Предписанием №ВНЗАТ-069/8 на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю возложена обязанность обеспечить благоустройство зон санитарной охраны в соответствии с СанПИН 2.1.4.1110-02. Считает, что указанная обязанность возложена на учреждение незаконно, т.к. обстоятельства, указанные в предписании не соответствуют действительности.

Территория первого пояса зон санитарной охраны (далее- ЗСО) ФКУ ИК-1 спланирована для овода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена, закрыта на замок и обеспечена охраной. Дорожки имеют твердое покрытие. На территории не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Здания оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Водозаборы оборудованы водосчетчиками, ежемесячно проводится замер уровня воды.

На насосе водоскважины установлена станция управления и защиты СУЗ 40 «Высота», при уровне менее 8,5 метров, насос не включается.

В учреждении нет складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Учреждением выполняются необходимые мероприятия по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.

В пределах второго пояса ЗСО нет размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов.

В соответствии с пунктом 37 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», плановые проверки проводятся в форме документарной проверки или выездной проверки. Согласно акта проверки от 06 июня 2016г. №ВНЗАТ-069 в ФКУ ИК-1 была проведена плановая выездная проверка. Однако государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю Городовой Е.А., вынесшей предписание №ВНЗАТ-069/8, выезд в ФКУ ИК-1 не осуществлялся, т.е. проверка проведена документально, оценка состояния благоустройства зон санитарной охраны дана не объективно. Таким образом, проверка проведена с нарушением п. 41 Приказа Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191, в соответствии с которым выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

Предписанием №ВНЗАТ-069/7 на учреждение возложена обязанность при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ организовать ведение мониторинга подземных вод в полном объеме. Предписание №ВНЗАТ-069/7 вынесено с нарушением нормативных документов, являющихся основанием вынесения предписания. Так в предписании в качестве основания вынесения указано «абз. 3 п/п. 4.1.1 Условий пользования недрами к лицензии ЧИТ 01343 ВЭ», в учреждении же имеется лицензия ЧИТ 02255 ВЭ. Таким образом, основание вынесения предписания указано неверно, что является основанием для отмены предписания №ВНЗАТ-069/7.

Предписанием №ВНЗАТ-069/5 на учреждение возложена обязанность обеспечить представление ежегодной статистической отчетности по форме №4-ЛС в Отдел геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу (Центсибнедра) за 2014-2015 гг.

Предписанием №ВНЗАТ-069/4 на учреждение возложена обязанность обеспечить представление ежегодной информации о выполнении условий пользования недрами (об объемах добычи подземных вод), о результатах мониторинга окружающей среды в Отдел геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу (Центсибнедра) за 2013-2015 гг. Указанные предписания вынесены без учета Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года №1233. Статистическая отчетность по форме №4-ЛС и статистическая отчетность о выполнении условий пользования недрами, о результатах мониторинга окружающей среды относится к служебной информации ограниченного распространения. В соответствии с названным Положением, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 1.3 Положения не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Указанная отчетность не относится к документам, перечисленным в п. 1.3 Положения.

В соответствии с п. 1.5, 1.7, 1.8 Положения, порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям определяется руководителем федерального органа исполнительной власти. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности. Таким образом, статистическая отчетность может быть предоставлена в Отдел геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу только по письменному запросу.

Приказом ФСИН России от 11 ноября 2015 года №1053 для учреждений УИС установлен перечень форм статистической отчетности, которые необходимо представлять. В данный перечень не включены отчетность по форме №4-ЛС и отчетность о выполнении условий пользования недрами. Таким образом, нарушений при предоставлении отчетности со стороны ФКУ ИК-1 не допущено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении указанная отчетность была представлена. Указанные обстоятельства отражены в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении №02-044/2016.

Предписанием №ВНЗАТ-069/3 на учреждение возложена обязанность согласовать и утвердить в установленном порядке проект водозабора по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ, представить в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю копию протокола ТКР-ТПИ об утверждении проекта. Предписание №ВНЗАТ-069/3 вынесено с нарушением нормативных документов, являющихся основанием вынесения предписания. Так в предписании в качестве основания вынесения указано «абз. 1 п/п. 4.1.1., п/п. 4.1.2. Условий пользования недрами к лицензии ЧИТ 01281 ВЭ», в учреждении же имеется лицензия ЧИТ 02255 ВЭ. Таким образом, основание вынесения предписания указано неверно, что является основанием для отмены предписания №ВНЗАТ-069/3.

Предписанием №ВНЗАТ-069/2 на учреждение возложена обязанность утвердить запасы подземных вод и представить отчет с подсчетом запасов подземных вод на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Предписание №ВНЗАТ-069/2 вынесено с нарушением нормативных документов, являющихся основанием вынесения предписания. Так в предписании в качестве основания вынесения указано «абз. 1 п/п. 4.1.1, п/п. 4.1.2. Условий пользования недрами к лицензии ЧИТ 01281 ВЭ», в учреждении же имеется лицензия ЧИТ 02255 ВЭ. Таким образом, основание вынесения предписания указано неверно, что является основанием для отмены предписания №ВНЗАТ-069/2.

На основании указанных предписаний Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю был составлен протокол №02-044/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. 15 июня 2016 года состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, по результатам которого производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (постановление №02-044/2016 прилагается).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы изложенные выше поддержала в полном объеме.

Представители административного ответчика ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения требований по доводам административного истца, представив письменные возражения (л.д.____).

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Основополагающие основы государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в пункте 1 статьи 11 которого предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться исходя из конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Земли, недра и почвы в силу статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, государственный геологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с Положением об Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю, утвержденным приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 №544, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Забайкальского края.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление Росприроднадзора имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами или гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 5.5 положения).

Согласно статье 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

С учетом изложенного, суд считает, что Росприроднадзор по Забайкальскому краю, выявив в ходе плановой выездной проверки нарушения природоохранных требований, имеет право на вынесение предписаний в рамках предоставленных данному органу полномочий.

Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства, в ходе которой, произведен осмотр объектов хозяйственной деятельности, осуществляемой Учреждением. В результате проведенных мероприятий установлено:

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю осуществляет пользование недрами по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ (лицензия) с целевым назначением добыча подземных вод, используемых для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, предоставленной в порядку переоформления лицензии ЧИТ 02143 ВЭ в связи с изменением ОПФ пользователя недр ФБУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю (приказ Забайкалнедра от 13.10.2011 № 239-п). Лицензия зарегистрирована Забайкальским филиалом ФБУ «ТФГИ по СФО» 16.12.2011 сроком окончания действия 15.08.2035; дополнения к лицензии не принимались, изменения не вносились.

В состав лицензии ЧИТ 02255 ВЭ включены 2 скважины №ЧТ-205; №ЧТ-206, введенные в эксплуатацию в 1990 году; скважины расположены на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в г.Нерчинске Забайкальского края. Эксплуатация водозабора недропользователем осуществляется с применением скважины № ЧТ-205, скважина № ЧТ-206 с 2012 года не эксплуатируется, находится в состоянии консервации, о чем представлен Акт консервации от 25.12.2012.

Лицензионным участкам, в границах зоны санитарной охраны строго режима (ЗСО) в радиусе 50 м от скважин придан статус горного отвода с глубиной 103 м от дневной поверхности.

Неотъемлемой составное частью лицензии ЧИТ 02255 ВЭ являются Условия пользования недрами (приложение 1 к лицензии ЧИТ 02255 ВЭ). Условиями пользования недрами, заключенными между Забайкалнедра (распорядитель недр) и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю (недропользователь), закреплены права и обязанности сторон и условия пользования недрами, выполнение которых недропользователь обязался: обеспечить, имея при этом право обращения к распорядителю недр для их пересмотра при возникновении определенных обстоятельств. Условия пользования недрами подписаны сторонами (Распорядителем недр и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю), приняты ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в полном объеме.

В соответствии с абз.1 п/п.4.1.1. лицензионного соглашения недропользователь обязался до начала промышленной добычи подземных вод составить, согласовать и утвердить в установленном порядке проект водозабора, при этом проект должен получить положительные заключения государственных экспертиз.

Во время проверки установлено, что фактически добыча подземных вод недропользователем производится при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта водозабора - проект водозабора к проверке не представлен, в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю отсутствует - не разработан, не согласован и не утвержден в установленном порядке, при этом добыча подземных вод в 2013 году произведена в объеме 59,404 тыс.м?, в 2014 году - 58,372 тыс.м?, в 2015 году - 58,762 тыс.м?, в 2016 году добыча подземных вод задекларирована в объеме 16,302 тыс.м?.

Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ осуществляет добычу подземных вод в отсутствии утвержденного проекта водозабора, тем самым учреждением нарушен абз.1 пп. 4.1.1. лицензионного соглашения, п.10 ч.2 ст.22 и ст.23.2 Закона «О недрах».

В соответствии с п.10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить, в том числе выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст.23.2 вышеназванного закона, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с абз.3 пп.4.1.1 лицензионного соглашения недропользователь обязался организовать ведение мониторинга подземных вод, в т.ч. проведение регулярных наблюдений за качеством забираемой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02.

Фактически регулярные наблюдения за качеством с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкалье» краю с 2014 года не проводятся, документы о проведенных в 2014 - 2016 г.г. ежемесячных исследований проб забираемой воды (протоколы исследований проб воды, заключения аналитического центра по результатам исследований проб вод пр.) к проверке не представлены. В 2013 году мониторинг качества подземных осуществлялся, о чем представлены протоколы лабораторных испытаний (исследований), выполненных Испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Забайкальском крае».

Таким образом, проведение регулярных наблюдений за качеством забираемой воды из скважин в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175 Учреждением не организовано, тем самым нарушен абз.3 п.4.1.1. лицензиат соглашения, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

В соответствии с абз.5 п/п. 4.1.1. лицензионного соглашения, недропользователь обязался произвести благоустройство зон санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Согласно СанПИН 2.1.4.1110-02, п.1.6., организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Однако, установлено, что проект ЗСО, обосновывающий в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 определение границ ЗСО и составляющих её поясов I, II, содержащий план мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО предупреждению загрязнения источника водозабора, правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО, к проверке, не представлен, в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю отсутствует - не разработан.

Таким образом, благоустройство ЗСО в соответствии с проектом ЗСО согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 Учреждением не произведено, тем cамым нарушен абз.5 пп. 4.1.1. лицензионного соглашения, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

В соответствии с абз.6 п/п. 4.1.1. недропользователь обязался утвердить запасы подземных вод в установленном порядке не позднее 15.08.2013.

Фактически запасы подземных вод по эксплуатируемому участку (месторождению) в установленном порядке не утверждались, отчет с подсчетом запаса подземных вод по лицензионному участку на государственную экспертизу запасов в установленном порядке недропользователем не представлялся, эксплуатация водозабора осуществляется на неутвержденных в установленном порядке запасах

Таким образом, утверждение запасов подземные вод в установленный срок позднее 15.08.2013 и на момент проверки (06.05.2016) Учреждением не обеспечено, тем самым нарушен абз.6 п/п 4.1.1. лицензионного соглашения, п.10ст.22 Закона РФ «О недрах».

В соответствии с абз.1 п.7.2 недропользователь обязан предоставлять ежегодно распорядителю недр информацию за отчетный год о выполнении условий пользования недрами (об объемах добычи подземных вод, сведения по платежам и налогам при пользовании недрами), о результатах мониторинга окружающей среды и др.

Фактически ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю представление распорядителю недр в Отдел геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Центрсибнедра ежегодной информации за 2013 - 2015 г.г. о выполнении условий пользования недрами, объемах добычи подземных вод, результатах мониторинга окружающей среды не обеспечено, что подтверждается письмом Отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Центрсибнедра от 12.05.2016 № 10-09-16/728.

Таким образом, предоставление ежегодно в период 2013 - 2015 г.г. распорядителю недр информации за отчетный год о выполнении условий пользования недрами (об объемах добычи подземных вод, сведения по платежам и налогам при пользовании недрами), о результатах мониторинга окружающей среды и др. Учреждением не обеспечено, тем самым нарушен абз. 1 п. 7.2 лицензионного соглашения, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» (далее - Закон) лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Между уполномоченным на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования недрами, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Обязательность выполнения условий, установленных лицензией на пользования недрами, определена п. 10 ч 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

овий,

В нарушение данной нормы, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю при пользовании участка недр по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ не обеспечено выполнение условий пользования недрами: абз.1 п.4.1.1. (в установленный срок - до начала промышленной добычи подземных вод - и на момент проверки) не обеспечено утверждение в установленном порядке проекта водозабора, абз.3 п.4.1.1. проведение регулярных наблюдений за качеством забираемой воды из скважин не организовано, абз.5 п.4.1.1. не обеспеченно благоустройство зон санитарной охраны в соответствии с СанПИН 2.1.4.1110-02, проект на благоустройство зон санитарной охраны артезианской скважины не разработан, абз.6 п.4.1.1. в установленный срок и на момент проверки не утверждены запасы подземных вод, отчет с подсчетом запасов подземных вод на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлен, абз. 1 п. 7.2 ежегодная информация о выполнении условий пользования недрами (об объемах добычи подземных вод), о результатах мониторинга окружающей среды распорядителю недр не предоставляется, тем самым нарушены требования Закона РФ «О недрах» ст. 22 ч.2 п. 10, ст. 23.2. ст. 29.

Как установлено в судебном заседании, пользование недрами по лицензии ЧИТ 02255 ВЭ ФКУ ИК-1 осуществляет с нарушением условий, установленных лицензией, нарушены абз.1 п.п.4.1.1, абз.3 п.п.4.1.1, абз.5 п.п. 4.1.1., абз.6 п.п.4.1.1, абз.1 п.п. 7.2 условий пользования недрами, п.10 ч.2 ст.22 и ст.23.2, ст.29 Закона «О недрах».

Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение ФКУ ИК-1 условий лицензирования и закона «О недрах». При данных обстоятельствах, оспариваемые предписания нельзя признать незаконными.

Также суд считает необоснованными доводы административного истца, что предписания подлежат отмене по формальным основаниям из-за неверного указания номера лицензии, поскольку, проверка проводилась по соблюдению условий пользования недрами именно к данной лицензии, другой лицензии у Учреждения не имеется, к тому же как следует из пояснений представителей Росприроднадзора, это была допущена техническая ошибка в предписании, и было направлено уведомление в Учреждение о допущенной опечатке.

В соответствии с абз.2 п. 7.2 недропользователь обязан предоставлять ежегодно в Забайкалнедра и другие специально уполномоченные органы Минприроды России, предусмотренную законодательством и нормативными актами форму статистической отчетности 4-ЛС до 20.01 после отчетного периода.

Однако, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю представлены статистические отчеты 4-ЛС, направленные в территориальный орган Роснедра своевременно: отчет за 2013 год представлен 14.01.2014, за 2014 год - 12.01.2015, за 2015 -30.12.2015г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание № ВНЗАТ-069/5 от 06 июня 2016г. является незаконным и подлежащим отмене.

На основании ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить предписание № ВНЗАТ-069/5 от 06 июня 2016г. в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

Решение принято в окончательной форме 17 октября 2016 года.

Подлинник документа находится материалах

гражданского дела №2а-6430-16

Центрального районного суда г.Читы