ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6431/17 от 17.10.2017 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Лобойко И.Э., при секретаре Ноздря А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО, мотивируя свои требования тем, что является собственником нежилого здания, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б с кадастровым номером . На основании договора от ДД.ММ.ГГ по заказу истца ООО «Люберецкое кадастровое бюро» подготовил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории и межевой план для постановки на кадастровый учет земельного участка. ДД.ММ.ГГ истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, предоставив все необходимые документы, на что получил отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГ, со ссылкой на имеющиеся ограничения в оборотоспособности земельного участка. Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, истец просит признать незаконным отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: МО <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГ, обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы МО принять решение о предварительном голосовании предоставления ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель истца (по доверенности ФИО2) в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика (по доверенности ФИО3) в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель 3-го лица – Главного управления архитектуры и градостроительства МО (по доверенности ФИО4) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <...> кв.м.

В соответствии с п.1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.

Письмом от ДД.ММ.ГГ Администрация Люберецкого муниципального района Московской области отказала ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок имеет ограничение оборотоспособности, поскольку находится в зоне транспортно-пересадочного узла, частично находится в границах планируемых красных линий.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, названный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, в том числе единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Частью 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункта 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Как установлено п. 25 ст. 1 ГрК РФ транспортно-пересадочный узел - комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По смыслу приведенной правовой нормы, под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Именно красные линии обозначают планируемое изменение земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога, что также разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГ.

Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ) и в проекте межевания территории (пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), относящихся к документации по планировке территорий. Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

При этом земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, в силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются полосой отвода автомобильной дороги.

Исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Реконструкцией линейных объектов в силу пункта 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Понятие реконструкции автомобильной дороги также содержится в пункте 9 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, согласно которой это комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Нормами ч. 3.1 ст. 90 ЗК РФ установлено, что установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Также в силу части 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области утвержден Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N 788/29.

В соответствии с п.2 указанного Порядка, границы полосы отвода автомобильной дороги Московской области определяются на основании документации по планировке территории, разработанной в соответствии с документами территориального планирования Московской области.

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N 788/29 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области" подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог Московской области и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области", постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ N 536/23 "Об утверждении состава и содержания проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Московской области и на основании документов территориального планирования муниципальных образований Московской области" и с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

Также частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов). Таким образом, документ по планировке территории относится к тем документам, на основании которых можно определять будущее размещение автодороги и транспортной инфраструктуры, к которой относится транспортно-пересадочный узел, с учетом изменений ее параметров при реконструкции.

Судом установлено, что уполномоченным органом на момент обращения заявителя приняты меры по реализации схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ, предусмотренные ч.1 ст.26 ГрК РФ, а именно: Проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении проекта планировки для строительства транспортно-пересадочного узла Люберцы-1 в городском поселении Люберцы Люберецкого муниципального район Московской области» предусмотрено строительство транспортно-пересадочного узла Люберцы-1.

Согласно Заключению Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГ испрашиваемый земельный участок частично находится на границах территории с утвержденным проектом планировки территории и планируемых красных линий объекта транспортно-пересадочного узла Люберцы-1. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом суду не представлено.

Учитывая, что проект планировки территории был утвержден до обращения ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: МО <адрес>, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме через Люберецкий городской суд.

Судья И.Э.Лобойко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.