ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6438/17 от 27.12.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-6438/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Бубиной А.С.,

с участием: представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев административное дело по административному иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО4 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ИП ФИО4 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор, ссылаясь на то, что Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности ДД.ММ.ГГГГ установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходной машины), без уплаты утилизационного сбора. Проверкой установлено, что ИП ФИО4 по декларации на товары для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Японии ввезен товар <данные изъяты>. При этом, в нарушение действующего порядка, утилизационный сбор за ввезенный ИП ФИО4 минитрактор сельскохозяйственный не уплачен. Утилизационный сбор подлежит уплате, за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в том числе в отношении тракторов сельскохозяйственных, колесных, классифицированных кодом ТН ВЭД. Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия при эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств. Кроме того, утилизационный сбор является одним из источников дохода бюджета Российской Федерации, поскольку его уплата осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. О факте неуплаты утилизационного сбора за ввезенный ИП ФИО4 минитрактор по декларации на товары транспортному прокурору стало известно в ходе проведения проверки, а именно - ДД.ММ.ГГГГ, согласно письму Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ). Действиями ИП ФИО4 по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств. Просит суд обязать ИП ФИО4 исчислить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары товар № <данные изъяты>, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 3 месяцев с тента вступления решения суда в законную силу; обязать ИП ФИО4 уплатить утилизационный сбор за ввезенный по декларации на товары товар <данные изъяты>, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

Из возражений на административное исковое заявление следует, что Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к ИП ФИО4 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор. Из искового заявления следует, что требования прокурора возникли в связи с осуществлением ФИО5 предпринимательской деятельности. Согласно п. 4 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Считает, что исковое заявление не подсудно Центральному районному суду, спор должен разрешать в ином судебном порядке, арбитражным судом. Кроме того, согласно ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ. Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» утверждены правила взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, а так же Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а так же размеров утилизационного сбора. Согласно п. 14 указанного перечня, утилизационным сбором облагаются тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по коду товара 870190. как следует из материалов дела по декларации на товары ИП ФИО4 для внутреннего потребления на таможенную территорию России ввез товар <данные изъяты>. указанный вид самоходных машин отсутствует в перечне товаров, за которые предусмотрена уплата утилизационного сбора. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик ИП ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Хабаровской таможни ФИО3, исковые требования поддержала, сославшись на основания и доводы, изложенные в отзыве.

Из отзыва на административное исковое заявление следует, что Хабаровская таможня поддерживает требования административного искового заявления Хабаровской транспортной прокуратуры. В ДД.ММ.ГГГГ. ИП ФИО4 осуществлен ввоз товара <данные изъяты> сведения о котором заявлены в ДТ . В соответствии с пунктами 1, 2 и абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экономической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ. Плательщиками утилизационного сбора для целей указанной статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий самоходных машин и (или) прицепов к ним, а отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Размер подлежащего уплате утилизационного сбора составил 270000 рублей. Поскольку утилизационный сбор при ввозе транспортного средства ИП ФИО4 не был уплачен, Хабаровская таможня письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомила об обязанности уплатить утилизационный сбор. Ввиду отсутствия оснований, установленных п. 17 постановления № 81, для взимания Хабаровской таможней неуплаченного ФИО4 утилизационного сбора, полномочиями с обращением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась Хабаровская транспортная прокуратура. Просят исковые требования удовлетворить.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание мнение представителей сторон, заинтересованного лица, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения экологической безопасности возложена обязанность по уплате утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (п. 6 Правил).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку финансовые средства, направляемые в Федеральное казначейство, являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства по инициативе прокурора допустимы.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. № 81 согласно которых установлен перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

В соответствии с п. 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81.

Взимание утилизационного сбора, плательщиками которого являются лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, в силу положений п. 3 Правил, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Как следует из представленной в материалы дела декларации для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации ИП ФИО4 из Японии ввезен товар - <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 г. № 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10.02.2016 г., в Собрании законодательства РФ 15.02.2016 г. № 7.

В разделе XIV Перечня указаны тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по коду 870190 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Идентификационный код М01 определяет тракторы сельскохозяйственные колесные мощностью силовой установки не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более трех лет, для которых установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора 2,2, для погрузчиков массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 6.

Транспортное средство, согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2). Мощность силовой установки самоходной машины относится к физическим характеристикам самоходных машин, то есть к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, что соответствует п. 5 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с данной нормой Федерального закона при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

В сноске 4 Перечня приведена базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Базовая ставка является составляющим элементом утилизационного сбора, на ее основе определяется размер утилизационного сбора.

Согласно сведениям, заявленным в декларации на товар, а также информации, содержащейся в документах о массе, мощности, годе выпуска и др., в отношении ввезенных транспортных средств установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора для тракторов сельскохозяйственных колесных с мощностью силовой установки не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 2,2, для погрузчиков массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 6.

Сноской 4 к Перечню предусмотрено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора, в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 руб.

Материалы дела не содержат сведений об исчислении и уплате ИП ФИО4 утилизационного сбора.

Поскольку утилизационный сбор при ввозе транспортных средств ИП ФИО4 не был исчислен и уплачен, в адрес административного ответчика Хабаровской таможней направлено уведомление об обязанности уплатить утилизационный сбор, которое исполнено не было.

Таким образом, действиями ИП ФИО4 по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная проверка, вышеназванные требования законодательства не соблюдаются.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО4 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 исчислить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары товар <данные изъяты>, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 уплатить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары товар – минитрактор <данные изъяты>, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО4 в бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2018.