ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6438/2016 от 28.09.2016 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-6438/2016 Изг. 28.09.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Курбатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.В.А. о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного прокурором г. Ярославля,

установил:

М.В.А. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного прокурором г. Ярославля. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Ярославля на имя истца, как на должностное лицо АО «Газпром газораспределение Ярославль» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. В соответствии с содержанием представления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле проводились работы по устранению утечек газа в многоквартирном жилом доме. На время проведения работ газоснабжение было приостановлено, однако после устранения утечек газа подача газа возобновлена не была. ДД.ММ.ГГГГ филиал АО «Газпром газораспределение Ярославль» уведомило ООО «Газпром межрегионагаз Ярославль» об отсутствии у жителей указанного многоквартирного дома договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Филиал «Газпром газораспределение Ярославль» уведомлений о приостановлении газоснабжения в адрес граждан-потребителей, проживающих в <адрес> не направляло, что является нарушением ст. 3 ЖК РФ, п. 81 Постановления Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 года со стороны должностных лиц филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль». Указанное представление административный истец полагает незаконным, поскольку согласно п.3 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, взрывобезопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигается путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем. В соответствии с п.4, п.5 вышеуказанных Правил безопасное использование и содержание внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем осуществления комплекса работ (услуг), в том числе: техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. На основании п. 77 Правил в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, в том числе получения такой информации в ходе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика. В данном случае имело место приостановление подачи газа собственникам помещений <адрес> на основании п. 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 в связи с возникновением угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая. Между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и <данные изъяты>» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования <адрес>, в связи с чем заказчиком работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования <адрес> являлось <данные изъяты>», которому и были направлены уведомления о приостановлении подачи газа. При указанных обстоятельствах требования прокурора о необходимости уведомления о приостановлении подачи газа непосредственно собственников жилых помещений <адрес> не основаны на положениях действующего законодательства. После устранения утечек возобновление подачи газа должно осуществляться той специализированной организацией, с которой владельцем квартиры заключен договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. На момент пуска газа ДД.ММ.ГГГГ договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования у собственников помещений <адрес> отсутствовали. В отсутствие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования у АО «Газпром газораспределение Ярославль» отсутствовали основания для возобновления подачи газа.

Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель административного ответчика прокуратуры г. Ярославля по доверенности Д.А.Н. возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, указывая на то, что в соответствии с п.п. «б» п. 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и ( или) внутриквартирного газового оборудования. При этом в силу п. 81 Правил до приостановления подачи газа в соответствии с п. 80 правил исполнитель обязан направить заказчику два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через <данные изъяты> дней после направления первого уведомления и не ранее чем через <данные изъяты> дней после направления второго уведомления. В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Ярославля установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле проводились работы по устранению утечек газа в многоквартирном жилом <адрес>. На время проведения работ газоснабжение было приостановлено. Однако после устранения утечек подача газа возобновлена не была. ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле уведомило ООО «Газпром межрегионагаз Ярославль» об отсутствии у жителей указанного многоквартирного дома договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Филиал АО «Газпром газораспределение Ярославль» уведомлений о приостановлении газоснабжения в адрес граждан-потребителей, проживающих <адрес>, не направлял. Следовательно, должностными лицами филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле было допущено нарушение п.п. 80-81 Правил № 410.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Ярославль» по доверенности Б.Е.В. требования административного искового заявления поддержал, указывая на то, что приостановление подачи газа в <адрес> осуществлялось АО «Газпром газораспределение Ярославль» на основании п. 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 в связи с возникновением угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая. После устранения аварийной ситуации было установлено, что у собственников помещений <адрес> отсутствует договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, в связи с чем правовых оснований для возобновления подачи газа у АО «Газпром газораспределение Ярославль» не имелось, поскольку собственники помещений были вправе заключить договор на техническое обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования с любой специализированной организацией.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ филиалом АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле проводились работы по устранению утечек газа в многоквартирном жилом <адрес>. На время проведения работ газоснабжение было приостановлено в соответствии с п. 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410. После устранения утечек подача газа возобновлена не была. ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле уведомило ООО «Газпром межрегионагаз Ярославль» об отсутствии у жителей указанного многоквартирного дома договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Филиал АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле уведомлений о приостановлении газоснабжения в адрес граждан-потребителей, проживающих в <адрес>, не направлял.

Из материалов дела следует, что отсоединение газового оборудования <адрес> от газораспределительной сети для устранения аварии произведено непосредственно АО «Газпром газораспределение Ярославль», в связи с чем, после выполнения ремонтных работ, в обязанности данной организации входило обеспечение жильцов спорных домов возможностью использовать газ (произвести запуск системы, что позволило бы получать газ).

Исходя из вышеназванных положений, по окончании аварийных работ именно данная ремонтная служба обязана была обеспечить возобновление потребления газа собственникам помещений <адрес> путем подключения (после аварийного отключения) внутридомового газового оборудования к газораспределительной сети, то есть обеспечить такое положение, которое существовало до аварийного отключения газопровода не по вине абонентов.

Устанавливая обязанность потребителей по обеспечению надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования путем заключения договора со специализированной организацией, нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не регулируют вопросы возобновления газоснабжения после проведения аварийно-ремонтных работ на газораспределительной сети и, в частности, не предоставляют газотранспортной организации права в целях возобновления газоснабжения требовать с абонентов поставщика газа (исполнителя коммунальной услуги газоснабжения) предъявления договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.

В силу положений Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, требование о предъявлении подобного договора может быть заявлено потребителю исключительно поставщиком газа в том случае, когда пуск газа осуществляется впервые (на этапе заключения договора поставки газа), что предусмотрено подпунктом "к" пункта 9 названных Правил.

Таким образом, действия филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле по отказу в возобновлении поставки газа после отключения до заключения собственниками помещений <адрес> договора на техническое обслуживание, приостановление поставки газа без соблюдения положений п.п. 80-81 Правил № 410 являлись незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения закона такими органами и должностными лицами, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).

Следовательно, при указанных обстоятельствах у прокурора г. Ярославля по результатам проведенной проверки имелись правовые основания для внесения представления руководителю филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» М.В.А., в связи с чем оснований для признания незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления М.В.А. о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного прокурором г. Ярославля отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: