ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-643/19 от 19.01.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-643/2019

УИД 33RS0019-01-2019-000527-32

Решение

Именем Российской Федерации

г. Суздаль 14 мая 2019 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Воронковой Ю.В.,

при секретаре Бобровской В.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Ировой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале административное дело по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Новоалександровское об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии на ряде гидротехнических сооружений, обратиться в федеральный орган исполнительной власти с соответствующими документами для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в результате аварий на ГТС,

УСТАНОВИЛ:

Суздальский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений, об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии на следующих гидротехнических сооружениях: гидроузел на р. Колочка у с. Старый Двор, плотина у <...> км на запад, плотина у с. Цибеево на р. Каменка, плотина у с. Кутуково на р. Сига, плотина № 1 в с. Оликово в 100 м на север, плотина № 2 в д. Новоселка в 200 м на северо-восток, плотина № 3 в с. Хотенское в 100 м на запад, а также обратиться в федеральный орган исполнительной власти с соответствующими документами для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в результате аварий на ГТС, в обоснование исковых требований указав следующее.

Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации муниципального образования Новоалександровское.

Установлено, что на территории муниципального образования Новоалександровское расположено 10 гидротехнических сооружений – 7 из которых находятся в собственности МО Новоалександрово: гидроузел на р. Колочка у с. Старый Двор, плотина у <...> км на запад, плотина у с. Цибеево на р. Каменка, плотина у с. Кутуково на р. Сига, плотина № 1 в с. Оликово в 100 м на север, плотина № 2 в д. Новоселка в 200 м на северо-восток, плотина № 3 в с. Хотенское в 100 м на запад.

Указано, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией муниципального образования Новоалександровское документы для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, в федеральный орган исполнительной власти не поданы, финансовое обеспечение не рассчитано.

Резюмируется, что указанное обстоятельство влечет за собой несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создают угрозу их жизни и здоровью, может привести к подтоплению расположенных вблизи населенных пунктов. Таким образом, нарушения требований федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создают угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а в случае совершения террористического акта, возникновения чрезвычайных и техногенных ситуаций – могут повлечь за собой нарушение прав, законных интересов граждан, причинить вред их жизни и здоровью, в том числе, повлечь необратимые последствия.

Обращено внимание на то, что по данному факту Суздальской межрайонной прокуратурой в адрес главы МО Новоалександровское 17.08.2018 года вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения на настоящий момент не устранены.

Помощник Суздальского межрайонного прокурора Ирова О.Н. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении заявленных требований, указав на нарушение прав неопределенного круга лиц.

Административный ответчик – администрация муниципального образования Новоалександровское, надлежащим образом извещенный о дате и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в ранее представленном отзыве указав, что административный ответчик признает, что в отношении гидротехнических сооружений, находящихся в собственности МО Новоалександровское, не приняты меры по формированию финансового и материального резерва гражданской ответственности в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, пояснив, что причиной нарушения федерального законодательства послужило отсутствие в муниципальном бюджете денежных средств на указанные цели. Также указано, что в собственности МО Новоалександровское находятся 7 гидротехнических сооружений, перечисленных в уточненном исковом заявлении, в связи с чем не возражала против удовлетворения иска в отношении них.

Учитывая, что административный ответчик своевременно извещался о времени и месте рассмотрения дела, представитель административного истца не возражал против рассмотрения дела без его участия, суд, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3 названного Закона дает определение следующих понятий:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

При этом, как следует из п. 3.6. ГОСТ Р 55260.1.4-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Гидроэлектростанции. Часть 1 - 4. Сооружения ГЭС гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1354-ст, гидроузел - это комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и совместному назначению

Согласно положений ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

Как следует из п. 4 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представляемых ему владельцем гидротехнического сооружения:

расчета вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и настоящими Правилами;

документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).

Разрешая требования Суздальского межрайонного прокурора об обязании сформировать финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии на гидротехнических сооружениях: гидроузел на р. Колочка у с. Старый Двор, плотина у <...> км на запад, плотина у с. Цибеево на р. Каменка, плотина у с. Кутуково на р. Сига, плотина № 1 в с. Оликово в 100 м на север, плотина № 2 в д. Новоселка в 200 м на северо-восток, плотина № 3 в с. Хотенское в 100 м на запад, а также обратиться в федеральный орган исполнительной власти с соответствующими документами для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в результате аварий на указанных ГТС, суд находит их обоснованными, исходя из следующего.

Судом установлено, что все вышеназванные гидротехнические сооружения находятся в собственности муниципального образования Новоалександровское Суздальского района, что подтверждается, в том числе, выпиской из реестра собственности МО Новоалександровское и свидетельствами о государственной регистрации права собственности и не оспаривается административным ответчиком.

По результатам проверки по соблюдению требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой в отношении деятельности администрации муниципального образования Новоалександровское, было установлено, что в нарушении вышеназванных норм закона документы для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, в результате аварии гидротехнического сооружения в федеральный орган исполнительной власти не поданы, финансовое обеспечение не рассчитано.

17.08.2018 года по данному факту Суздальской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

Как следует из ответа на вышеназванное представление от 15.10.2018 года № 1416, указанные в представлении нарушения признаны обоснованными, при этом указано, что финансовым отделом в настоящее время готовится проект бюджета поселения на 2019 год, предложено внести в расходную часть затраты по расчету вероятного вреда по всем ГТС, находящимся на балансе МО Новоалександровское, в случае утверждения бюджета поселения с учетом расходов по расчету вреда по ГТС, работы будут начаты в январе 2019 года.

Вместе с тем, до настоящего времени финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, в результате аварии вышеназванных гидротехнических сооружений не обеспечено, финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений не сформирован. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались, доказательств обратного суду представлено не было.

Учитывая изложенное, ввиду нарушения прав неопределенного круга лиц, а также наличия у административного ответчика обязанности по организации финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанных гидротехнических сооружениях и формирования финансового и материального резерва, предназначенного для ликвидации аварии данных гидротехнических сооружений, суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, считая разумным заявленный административным истцом шестимесячный срок исполнения судебного акта.

Руководствуясь статьями 175, 178 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Новоалександровское об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии на ряде гидротехнических сооружений, а также обратиться в федеральный орган исполнительной власти с соответствующими документами для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в результате аварий на ГТС – удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию МО Новоалександровское в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать финансовый и материальный резервы, предназначенные для ликвидации аварии на гидротехнических сооружениях: гидроузел на р. Колочка у с. Старый Двор, плотина у <...> км на запад, плотина у с. Цибеево на р. Каменка, плотина у с. Кутуково на р. Сига, плотина № 1 в с. Оликово в 100 м на север, плотина № 2 в д. Новоселка в 200 м на северо-восток, плотина № 3 в с. Хотенское в 100 м на запад.

Обязать администрацию МО Новоалександровское в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в федеральный орган исполнительной власти с соответствующими документами для финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в результате аварий на гидротехнических сооружениях: гидроузел на р. Колочка у с. Старый Двор, плотина у <...> км на запад, плотина у с. Цибеево на р. Каменка, плотина у с. Кутуково на р. Сига, плотина № 1 в с. Оликово в 100 м на север, плотина № 2 в д. Новоселка в 200 м на северо-восток, плотина № 3 в с. Хотенское в 100 м на запад.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Воронкова

Дата изготовления мотивированного решения – 18 мая 2019 года.