ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-643/2016 от 29.12.2016 Комсомольского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-643/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2016 года г. Комсомольск Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области

в составе: председательствующего судьи Короткова А.Л.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Комсомольского района Ивановской области Куликова А.Н.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 декабря 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить выявленные нарушения Федерального закона «О противодействии коррупции»,

У С Т А Н О В И Л:


Прокуратура Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района, в котором просит признать бездействие Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области по непроведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 17.02.2016 №24а «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории»» незаконным и обязать Администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в срок до 30.04.2017 года провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 17.02.2016 №24а «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории»».

В судебном заседании представитель административного истца Куликов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Писцовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в свое отсутствие, возражений на исковые требования прокуратуры Комсомольского муниципального района Ивановской области не представил, о чем направил соответствующее заявление.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статьи 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.
Согласно положениям п. 1 ст. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией Писцовского сельского поселения принято постановление от 17.02.2016 №24а «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории»».
Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Комсомольского муниципального района Ивановской области в Администрации Писцовского сельского поселения, также установлено, что антикоррупционная экспертиза как проекта, так и указанного постановления не проводилась.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Администрацию Писцовского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Бездействие Администрации Писцовского сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.
Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленных на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
В силу ч.3,5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В данном случае судом указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы иных лиц, подтверждается доказательствами по делу.

С учетом изложенного, административные исковые требования прокуратуры Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах муниципального образования к Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.46, 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы Постановления Администрации Писцовского сельского поселения «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории» от 17.02.2016г. № 24а.

Обязать Администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района в срок до 30 апреля 2017 года провести антикоррупционную экспертизу Постановления Администрации Писцовского сельского поселения «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории» от 17.02.2016г. № 24а и в этот же срок информировать суд и административного истца об исполнении решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2016 года.

Председательствующий А.Л. Коротков