ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-643/2021 от 06.10.2021 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2а-643/2021

Дело (УИД) 28RS0021-01-2022-000960-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сковородино 06 октября 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Осса Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 выразившееся в непринятии мер по установке прибора учета тепловой энергии в находящейся в собственности котельной «Дом связи» пгт.ФИО1,

установил:

Прокурор Сковородинского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 выразившееся в непринятии мер по установке прибора учета тепловой энергии в находящейся в собственности котельной «Дом связи» пгт.ФИО1.

В обоснование, которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2022- 2023 годов, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Вместе с тем по результатам проверки установлено, что вопреки требованиям закона на котельной «Дом Связи» прибор учета тепловой энергии отсутствует.

Собственник котельной - администрация пгт. ФИО1 учет на указанных объектах не организовала.

Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижении энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, отсутствия надлежащего контроля за подчинёнными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Бездействие администрации рабочего поселка пгт. ФИО1 выразившееся в непринятии мер по установлению на котельной прибора теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.

В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 39 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие Администрация рабочего поселка пгт. ФИО1, (ИНН <***> КПП 282601001), выразившееся в непринятии мер к установке прибора учета тепловой энергии в находящихся в собственности котельной «Дом Связи» пгт. ФИО1». Обязать Администрация рабочего поселка пгт. ФИО1 (ИНН <***> КПП 282601001) в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать прибором учета тепловой энергии котельную «Дом Связи» пгт. ФИО1».

Помощник прокурора Сковородинского района Осса Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, указанным в иске.

Административный ответчик администрация рабочего поселка (пгт) ФИО1, своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения требований прокурора не возражают. Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1.

Заинтересованное лицо МУП «Коммунальные сети», своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено своевременно и надлежащим образом. Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо администрация Сковородинского района, своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено своевременно и надлежащим образом, представило в суд заявление в котором просило рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Дальневосточное управление Ростехнадзора, своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено своевременно и надлежащим образом, представило в суд заявление в котором просило рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно отзыва на административное исковое заявление просят удовлетворить административные исковые требования прокурора Сковородинского района и обязать Администрацию пгт. ФИО1 произвести установку приборов учета на котельной «Дом связи». Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав позицию административного истца, изучив позицию административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку неисполнение ответчиком требований в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере, подготовке котельных к отопительному сезону 2022-2023 г.г. свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на защиту их жизни и здоровья, подтверждается право прокурора Сковородинского района обратиться в суд с данным заявлением.

В соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно п. 13 ч. 13 раздела III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила), к требованиям по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций относится, отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Пунктом 4 ч. 18 раздела V Правил, установлено, что в целях oценки готовности муниципальных образований к отопительном) периоду уполномоченным органом должны быть проверено, выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительном) периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Также, согласно п. 12.6 и 12.9 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации 25.08.2004, к основным условиям, выполнение которых необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП, являются: - устранение недостатков (отсутствие замечаний), отраженных в акте проверки готовности к прохождению ОЗП предыдущего года; - отсутствие не выполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний надзорных органов, существенно влияющих на надежность работы в ОЗП.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Таким образом, законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные, приборами учета тепловой энергии в целях, как коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее 5 кВт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых Гкал/ч (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Согласно ч. 4 указанной статьи до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Судом установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации, что здание котельной связи, расположенной в пгт.ФИО2 района Амурской области принадлежат на праве собственности муниципальному образованию рабочий поселок (пгт) ФИО1.

Судом также установлено, что результатам проверки прокуратурой Сковородинского района установлено, что на котельной «Дом связи», расположенной в пгт.ФИО1 отсутствуют приборы учета (счетчики).

Таким образом, бездействие администрации рабочего поселка пгт. ФИО1 выразившееся в непринятии мер по установлению на котельной прибора теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, также нарушает права граждан на надежное и бесперебойное теплоснабжение, в том числе рациональное выполнение функций органа местного самоуправления, препятствует установлению обоснованного размера платы за коммунальные услуги, улучшения финансового положения предприятий сферы ТЭК.

С учетом вышеизложенного, и поскольку администрация рабочего поселка ФИО1, осуществляющая полномочия собственника в отношении котельной «Дом связи», расположенной в пгт.ФИО2 района Амурской области, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, возложив на администрацию осуществление установки на котельной «Дом связи», расположенной в пгт.ФИО2 района Амурской области приборов учета (счетчиков).

Определяя срок исполнения данного решения, суд учитывает значимость разрешаемого спора, касающегося обеспечения безопасности неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное теплоснабжение, и находит предложенный прокурором срок в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, разумным и справедливым.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации рабочего поселка (пгт) ФИО1 выразившееся в непринятии мер по установке прибора учета тепловой энергии в находящейся в собственности котельной «Дом связи» пгт.ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрация рабочего поселка пгт. ФИО1, выразившееся в непринятии мер к установке прибора учета тепловой энергии в находящихся в собственности котельной «Дом Связи» пгт. ФИО1».

Возложить на администрацию рабочего поселка пгт. ФИО1 обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать прибором учета тепловой энергии котельную «Дом Связи» пгт. ФИО1».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий С.Ю. Петрашко

В окончательной форме решение принято: 06.10.22 г.