ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6444/19 от 10.01.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-6444/2019

УИД35RS0010-01-2019-007864-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда «04» июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2019 года.

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2019 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.

при секретаре Смирновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области к Автономной некоммерческой организации «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Вологодской области» о ликвидации автономной некоммерческой организации,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее также - Управление) обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (далее – АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области»), просит ликвидировать АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области», зарегистрированной 06 июня 2014 года, Управлением в период с 15 августа по 11 сентября 2018 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительным документам, и законодательству Российской Федерации. Установить соответствие деятельности указанным целям не представилось возможным ввиду непредоставления необходимых документов на проверку. Постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 3 исполнительный директор АНО «ЦОП «БПК» в <адрес>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (постановление от 21 сентября 2018 года) и по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ (постановление от 08 ноября 2018 года). Одновременно в результате проверки были выявлены грубые множественные нарушения, допускаемые АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области». 11 сентября 2018 года в адрес административного ответчика вынесено письменное предупреждение с требованием в срок не позднее 30 октября 2018 года проинформировать Управление о принятых мерах по устранению нарушений законодательства и положений устава. Однако в установленный срок выявленные нарушения устранены не были, по ходатайствам АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» срок устранения нарушений продлевался до 12 января 2019 года, затем до 31 марта 2019 года, до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержал. Пояснил, что нарушения до настоящего времени не устранены, деятельность АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» не ведется.

В судебное заседание представитель административного ответчика АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Исходя из положений пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, пунктов 2, 3, 5, 6 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, пункта 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства и по обращению в суд с административным иском об их ликвидации.

Из материалов дела следует, что АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» зарегистрировано 06 июня 2014 года (ОГРН <***>, ИНН <***>), основным видом деятельности организации является «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Исполнительным директором АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» является ФИО1

В отношении АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области в период с 15 августа по 11 сентября 2018 года проведена плановая документарная проверка за период с 01 августа 2015 года по 31 июля 2018 года соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительным документам, и законодательству Российской Федерации. Установить соответствие деятельности указанным целям не представилось возможным ввиду непредоставления необходимых документов на проверку.

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 3 от 21 сентября 2018 года исполнительный директор АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному требованию должностного лица органа государственного надзора о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки).

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 3 от 08 ноября 2018 года исполнительный директор АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверки).

Одновременно в результате проверки были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации и положений устава, допускаемые АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области»:

1. АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не исполняет обязанность по представлению в территориальный орган государственной статистики (Вологдастат) статистической и бухгалтерской отчетности;

2. перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции президиума некоммерческой организации, указанный в пункте 22 Устава АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области», утвержденного протоколом № 1 общего собрания учредителей АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» от 11 апреля 2014 года (далее – Устав), не соответствует пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

3. пункт 25 Устава противоречит пункту 3 статьи 29 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части компетенции исполнительного директора по определению аудитора и размера оплаты его услуг, так как данные полномочия должны осуществляться высшим руководящим органом - президиумом;

4. нарушена периодичность заседаний президиума, установленная пунктом 21 Устава, которая должна осуществляться по мере необходимости, не реже 1 раза в год;

5. не выдержана периодичность избрания ревизора, установленная пунктом 26 Устава (ежегодно) и общественного совета, установленная пунктом 34 Устава (на срок 3 года). Срок полномочий ревизора, выбранного при создании некоммерческой организации, истек 11 апреля 2015 года, документы о его переизбрании отсутствуют. Члены общественного совета с момента создания некоммерческой организации не избирались, соответствующие документы о формировании общественного совета не представлены;

6. в нарушение пункта 34 Устава в проверяемом периоде (с 01 августа 2015 года по 31 июля 2018 года) ревизором не проводились ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности, соответствующие акты проверок за 2015-2017 годы отсутствуют;

7. в нарушение пункта 23 Устава не утверждены: регламент работы, ключевые показатели эффективности деятельности, ежегодный план деятельности, положения о филиалах и представительствах, положение об общественном совете, положение о наблюдательном совете, положение о ревизоре организации.

11 сентября 2018 года в адрес АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» вынесено письменное предупреждение с требованием в срок не позднее 30 октября 2018 года проинформировать Управление о принятых мерах по устранению нарушений законодательства и положений устава с приложением подтверждающих документов и письменных пояснений.

30 октября 2018 года в Управление поступили документы о частичном устранении допущенных нарушений с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения до 12 января 2019 года (в котором, в частности, указывалось, что деятельность организацией не велась), которое было удовлетворено.

15 января 2019 года АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» вновь обратилось в Управление с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения до 31 марта 2019 года с указанием на то, что организация в каких-либо проектах и программах в сфере противодействия коррупции не участвует в связи с приостановлением деятельности, в I квартале 2019 года будет решаться вопрос о ликвидации организации либо о продолжении ее деятельности. Ходатайство Управлением было удовлетворено, однако и во вновь установленный срок нарушения не были устранены в полном объеме (не устранены нарушения, перечисленные выше под пунктами 2-7), никаких пояснений в Управление не представлено.

Предупреждение Управления от 11 сентября 2018 года в установленном порядке не обжаловано.

До настоящего времени нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены, никаких доказательств суду не представлено.

Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих исполнению предупреждения и устранению нарушений действующего законодательства, административным ответчиком также не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что АНО «ЦОП «БПК» в Вологодской области» допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, что в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ее ликвидации.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Вологодской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко