ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-644/17 от 28.11.2017 Елецкого районного суда (Липецкая область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Юдаковой Л.В.,

при секретарях Боевой О.В., Пищулиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-644/2017 по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц,к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по демонтажу рекламных конструкций и возложении обязанности произвести демонтаж рекламных конструкции,

у с т а н о в и л :

Прокурор Елецкого района, действующий на основании статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по демонтажу рекламных конструкций и возложении обязанности произвести демонтаж рекламных конструкции.

В обоснование иска указывает, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в придорожной полосе автодороги «Южный подъезд к г.Ельцу» в районе пос. Солидарность Елецкого района незаконно установлены 8 рекламных конструкций, разрешения на установку которых администрацией Елецкого муниципального района не выдавались. В целях устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации Елецкого муниципального района прокурором Елецкого района вынесено представление о нарушении требований Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. «О рекламе». В письме администрации № 677 от 06.09.2017г. на вынесенный акт прокурорского реагирования сообщалось, что органом местного самоуправления в адрес управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и управления дорог и транспорта Липецкой области направлена информация о демонтаже рекламных конструкций. Вместе с тем, управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области и управлением дорог и транспорта Липецкой области демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций не осуществлялся. Поскольку предписание о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций не исполнено, демонтаж рекламных конструкций в силу части 21.2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» осуществляется органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Кроме того, прокурор Елецкого района по тем же основаниям просит суд признать незаконным бездействие администрации Елецкого муниципального района Липецкой области и возложить обязанность произвести демонтаж рекламных конструкций, расположенных в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» восточнее населенного пункта с. Казаки Елецкого района, в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» на территории пос. Капани Елецкого района.

Определением суда от 13.10.2017г. судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ «Черноземуправавтодор», управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, управление дорог и транспорта Липецкой области.

Определением суда от 21.11.2017г. гражданское дело № 2а-642/2017, гражданское дело № 2а-643/2017 и гражданское дело № 2а-644/2017 объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Елецкого района Федотова О.Г. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Елецкого муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и объяснила, что до подачи иска в суд не были приняты все меры прокурорского реагирования, прокуратура могла посодействовать администрации района в установлении владельцев рекламных конструкций. Трехмесячный срок для демонтажа рекламных конструкций является недостаточным.

Представитель заинтересованного лица управления дорог и транспорта Липецкой области по доверенности ФИО2 с иском не согласилась и объяснила, что разумным для исполнения решения суда является срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заинтересованное лицо управление имущественных и земельных отношений Липецкой области своего представителя в судебное заседание не направили. Представитель по доверенности ФИО3 представила письменные объяснения о том, что невозможно определить, на каком земельном участке находится рекламные конструкции, что не позволяет определить правообладателя земельного участка. У управления имущественных и земельных отношений Липецкой области отсутствует обязанность по демонтажу рекламных конструкций.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Черноземуправавтодор» своего представителя в судебное заседание не направили, письменных объяснений на иск не представили.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФКУ «Черноземуправавтодор» по имеющимся в нем доказательствам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Елецкого района по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38 ­ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства (ч.5 ст.19 ФЗ «О рекламе»).

Согласно постановлению администрации Липецкой области от 02.12.2013г. № 536 «О мерах по реализации Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38­ФЗ «О рекламе» управление внутренней политики Липецкой области является уполномоченным органом государственной власти Липецкой области на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участках, находящихся в государственной собственности Липецкой области.

Согласно Постановлению администрации Липецкой области от 23.12.2011г. № 456 автодорога «Южный подъезд к г. Ельцу» относится к перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области.

Вместе с тем, согласно письму управления внутренней политики Липецкой области от 25.09.2017г. № 23-71И23-987, данный орган государственной власти Липецкой области не заключал договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого установлена рекламная конструкция.

В соответствии с ч. 21 ст. 19 ФЗ «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.

Проверкой, проведенной прокуратурой Елецкого района, установлено, что в придорожной полосе автодороги «Южный подъезд к г.Ельцу» в районе пос. Солидарность Елецкого района установлены 8 рекламных конструкций, в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» восточнее с. Казаки Елецкого района - 1 рекламная конструкция, в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» на территории п. Капании Елецкого района - 1 рекламная конструкция.

Представитель административного ответчика администрации Елецкого муниципального района ФИО1 не отрицала, что разрешения на установку данных рекламных конструкций администрацией Елецкого района не выдавались, то есть суд приходит к выводу, что данные рекламные конструкции установлены незаконно.

В письме администрации Елецкого района от 06.09.2017г. № 677 на внесенное прокурором района представление об устранении нарушений требований ФЗ «О рекламе» сообщается, что органом местного самоуправления в адрес управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и управления дорог и транспорта Липецкой области, являющихся правообладателями земельных участков, направлена информация о демонтаже вышеуказанных рекламных конструкций.

Вместе с тем, судом установлено, что управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области и управлением дорог и транспорта Липецкой области демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций не осуществлялся.

В соответствии с ч. 21.2 ст. 19 ФЗ «О рекламе» если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Таким образом, демонтаж рекламных конструкций, незаконно установленных в придорожной полосе автодороги «Южный подъезд к г.Ельцу» в районе пос. Солидарность Елецкого района, в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» восточнее с. Казаки Елецкого района, в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» на территории п. Капании Елецкого района, должен быть осуществлен за счет средств местного бюджета - администрации Елецкого муниципального района Липецкой области.

Поскольку администрацией Елецкого муниципального района до настоящего времени не предприняты меры по демонтажу рекламных конструкций, прокурор Елецкого в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства обоснованно обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя административный иск прокурора Елецкого района, суд также учитывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004Г.№ 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом Российской Федерации до 01.07.2003 этим же постановлением установлены требования их обязательного применения, аналогичные предусмотренным п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002Г. 184-Ф3 «О техническом регулировании».

Исходя из изложенного, применение ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» осуществляется в обязательном порядке в части требований, установленных п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002Г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании».

Таким образом, соответствующие требования ГОСТа Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан и, соответственно, подлежат обязательному применению в ходе установки и эксплуатации рекламных конструкций.

В соответствии с п.6.10 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

Согласно п.6.12 данного ГОСТа фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15-20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см. Допускается размещение выступающих более чем на 5 см фундаментов опор на тротуаре при наличии бортового камня или дорожных ограждений, если это не препятствует движению пешеходов и уборке улиц.

Разделом 5 ГОСТ Р 52044-2003 устанавливается, что рекламные конструкции должны проектироваться, изготавливаться и устанавливаться в строгом соответствии с требованиями строительных норм, правил и других нормативных документов.

Из материалов дела следует, что конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) не закрыты декоративными элементами, что противоречит п.5.3 ГОСТ Р 52044-2003. Рекламная конструкция под номером 5, установленная в придорожной полосе автодороги «Южный подъезд к г.Ельцу» в пос. Солидарность Елецкого района, сильно повреждена, снижена ее прочность и устойчивость, что является нарушением п.5.4 указанного ГОСТ. Рекламные конструкции под №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8 в нарушение п.5.10 ГОСТ Р 52044-2003 не имеют маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона.

Несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» нарушает права участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, снижает степень их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Суд полагает, что разумным сроком для демонтажа рекламных конструкций является шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить:

Признать незаконным бездействие администрации Елецкого муниципального района по демонтажу десяти рекламных конструкций.

Обязать администрацию Елецкого муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать:

- восемь рекламных конструкций, установленных в придорожной полосе автодороги «Южный подъезд к г.Ельцу» в пос. Солидарность Елецкого района на земельном участке с кадастровым номером 48:07:0050201:6, и имеющих следующие координаты расположения: 1. Х-416329.010, Y-1257857.670; 2. Х-416296.400, Y-1257835.020; 3. Х-416425.090, Y-1257639.190; 4. Х-416416.600, Y-1257572.920; 5.Х-416553.070, Y-1257358.040; 6. Х-416591.940, Y-1257271.780; 7. Х-416626.940, Y-1257191.160; 8.Х-416562.790, Y-1257256.880.

- одну рекламную конструкцию, установленную в полосе отвода автодороги «Орел-Тамбов» восточнее с. Казаки Елецкого района на земельном участке с кадастровым номером 48:07:0060101:3, и имеющую следующие координаты расположения: Х-42708.47, Y-1245334.56.

- одну рекламная конструкция, установленную в полосе отвода автодороги «Орел- Тамбов» на территории п. Капании Елецкого района на земельном участке с кадастровым номером 48:07:0060101:3, и имеющую следующие координаты расположения: Х-421332.72, Y-1236994.02.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Елецкий районный суд.

Председательствующий -

Решение в окончательной форме принято судом 04.12.2017г.

Председательствующий -