Дело № 2а- 644\19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волоколамск Московской области 24 апреля 2019 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Маровой Е.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании незаконным решения налогового органа,
Установил:
ФИО3 обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании незаконным решения налогового органа.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в отношении административного истца было выставлено требование № об уплате налога, из которого следовало, что истец обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц применяемых к объектам налогооблажения, расположенных в границах городских поселений в сумме 1259948 рублей, по налогу на имущество физических лиц применяемых к объектам налогооблажения, расположенных в границах сельских поселений в сумме 79085 рублей, а всего: 1339033 рубля. При расчете налоговой базы в отношении здания, расположенного по <адрес>, с кадастровым №, была допущена ошибка относительно его кадастровой стоимости, поскольку в Распоряжении Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ВР-1998 неверно была указана площадь помещения. Расчет кадастровой стоимости в сумме 89267948 рублей был произведен исходя из площади здания 1730,8 кв.м., что не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, так как площадь объекта недвижимости с кадастровым № составляет 1617 кв.м. Следовательно, кадастровая стоимость здания составляет 83398586 рублей. Размер общей площади указанной части здания торгово- культурного центра отражен в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в МИФНС № по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете налога на имущество на 2016-2017 год был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, что истцу необходимо уплатить налог в соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
На обращение истца в налоговый орган о пересчете налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении данных требований. ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было обжаловано административным истцом в вышестоящий орган в УФНС России по <адрес>. Данная жалоба по существу не была рассмотрена, направлена для рассмотрения административному ответчику.
Административный истец считает решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отпиской, нарушающей его права и законные интересы.
Просит суд признать незаконным и отменить требование № административного ответчика МИФНС № по <адрес> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать сделать перерасчет по уплате налога на имущество физических лиц на здание, находящееся по <адрес>, с кадастровым № из расчета кадастровой стоимости равной сумме 83 398 586 рублей за 2016-2017 годы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по доверенности ФИО1 поддержал заявленный административный иск в полном объеме.
В суде представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала, пояснив, что информация о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, поступает в налоговые органы от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Налоговые органы используют полученную от регистрирующих органов информацию для целей налогового учета и налогооблажения. Согласно выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составляет - 89 267 948 рублей; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- 83 398 586 рублей. Для уточнения сведений о признании кадастровой стоимости объекта в размере 89 267 948 рублей технической ошибкой, Инспекцией был направлен запрос в Шаховской отдел ФГБУ «ФКН Росреестра» по <адрес>. Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, применение кадастровой стоимости объекта в размере 83 398 586 рублей следует считать с ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что начисление налога на имущество физического лица за 2016, 2017 годы произведены правильно, исходя из сведений содержащихся в ЕГРН.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе, в том числе: определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Из ч.4 ст. 85 Налогового кодекса РФ следует, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 НК РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 399,400 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником части здания торгово-культурного центра общей площадью 1617 кв.м., с кадастровым №, расположенного по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного объекта недвижимости налоговым органом был начислен налог на имущество физического лица за 2017 год в размере 1339019,00 руб., исходя из кадастровой стоимости объекта 89 267 948 рублей.
Из уведомления следовало, что данный налог необходимо оплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В указанный в уведомлении срок требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы истцом исполнено не было.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговый орган в установленные законом сроки выставил и направил в адрес должника ФИО3 Требование N 11 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что истец обязан в указанный в требовании срок, оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских и сельских поселений в сумме 1 339 033,00 рублей, однако обязанность по уплате налога административным истцом не была исполнена.
При этом, налоговым органом обязанность по направлению налогового Уведомления и Требования исполнена надлежащим образом.
Расчет налога произведен в соответствии с требованием законодательством. При расчете налоговой базы в отношении здания, расположенного по <адрес>, за 2016-2017 год, налоговый орган исходил из кадастровой стоимости здания с кадастровым №, составляющей 89 267 948 рублей. Данная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составляет 89 267 948 рублей. Кадастровая стоимость здания по <адрес>, стала составлять 83 398 586 рублей только с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела. Сведений об ином периоде (дате) внесения в ЕГРН относительно кадастровой стоимости спорного объекта, суду не представлено.
При этом, для уточнения сведений о признании кадастровой стоимости здания в размере 89 267 948 рублей технической ошибкой из-за не верного указания площади объекта недвижимости, Инспекцией был направлен запрос в Филиал ФГБУ «ФКН Росреестра» по <адрес>. Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь объекта недвижимости с кадастровым номером 50:07:0030404:440 была исправлена с 1730,8 кв.м. на 1617 кв.м. В связи с изменением площади объекта, была изменена кадастровая стоимость здания с 89 267 948 рублей на 83 398 586 рублей, применение которой следует считать с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, МИФНС РФ № по <адрес> налог был начислен правильно, на основании последних данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, представленных в установленном законом порядке в налоговые органы ФГБУ «ФКН Росреестра» по Московской области.
Информация о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, поступает в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Налоговые органы используют полученную от регистрирующих органов информацию для целей налогового учета и налогооблажения.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (статья 406 Налогового кодекса РФ).
Расчет налога осуществляется на основании информации о ставках налога, налоговой базе, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, а также о налоговых льготах.
Согласно п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно сведений в ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым №, в 2016-2017 году составляла 89 267 948 рублей, следовательно, и налог был исчислен именно с такой суммы. На момент направления ответчику налогового уведомления N 51696871 от ДД.ММ.ГГГГ, а затем Требования № налоговый орган, не имел сведений об иной кадастровой стоимости объекта за испрашиваемый период.
Таким образом, юридическое значение для исчисления размера налога имеют основания изменения кадастровой стоимости.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об исправлении технической ошибки в характеристиках принадлежащего ему здания. Территориальный отдел № филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ответил истцу, что площадь принадлежащей ему части здания составляет 1617 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц. В перерасчете налога было отказано, поскольку кадастровая стоимость объекта была изменена (снижена) только с ДД.ММ.ГГГГ, а значит, направленное ранее налоговое уведомление и соответственно оспариваемое Требование № об уплате налога подлежит исполнению.
В своем обращении в МИФНС России № по <адрес> об оспаривании Требования № об уплате налога с просьбой произвести перерасчет начисленной суммы налога на вышеуказанный объект недвижимости за 2016 и 2017 год истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Московский областной суд с иском об изменении кадастровой стоимости спорного объекта, однако в судебном заседании соответствующего решения представлено не было.
Таким образом, налоговый орган не производит расчет стоимости недвижимого имущества, а для исчисления на него налогов использует информацию, полученную от уполномоченного органа.
Сведений о том, что кадастровая стоимость спорного объекта изменена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, стороной истца не представлено, а следовательно, у налогового органа не было законных оснований для перерасчета налога на имущество истца.
При таких обстоятельствах действия налогового органа не могут быть признаны незаконными, поскольку исчисление налога на имущество осуществлялось по фактически имевшейся в его распоряжении информации, ответственность за актуальность которой ответчик не несет.
Следовательно, на настоящий момент отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности сделать перерасчет налога на имущество физического лица на принадлежащее истцу здание за 2016-2017 год, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании незаконным и отмене требования № налогового органа об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; обязании сделать перерасчет по уплате налога на имущество физических лиц на здание, находящееся по <адрес>, с кадастровым № из расчета кадастровой стоимости равной сумме 83 398 586 рублей за 2016-2017 года- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья Т.Ю. Капцова