ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-644/2018 от 02.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 02 марта 2018 года

Дело № 2а-644/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кигана С.В.,

при секретаре Кирилловой Ю.Г.,

с участием представителя административного истца Городиловой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа в соответствии с приказом Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свод человека и гражданина» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой выявлен ряд нарушений.

Так, установлено, что по электронному адресу: <данные изъяты>, расположен Интернет-ресурс под заголовком «Таблетки для прерывания беременности». Указанный Интернет-ресурс содержит текстовый файл, в котором указаны сведения (предложения) о продаже лекарственного препарата для проведения медикаментозного аборта без рецепта (Мифепристона). Вместе с тем, лекарственные препараты, назначаемые для медикаментозного аборта (Мифепристон, Мизопростол), отпускаются по рецепту, применяются только по назначению врача и под его наблюдением в специализированных лечебных учреждениях, располагающих возможностями оказания экстренной хирургической гинекологической и гемотрансфузионной помощи.

Таким образом, с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация, распространение лекарственных средств дистанционным способом, в том числе безрецептурная продажа лекарственных препаратов. Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа неограниченного круга лиц к вышеуказанным текстовым файлам, для прочтения Интернет-ресурса не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь.

Информация о владельце сайта отсутствует. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен. Обеспечение доступа к информации о возможности приобретения лекарственных препаратов дистанционным способом, в том числе лекарственных препаратов, свободная реализация которых запрещена, способствует совершению правонарушений, а также приему лекарственных препаратов без контроля врача, вследствие чего создается угроза для жизни и здоровья граждан.

Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: http<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Городилова С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В представленном отзыве не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что выявленный прокурором интернет-ресурс может быть включён в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на основании решения суда. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») данный административный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральными законами.

Согласно части 5 статьи 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьёй 35 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства – вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

При этом лекарственные средства включены в перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179.

В соответствии с пунктом 70 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (далее – Правила продажи отдельных видов товаров), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» и с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 76 Правил продажи отдельных товаров установлено, что продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом).

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом алкогольная продукция, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, продажа лекарственных препаратов дистанционным способом через Интернет-ресурс действующим законодательством Российской Федерации запрещена.

Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей приобретение лекарственных препаратов, фактически способствует совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4.2 КоАП РФ, а именно: нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными препаратами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Кроме того, статьёй 238 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья граждан.

Судом установлено, что на Интернет-сайте, расположенном по адресу: <данные изъяты>, расположен Интернет-ресурс под заголовком «таблетки для прерывания беременности». Указанный Интернет-ресурс содержит текстовый файл, в котором указаны сведения (предложения) о продаже лекарственного препарата для проведения медикаментозного аборта без рецепта (Мифепристона). Вместе с тем, лекарственные препараты, назначаемые для медикаментозного аборта (Мифепристон, Мизопростол), отпускаются по рецепту, применяются только по назначению врача и под его наблюдением в специализированных лечебных учреждениях, располагающих возможностями оказания экстренной хирургической гинекологической и гемотрансфузионной помощи. Препарат Мифепристон производства «Обнинской Химико-фармацевтической компании» может поставляться только в медицинские акушерско-гинекологические учреждения, относящиеся к государственной системе здравоохранения, а также в учреждения муниципальной и частной собственности, имеющие лицензии на этот род деятельности. Таким образом, с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация, распространение лекарственных средств дистанционным способом, в том числе безрецептурная продажа лекарственных препаратов.

Данное обстоятельство подтверждено ответом Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области от 15.02.2017 (л.д.15).

Таким образом, с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация, распространение лекарственных средств дистанционным способом, в том числе безрецептурная продажа лекарственных препаратов.

Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа неограниченного круга лиц к вышеуказанным текстовым файлам, для прочтения Интернет-ресурса не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь.

Обеспечение доступа к информации о возможности приобретения лекарственных препаратов дистанционным способом, в том числе лекарственных препаратов, свободная реализация которых запрещена, способствует совершению правонарушений, а также приему лекарственных препаратов без контроля врача, вследствие чего создается угроза для жизни и здоровья граждан.

На основании статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Киган