УИД 65RS0011-01-2021-000494-78
Дело 2а-644/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., при секретаре судебного заседания Коробовой В.В., с участием прокурора Неволина Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Поронайского городского прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Поронайского городского округа о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и неоформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в Поронайском городском округе *, включенные в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах * городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Поронайский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что входе осуществления надзорной деятельности установлено, что из числа автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов улично-дорожной сети в границах Поронайского городского округа в *, указанных в постановлении администрации Поронайского городского округа от дата * и включенных в реестр муниципального имущества, на государственный кадастровый учет не поставлен ни один объект. Неоформление права собственности на данные автомобильные дороги не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Считает, что отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут остаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что прямо указывает на бездействие администрации Поронайского городского округа в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал по доводам, изложенным в нем, настаивал на удовлетворении требований с учетом уточнений, в которых просил о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и неоформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения * городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах * городского округа: автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре * автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре * автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *; автомобильная дорога общего пользования местного значения по *, номер в реестре *, с установлением срока для совершения действий в течение одного года с момента вступления в силу решения суда.
Представитель административного ответчика – администрации Поронайского городского округа, надлежаще извещенный, в суд не явился, об отложении слушания не ходатайствовал, предоставил отзыв на иск, в котором выразил свое несогласие с иском, просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на осуществление администрацией Поронайского городского округа возложенных на нее полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности, по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в соответствии с утвержденным административным регламентом вне зависимости от регистрации права собственности на них. Решением Собрания Поронайского городского округа от дата * создан муниципальный дорожный фонд Поронайского городского округа, средства которого на постоянной основе расходуются на содержание и ремонт автомобильных дорог. Ежегодно департаментом муниципального заказа администрации Поронайского городского округа заключаются муниципальные контракты на зимнее и летнее содержание дорог общего пользования местного значения в *. Требования прокурора являются вмешательством в осуществление полномочий местного самоуправления.
Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее – автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (статья 1 настоящего Федерального закона).
В силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 3, 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (пункт 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления городских округов определены в пункте 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к которым в частности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 1 названного Федерального закона юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества является государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (часть 4). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию Поронайского городского округа в силу закона возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, чему должна предшествовать постановка их на государственный кадастровый учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанные прокурором в административном иске автомобильные дороги включены в утвержденный постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * Перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения Поронайского городского округа и в Реестр муниципального имущества муниципального образования, вместе с тем, данные объекты недвижимости на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на них в установленном законом порядке органом местного самоуправления не зарегистрировано.
По сведениям, предоставленным административным ответчиком, в 2019-2020 годах проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения Поронайского городского округа, в настоящее время ведутся работы по определению стоимости кадастровых работ (межевание земельных участков, техническая инвентаризация с изготовлением технических планов на сооружения) в отношении данных объектов и источников их финансирования.
Из отзыва на иск усматривается, что только на 2022 год административным ответчиком запланировано в рамках муниципальной программы «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом Поронайского городского округа», утвержденной постановлением администрации Поронайского городского округа от дата *, межевание земельных участков автомобильных дорог с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет, после чего будет возможна регистрация права собственности на данные объекты.
При установленных по делу обстоятельствах, исходя из положений приведенных норм права, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в пределах границ городского округа свидетельствует о неисполнении на протяжении длительного времени органом местного самоуправления предусмотренной действующим законодательством обязанности и тем самым создаются предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог), в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения по доводам указанным прокурором в иске.
В соответствии с статьи 227 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность по исполнению решения в течение года со дня его вступления в законную силу принимая во внимание необходимость осуществления в этих целях организационных, финансовых и иных мероприятий, а также обязанность по сообщению суду и административному истцу об исполнении данного решения в месячный срок после истечения срока исполнения решения суда.
Довод административного ответчика, что требования прокурора, заявленные по настоящему делу, по своему существу являются вмешательством в осуществление полномочий местного самоуправления суд находит несостоятельным, поскольку прокурор в силу возложенных на него Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратур Российской Федерации» полномочий по надзору за соблюдением федерального законодательства исполнял свои прямые обязанности путем проведения прокурорской проверки и обращения в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц в пределах правомочий, предусмотренных статьей 39 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Поронайского городского прокурора, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Поронайского городского округа о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и неоформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в Поронайском городском округе *, включенные в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности по совершению необходимых действий для постановки на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах * городского округа удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по неосуществлению государственного кадастрового учета и неоформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах Поронайский городской округ *.
Возложить на администрацию Поронайского городского округа в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по совершению необходимых действий для постановки на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах * городского округа: *, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества *; ул. **, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества **, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества **, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества *; *, номер в реестре муниципального имущества *, о чем сообщить суду и административному истцу в месячный срок по истечении срока исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2021 года
Председательствующий судья Т.В. Попова