Дело № 2А-6456/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 21 ноября 2017 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре Вершининой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании незаконными заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 2,9996 га, приказа от 24.08.2017 №708-П об утверждении заключения,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФИО3, ФИО4, ФИО1 по договору безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №) предоставлен лесной участок. Местоположение лесного участка: <адрес>. Целевое назначение - эксплуатационные леса. Кадастровый №. Срок предоставления - 5 лет. Орган, предоставивший лесной участок - Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее Уполномоченный орган). Выбранный вид разрешенного использования - заготовка древесины. Согласно п. 17 ст. 8 Федеральным законом от 01 мая 2016 г. №119-ФЗ использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется на основании проекта освоения лесов. Пользователями был разработан проект освоения лесов, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 №5 Об утверждении Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и составления. Проект освоения лесов был предоставлен на государственную экспертизу в Уполномоченный орган, заявление от ДД.ММ.ГГГГ. По электронной почте ДД.ММ.ГГГГ было получено отрицательное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П. Согласно п. 10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки. В пункте 4 заключения указано, что представленные материалы проекта освоения лесов по содержанию и объему не соответствуют требованию приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Вышеназванный приказ, согласно п. 28 устанавливает, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ. Тогда как особенности состава проекта освоения лесов для граждан РФ, получивших лесные участки в безвозмездное срочное пользование в соответствии со ст. 119-ФЗ устанавливаются постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 5 "Об утверждении Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и составления». Подпункт 5 заключения содержит следующее замечание: «В общих сведениях о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины указан полный объем выделов <данные изъяты> при рубке спелых и перестойных насаждений. В соответствии с материалами лесоустройства позраст насаждений в выделе <данные изъяты> составляет 100 лет, а в соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015№ 105 «Об установлении возрастов рубок» возраст рубки составляет 101-120 лет. Заготовка древесины с нарушением возрастов рубок запрещена». В соответствии с материалами лесоустройства, проведенного в <данные изъяты> году, возраст лесных насаждений в <данные изъяты> фактически составляет 126 лет (по состоянию на <данные изъяты> год). В случае несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию, согласно п. 4.3. Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом. Таким образом, граждане, которым лесные участки предоставлены в безвозмездное срочное пользование на основании Федерального закона №119-ФЗ, не имеют оснований для внесения изменений в документированную информацию о возрасте лесных насаждений, так как не входят в закрытый перечень лиц, которые могут составлять акт несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию. Соответственно, выполнение рекомендаций по доработке, указанных в п. 6 заключения (устранить отмеченное в пункте 5 замечание, а именно внести актуализированную информацию в государственный лесной реестр) невозможно из-за отсутствия у истцов на то оснований и обязанности. Для разработки проекта освоения лесов был заключен договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Евразия», которое ранее разрабатывало проект освоения лесов лесного участка, предоставленного гражданам в безвозмездное пользование, согласно Федеральному закону №119-ФЗ, по договору возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение лесного участка: <адрес>. Первоначально было получено отрицательное заключение государственной экспертизы (Приложение 8). Подпункт 5.1.1. заключения содержал следующее замечание: «В общих сведениях о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины указан объем при рубке спелых и перестойных насаждений, которые отсутствуют на участке. В соответствии с материалами лесоустройства возраст насаждений в данном выделе 100 лет, а в соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 №105 «Об установлении возрастов рубок» возраст рубки составляет 101-120 лет. Заготовка древесины с нарушением возрастов рубок запрещена». После обращения в суд Управление лесами сняло замечание, изложенное в п.п. 5.1.1 заключения, направило письмо об уточнении информации. В дальнейшем было получено положительное заключение государственной экспертизы. Утверждение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов с нарушением требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», постановления Правительства РФ от 13.01.2017 №5 «Об утверждении Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и составления» нарушает права и законные интересы истцов, установленные Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ.
В судебное заседание административные истцы не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица, обрался с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу заявленных исковых требований от указанного лица не поступило.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которого поддержала.
В обоснование заявленных возражений ответчик указал, что приказом Управления от 24.08.2017 №708П утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 2,9996 га, переданного в безвозмездное пользование ФИО3, ФИО4 и ФИО1 по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно пункту 10 Порядка, отрицательное заключение экспертизы оформляется, в том числе в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения. Заявители запроектировали для заготовки древесины выдел <данные изъяты>, возраст насаждений в котором не достиг допустимого. Согласно выкопировке из таксационного описания возраст насаждений в <данные изъяты> составляет 100 лет, а в соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возрастов рубок» возраст рубки данных насаждений составляет 101-120 лет. Указанные материалы таксации являются действующими и обязательными для применения как при разработке проекта освоения лесов, так и при проведении его экспертизы до тех пор, пока в установленном порядке не будут актуализированы путем внесения изменений в государственный лесной реестр. Обращение административных истцов в суд с настоящим исковым заявлением является не единственно возможным способом защиты своих прав. Как указывалось выше, актуализация материалов лесоустройства возможна по инициативе заявителя. Пунктами 6, 7.2 Заключения предусмотрена возможность устранения замечания, после чего Управлением в установленном законом порядке будет проведена повторная государственная экспертиза проекта освоения лесов.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации (далее - граждане) регулирует Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара. Площадь земельного участка, предоставляемого в безвозмездное пользование на основании заявления, поданного несколькими гражданами, исчисляется исходя из расчета не более одного гектара на каждого гражданина. Законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 2).
Согласно п. п. 1, 17 ст. 8 указанного Федерального закона земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.
Использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется на основании проекта освоения лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 №5 утверждено Положение «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и составления», согласно которому граждане, с которыми заключен договор, разрабатывают и составляют проект освоения лесов и представляют его в орган государственной власти, предоставивший земельный участок (далее - уполномоченный орган), в течение 6 месяцев со дня подписания в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона уполномоченным органом уведомления о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование. В случае если договор заключен с несколькими гражданами, разрабатывается и представляется общий проект освоения лесов (п. 9).
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 №496 утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который разработан в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, целью которой является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (ст. ст. 1, 3).
Согласно п. 10 указанного Порядка положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Согласно п. 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказ Рослесхоза от 29.02.2012 №69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
При рассмотрении дела установлено, что административным истцам Управлением лесами Правительства Хабаровского края по договору безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен лесной участок, местоположение: <адрес>. Целевое назначение - эксплуатационные леса, кадастровый №, срок предоставления - 5 лет, вид разрешенного использования - заготовка древесины.
Административными истцами (пользователями) был разработан проект освоения лесов, который был предоставлен на государственную экспертизу в Уполномоченный орган, было получено положительное заключение государственной экспертизы.
Государственная экспертиза представленного заявителями проекта освоения лесов проведена в соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№П утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 2,9996 га, переданного в безвозмездное пользование ФИО3, ФИО4 и ФИО1 по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ№. Экспертная комиссия пришла к выводу о преждевременной реализации объекта государственной экспертизы, ввиду необходимости доработки представленных материалов по замечаниям, предложениям и рекомендациям, изложенными в заключении, утвержденном указанным приказом.
Государственная экспертиза представленного заявителями проекта освоения лесов проведена в соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Принимая оспариваемое решение, Управление лесами Правительства Хабаровского края исходило из того, что административные истцы запроектировали для заготовки древесины выдел <данные изъяты>, возраст насаждений в котором не достиг допустимого.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Согласно материалам лесоустройства возраст насаждений в <данные изъяты> составляет 100 лет.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 №105 «Об установлении возрастов рубок» возраст рубки в <данные изъяты> составляет 101-120 лет.
Принимая во внимание изложенное, суд находит оспариваемое заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка правомерным, законным и обоснованным.
Нарушений прав и законных интересов административных истцов в действиях административного ответчика не установлено.
Как следует из оспариваемого заключения, заявителям (истцам) рекомендовано устранить выявленные замечания, после устранения которых, в дальнейшем истцам не препятствует вновь предоставить проект освоения лесов на государственную экспертизу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 27.11.2017.
Судья О.В. Шевцова