Дело № 2а-645/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года п. Чишмы РБ
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Касимовой Ч.Т.,
помощника судьи Маргамовой А.И.,
при секретаре Гареевой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Банка России в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования», ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования», исключении о нем данных из Единого государственного реестра юридических лиц, обязании произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок, возложении на учредителей кооператива обязанности по осуществлению его ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования», ФИО1, ФИО2, ФИО16, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования», указывая на то, что Кредитный потребительский кооператив «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования») зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан 06.09.2013 года, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, местом нахождения явлется: 452174, <адрес>.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ «О Центральном банке»), лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 ФЗ «О Центральном банке», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней 5 следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы.
По результатам мониторинга государственного реестра кредитных потребительских кооперативов по состоянию на 27.03.2020 года, опубликованному на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru/ Микрофинансирование/ Реестры субъектов рынка микрофинансирования), единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, размещенного на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на 13.03.2020 года, а также сайтов саморегулируемых организаций: www.npnokk.ru, www.coopfin.ru, www.npgks.natm.ru, www.nppcca.ru, www.sro-sodeystvie.ru установлено, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст.35 Закона о кредитной кооперации не является членом ни одной из указанных саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные потребительские кооперативы.
Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес КПК «Региональный центр микрофинансирования» было направлено письмо от 21.01.2020 года № Т5-21-12/1842 о необходимости вступления в соответствующую саморегулируемую организацию. Ответная информация от КПК «Региональный центр микрофинансирования» в настоящий момент не поступила.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Как следует из п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 ГК РФ» обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей).
Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № №, учредителями КПК «Региональный центр микрофинансирования» являются ФИО4 (ИНН <данные изъяты>ФИО14 (ИНН <данные изъяты>), ФИО11 (ИНН <данные изъяты>), ФИО13 (ИНН <данные изъяты>ФИО16 (ИНН <данные изъяты>), ФИО12 (ИНН <данные изъяты>), ФИО10 (<данные изъяты>), ФИО5 (ИНН <данные изъяты>), ФИО7 (ИНН <данные изъяты>), ФИО8 (ИНН <данные изъяты>), ФИО1 (ИНН <данные изъяты>), ФИО9 (ИНН <данные изъяты>), ФИО2 (ИНН <данные изъяты>), ФИО3 (ИНН <данные изъяты>), ФИО15 (ИНН <данные изъяты>).
В административном иске административный истец просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Региональный центр микрофинансирования» (ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты>, место нахождения: 452174, <адрес>, р.<адрес>) и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, а также обязать Кредитный потребительский кооператив «Региональный центр микрофинансирования» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить на учредителей (участников) Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» ФИО4, ФИО14, ФИО11, ФИО13, ФИО16, ФИО12, ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО15 обязанности по осуществлению его ликвидации.
Представитель административного истца Банка России в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя, требования поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика КПК «Региональный центр микрофинансирования» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административные ответчики ФИО4, ФИО14, ФИО11, ФИО13, ФИО16, ФИО12, ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО15 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административные ответчики ФИО13, ФИО4, ФИО10, ФИО1, ФИО5 представили суду заявление, в котором административное исковое заявление признают в полном объеме, последствия признания иска им разъяснены и понятны.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №39 по Республике Башкортостан (далее – МИФНС №39) на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду отзыв на административное исковое заявление Банка России, в котором указал, что согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 Федеральною закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон №190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований данного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федора и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей. данного Федерального закона.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива наслоят Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с п.п. «г» п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона №190-ФЗ в случае нарушения установленного ст. 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.
В связи с чем МИФНС России №39 по Республике Башкортостан полагает, что заявленные истцом требования соответствуют изложенным выше нормам права.
При этом МИФНС №30 по Республике Башкортостан указала, что инспекция является уполномоченным органом по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на всей территории Республики Башкортостан (далее – ЕГРНИП). Компетенция регистрирующего органа определяется Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) и издаваемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Инспекция уполномочена совершать только те регистрационные действия, право на осуществление которых прямо предусмотрено Законом № 129-ФЗ. Вопросы определения правовых, экономических и организационных основ деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней выходят за рамки компетенции регистрирующего органа. В связи с чем инспекция не может дать оценку приведенным истцом доводам и фактическим обстоятельствам по настоящему делу (судебная практика: Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2019 года № 88а-1620/2019).
Вместе с тем МИФНС №39 указала на необходимость обратить внимание суда на некорректную формулировку в требованиях в п. 1 административного искового заявления: «Исключить данные о КПК «Региональный центр микрофинансирования» из Единого государственного реестра юридических лиц». Отношения, возникающие при государственной регистрации юридических лиц, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом №129-ФЗ. При этом, как следует из п. 3 ст. 5 Закона №129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются. В государственный реестр могут быть внесены только новые записи, содержащие измененные сведения.
Кроме того, регистрирующий орган ходатайствует о рассмотрении судебного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 9 ч. 3 ст.5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
На основании п. 3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Аналогичные нормы содержатся в гл. 27 КАС РФ, регулирующей рассмотрение административных исковых заявлений, в том числе о ликвидации иной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76. 5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 12 ст. 76. 1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О кредитной кооперации».
Согласно разъяснениям п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями.
Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», часть 3 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», п. 3 ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации», прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с названным Федеральным законом «О кредитной кооперации», подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения ч. 3 вышеназванного Федерального закона (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В силу ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 названного Федерального закона).
Судом установлено, что 03.03.2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» (далее – КПК «Региональный центр микрофинансирования») с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН) 0250146468.
Учредителями (членами) КПК «Региональный центр микрофинансирования» согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 15 мая 2020 года являются: ФИО4, ФИО17, ФИО11, ФИО13, ФИО16, ФИО12, ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО15
По результатам мониторинга государственного реестра кредитных потребительских кооперативов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, опубликованному на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru/ Микрофинансирование/ Реестры субъектов рынка микрофинансирования), единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, размещенного на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также сайтов саморегулируемых организаций: <данные изъяты> установлено, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» в нарушение требований п.2 ч.1 ст.35 Закона о кредитной кооперации не является членом ни одной из указанных саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные потребительские кооперативы.
Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес КПК «Региональный центр микрофинансирования» было направлено письмо от 21.01.2020 года № Т5-21-12/1842 о необходимости вступления в соответствующую саморегулируемую организацию. Ответ от КПК «Региональный центр микрофинансирования» не поступал.
Согласно выпискам из протокола заседания правления КПК «Региональный центр микрофинансирования» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ ода №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2, ФИО12, ФИО14, ФИО8, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО7 исключены из членов Кооператива.
Из свидетельства о смерти серии III–АР №, выданного Отделом ЗАГС <адрес> Управления записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Согласно свидетельству о смерти IV–АР №, выданному Отделом ЗАГС <адрес> Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Таким образом, в настоящее время действующими учредителями (членами) КПК «Региональный центр микрофинансирования» являются ФИО13, ФИО4, ФИО10, ФИО1, ФИО5, о чем в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснили временно исполняющий обязанности председателя Правления кооператива ФИО13 и участник (учредитель) кооператива – ФИО4, однако соответствующие изменения в ЕГРЮЛ внесены не были.
В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п.5 ст.62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п.2 ст.62).
Таким образом, требование административного истца о ликвидации КПК «Региональный центр микрофинансирования» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст.ст.62-64 ГК РФ. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПК «Региональный центр микрофинансирования» и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией, таких как - назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очерёдности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения; после завершения расчётов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс; представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кооператива.
В силу ст.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Однако, в пункте 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации дано понятие члена кредитного кооператива (пайщик), как физическое или юридическое лицо, принятое в кредитный кооператив в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом и уставом кредитного кооператива.
В ст. 11 Федерального закона «О кредитной кооперации» указано, что членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 14 Федерального закона «О кредитной кооперации», членство в кредитном кооперативе прекращается в случае выхода из кредитного кооператива, исключения из членов кредитного кооператива. Заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).
Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации этого лица могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом (пункт 5 статьи 61 названного Кодекса Российской Федерации).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 года № 2371-О, вошедшем в обзор практики за четвертый квартал 2016 года, утвержденный решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2017 года, разъяснено положение п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что оспоренное положение, согласно которому решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица, не предполагает возложения обязанности по осуществлению ликвидации корпоративного юридического лица на его учредителей, которые не являются его членами.
Конституционный Суд указал, что суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения, в результате которого вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов.
Таким образом, выход из состава членов кредитного кооператива участника, в том числе, являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
В соответствии с п.п. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Тем самым действующее нормативно-правовое регулирование порядка ведения ЕГРЮЛ не позволяет считать информацию об «учредителе» юридического лица, содержащуюся в реестре, в качестве сведений, отражающих существующую в действительности корпоративную связь указанного конкретного лица с данным обществом.
Таким образом, в данном случае обязанность по ликвидации подлежит возложению на всех действующих в настоящее время учредителей – на ФИО13, ФИО4, ФИО10, ФИО1 и ФИО5
Учредители кооператива ФИО9 и ФИО11 прекратили участие в деятельности кооператива в связи со смертью, в связи с чем суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу в отношении указанных лиц, о чем выносится соответствующее определение.
В связи с тем, что ФИО2, ФИО12, ФИО14, ФИО8, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО7 исключены из членов Кооператива по их заявлению, то административное исковое заявление Банка в отношении указанных лиц не может быть удовлетворено.
Что касается требований административного истца об исключении из ЕГРЮЛ данных о Кредитном потребительском кооперативе «Региональный центр микрофинансирования», то суд приходит к выводу необходимости учета мнения МИФНС №39, основанного на нормах действующего законодательства, согласно которому в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона №129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются; изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись; внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются и в государственный реестр могут быть внесены только новые записи, содержащие измененные сведения, в связи с чем данные требования административного истца не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административных ответчиков в доход федерального бюджета, с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 6000 руб.
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (ст. 40 ГПК РФ, ст. 41 КАС РФ, ст. 46 АПК РФ).
Учитывая, что административные ответчики - Кредитный потребительский кооператив «Региональный центр микрофинансирования», ФИО13, ФИО4, ФИО10, ФИО1 и ФИО5 не являются солидарными должниками, с административных ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в равных долях по 1000 руб. с каждого на общую сумму 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Банка России в лице Отделения – Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования», ФИО1, ФИО2, ФИО16, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования», исключении о нем данных из Единого государственного реестра юридических лиц, обязании произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок, возложении на учредителей кооператива обязанности по осуществлению его ликвидации, удовлетворить частично.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Региональный центр микрофинансирования», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, место нахождения: 452174, <адрес><адрес>.
Возложить на ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО10 и ФИО13 обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» и обязать их произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией указанного кооператива в шестимесячный срок.
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования», ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО10 и ФИО13 государственную пошлину в доход федерального бюджета на общую сумму в размере 6000 (шесть тысяч) руб. по 1000 (одной тысяче) руб. с каждого из них.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Ч.Т. Касимова