Дело №а-6465/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2016 г. <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Холодной Е.И., при секретаре ФИО5,
при участии:
представителей административного истца – ФИО1; ФИО2; ФИО3,
в отсутствие:
представителя <данные изъяты> по <адрес> и <адрес> – извещен надлежащим образом, извещение о проведении судебного заседания назначенного на 18.10.2016г. в 15:00 получено представителем 11.10.2016г., что подтверждается распиской, в отзыве на исковое заявление просил суд о рассмотрении дела без участия представителя;
представителя инспекции <данные изъяты><адрес><данные изъяты> – извещен надлежащим образом, под роспись представителя в предварительном судебном заседании (л.д.194), 14.10.2016г. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ответчика;
представителя <данные изъяты> - извещён надлежащим образом, под роспись представителя в предварительном судебном заседании (л.д.194), по электронной почте поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки письменных пояснений, однако данное ходатайство не подписано;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты><адрес><данные изъяты>, заинтересованное лицо: <данные изъяты> о признании государственной регистрации общественной организации незаконной, понуждении исключить из Единого государственного реестра юридических лиц учётную запись,
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением к <данные изъяты> и <данные изъяты>, в котором просила суд:
- признать незаконным и отменить распоряжение <данные изъяты> №1106-р от 26.03.2015г. о регистрации <данные изъяты>;
- обязать <данные изъяты> исключить учётную запись о регистрации Региональной <данные изъяты>
- признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи № о регистрации <данные изъяты>
- обязать <данные изъяты> исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись № о регистрации Региональной <данные изъяты>
Исковые требования обоснованы тем, что на основании распоряжения от 26.03.2015г. <данные изъяты><данные изъяты> внесена 24.04.2015г. запись в ЕГРЮЛ № о регистрации на территории Республики Крым общественной организации - <данные изъяты>. Регистрирующей органом является <данные изъяты>. При приёме документов у <данные изъяты> регистрирующими органами не проверено, что <данные изъяты> (регистрационный номер 2722329) уже перерегистрировалась в соответствии с законодательством РФ в Крымскую <данные изъяты>. Также истец указывает на то, что для осуществления регистрации <данные изъяты> представлен протокол общего собрания членов АСК№ от 01.12.2014г., который признан незаконным и отменён решением Центрального районного суда <адрес> от 10.09.2015г. по делу №, вступившим в законную силу 13.10.2105г. Кроме того, истец указывает на то, что почтового адреса «<данные изъяты> в селе <адрес> в настоящее время не существует, никакое имущество по этому адресу не находится, следовательно, отсутствуют правовые основания для официального указания этого адреса в уставных документах организации.
В предварительном судебном заседании представитель истца пояснила, что в пункте 3 просительной части иска допущена ошибка в номере записи и просила считать верной запись №.
Представитель <данные изъяты> – ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований к данному ответчику, пояснив, что сведения о <данные изъяты> внесены <данные изъяты> в ЕГРЮЛ на основании Распоряжения <данные изъяты> от 26.03.2015г. №1106-р, а в случае принятия судом решения об исключении из государственного реестра записи, налоговый орган на основании распоряжения Минюста вносит в государственный реестр необходимую запись.
Представитель заинтересованного лица – ФИО7 в предварительном судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения исковых требований, кроме того считает, что данное дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании 18.10.2016г. представители истца настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объёме.
<данные изъяты> явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом, направило отзыв на исковое заявление, в котором просило суд о рассмотрении дела без участия представителя. В своём отзыве ответчик сообщил суду, что у него отсутствуют правовые основания для отмены распоряжения о внесении сведений о <данные изъяты> в ЕГРЮЛ.
<данные изъяты><адрес><данные изъяты> явку представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом, 14.10.2016г. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
<данные изъяты> явку представителя в судебное заседание 18.10.2016г. не обеспечила, извещена надлежащим образом, под роспись представителя в предварительном судебном заседании (л.д.195), по электронной почте поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки письменных пояснений, однако данное ходатайство не подписано.
Представители административного истца возражали против удовлетворения ходатайства об отложении дела, пояснив, что данное ходатайство невозможно идентифицировать, так как оно не подписано, и что отложение дела приведёт к затягиванию судебного разбирательства.
В удовлетворении вышеуказанного ходатайства об отложении дела, судом было отказано, о чём вынесено мотивированное протокольное определение.
При этом судом было учтено, что поступившее по электронной почте ходатайство не подписано, что исключает возможность его идентифицировать как поданное представителем заинтересованного лица. Представитель заинтересованного лица был заранее извещён и о предварительном судебном заседании и о судебном заседании, назначенном на 18.10.2016г., однако каких-либо письменных пояснении по предмету спора не предоставил, тогда как времени было дано достаточно. Кроме того, юридическое лицо не лишено права в случае невозможности обеспечить явку одно представителя, направить в суд другого представителя, или направить необходимые для рассмотрения дела документы вместе с возражениями почтой.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнёрств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).
Абзацем 3 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 10 Закона о государственной регистрации федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации с учётом установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Согласно пункту 1 части 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 1313 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение Минюста России) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 части 1 Положения Минюста России одной из основных задач Минюста России является организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 343 утверждён Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Порядок).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 вышеназванного Порядка решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, и иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, принимаются территориальными органами Минюста России.
Внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.
Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом о государственной регистрации (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 506 Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции РФ и его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Порядок принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждённым Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 455.
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента, для государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе предоставляется решение о создании некоммерческой организации и об утверждении её учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов.
Как следует из ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основаниями для отказа в государственной регистрации являются в том числе: непредставление установленных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела в <данные изъяты> представлен протокол общего собрания членов <данные изъяты>№ от 01.12.2014г. <данные изъяты> (л.д.16-18).
В указанном протоколе в п.2 указывается о внесении в Устав и название <данные изъяты><данные изъяты> (код ЕГРПОУ №) изменений, необходимых для регистрации в качестве юридического лица Российской Федерации с указанием полного наименования - <данные изъяты>. Утверждён председатель организации – ФИО8 (пункт 3 Протокола).
На основании распоряжения от 26.03.2015г. <данные изъяты> внесена 24.04.2015г. запись в ЕГРЮЛ № о регистрации на территории Республики Крым общественной организации - <данные изъяты>
Согласно решению <данные изъяты> от 10.09.2015г. по делу №, признаны незаконными и отменены решения общего собрания членов <данные изъяты>, в том числе протокол от 01.12.2014г. Решение вступило в законную силу и на день рассмотрения данного дела не отменено.
В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, распоряжение от 26.03.2015г. №-р <данные изъяты> о регистрации <данные изъяты>, а также внесение в ЕГРЮЛ записи №<данные изъяты><адрес> произведено на основании признанного судом незаконным и отменённого протокола от 01.12.2014г. <данные изъяты>.
Из материалов дела усматривается, что истцом 25.03.2015г. получено свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации – <данные изъяты>. О регистрации <данные изъяты> 17.03.2015г. внесена запись № в ЕГРЮЛ выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица, а также свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения. Представленными документами, а также письмами в адрес ответчиков (исх.№ от 21.05.2015г., исх.№ от 05.11.2015г., исх.16 от 22.05.2015г., исх.№ от 05.11.2015г.) подтверждается нарушение прав истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ за предоставление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> были представлены на регистрацию документы, на основании которых и было принято распоряжение <данные изъяты> от 26.03.2015г. №-р о регистрации <данные изъяты> однако впоследствии протокол, на основании которого была проведена регистрация юридического лица был отменён.
В соответствии с письменными пояснениями <данные изъяты>, установлено, что <данные изъяты> в предоставленных ответчику заявлениях №Р18001 указали идентичный регистрационный номер – №, идентичную дату регистрации – 25.10.1996г., идентичное наименование регистрирующего органа – <данные изъяты>
На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным и отменить распоряжение <данные изъяты> от 26.03.2015г. №-р о регистрации <данные изъяты>. Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи № о регистрации <данные изъяты> Обязать <данные изъяты> исключить учётную запись о регистрации <данные изъяты>
Что касается исковых требований о понуждении <данные изъяты><данные изъяты><адрес><адрес> исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись № о регистрации <данные изъяты> суд считает необходимым в удовлетворении иска в этой части требований отказать, так как данные исковые требования заявлены преждевременно, так как согласно Порядку взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае принятия судом решения в отношении некоммерческой организации об исключении из государственного реестра, территориальный орган Минюста России направляет в налоговый орган копии распоряжения и решения суда, а налоговый орган вносит в государственный реестр запись в соответствии с решением суда.
Руководствуясь ст.ст. пункту 1 статьи 2, ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 2, 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст.ст. 64, 175-180 КАС РФ, суд -
р е ш и л:
Исковое заявление <данные изъяты> к <данные изъяты>, заинтересованное лицо: <данные изъяты> о признании незаконным и отмене распоряжения, понуждении исключить учётную запись о регистрации; признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации, понуждении исключить из реестра запись, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение <данные изъяты> от 26.03.2015г. №-р о регистрации <данные изъяты>
Обязать <данные изъяты> исключить учетную запись о регистрации <данные изъяты>
Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи № о регистрации <данные изъяты>
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение составлено в окончательной форме и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Холодная