Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область 02 сентября 2016 года
Судья Звенигородского городского суда Московской области Фоменкова О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в лице начальника ФИО1 обратилось в суд с названным административным иском к Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» (далее по тексту - Фонд) о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что в нарушение требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон) административный ответчик ежегодно с Дата обезличена года не представлял документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства в сроки и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; с Дата обезличена года не размещало в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставляло средствам массовой информации для опубликования отчёт о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган; также в нарушение требований статьи 19 Федерального закона от Дата обезличена № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Фондом не предоставлены сведения: о персональном составе высшего органа управления Фонда, о составе и содержании благотворительных программ Организации, о содержании и результатах деятельности Фонда. Дата обезличена за указанные нарушения действующего законодательства в отношении административное ответчика вынесено предупреждение, направленное по адресу места нахождения юридического лица, для устранения выявленных нарушений законодательства установлен срок, по истечении которого направлено вторичное предупреждение от Дата обезличена, нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, в судебное заседание не явился, заявив суду ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик – президент Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» ФИО2 в судебное заседание не явился, не возражал против применения упрощенного (письменного) производства, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что согласен с заявленными Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области исковыми требованиями.
При наличии ходатайства представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, и отсутствия возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела со стороны административного ответчика, суд, руководствуясь положениями ст. 291 КАС РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Ознакомившись с доводами административного истца, при согласии административного ответчика с исковыми требованиями, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Дата обезличена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> Территориальный участок № зарегистрирована Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов», место нахождения: <адрес>, ОГРН <данные изъяты> с присвоением ИНН <данные изъяты>, президент ФИО2, что подтверждается основными сведениями о юридическом лице, статус - действующее (л.д.).
Согласно Уставу Фонд создан для достижения целей: поддержки и реализации программ и мероприятий, направленных на оказание материальной, медицинской, социальной и иной помощи ветеранам, членам их семей и семей погибших военнослужащих, пенсионерам и инвалидам; защиты прав и законных интересов ветеранов, пенсионеров, инвалидов, обеспечения их достойного положения в обществе, поддержания благоприятных условий для сохранения исторической памяти и традиций защиты и верного служения Родине; участия в воспитании молодежи в духе верного служения Родине и защиты ее государственных интересов и территориальной целостности (л.д.).
С Дата обезличена года указанная организация не представляла в уполномоченный орган сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С Дата обезличена года организация не публиковала в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.
Кроме того, административный ответчик в нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Фондом не предоставляются сведения: о персональном составе высшего органа управления Фонда, о составе и содержании благотворительных программ Организации, о содержании и результатах деятельности Фонда.
Дата обезличена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области направлено предупреждение № об устранении нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» с указанием срока устранения нарушений до Дата обезличена, которое в установленный срок исполнено не было, предупреждение в вышестоящий орган или суд не обжаловалось.
Повторное предупреждение № направлено по адресу места нахождения Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» Дата обезличена.
Нарушения действующего законодательства, допущенные Фондом, до настоящего времени не устранены, повторное предупреждение не обжаловалось.
Указанные обстоятельства признаны административным ответчиком и по правилам ст. 65 ГПК РФ принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон).
Согласно ст. 2 Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В соответствии с п. 1 ст. 18 и п. 10 ст. 32 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Закона и пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации обязаны представлять в орган, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, документы, содержащие отчет о деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным по формам № ОН0001 и № ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72.
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 этого же Закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2. ст. 32).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Исследовав представленные данные, с учетом признания административным ответчиком обстоятельств, на которых административный истец основывает свои требования, суд исходит из того, что ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Суд считает установленным факт того, что административный ответчик своевременно не информировал уполномоченный орган о продолжении своей деятельности, не представлял сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, по формам № ОН0001 и № ОН0002, не публиковал содержащие отчет сведения о деятельности посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также не предоставлял сведения: о персональном составе высшего органа управления Фонда, о составе и содержании благотворительных программ Организации, о содержании и результатах деятельности Фонда.
Такие нарушения действующего законодательства допускаются некоммерческой организацией неоднократно, с момента создания, а потому с учётом длящегося характера таких нарушений суд признаёт их существенными и по факту неустранимыми, постольку, поскольку после двух предписаний уполномоченного органа действующий представитель некоммерческой организации не предпринял должных мер к их устранению.
Принимая во внимание, что ко времени разрешения требований допущенные нарушения закона некоммерческой организацией не устранены, деятельность организации фактически прекращена, не выполняются предусмотренные уставом функции, не представляется отчетность о деятельности некоммерческой организации, с учетом признания административного иска административным ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ч. 6 ст. 15 КАС РФ, применяя аналогию закона, суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области на основании п.п. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины и заявленные им требования удовлетворены в полном объеме, то с административного ответчика Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Некоммерческой организации Благотворительному фонду «Поддержка ветеранов» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить в полном объеме.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации юридического лица Некоммерческой организации Благотворительного фонда «Поддержка ветеранов», место нахождения: <адрес>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> дата регистрации Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> Территориальный участок №Дата обезличена, на основании решения суда о ликвидации юридического лица.
Взыскать с Некоммерческой организации Благотворительного фонда «Поддержка ветеранов», место нахождения: <адрес>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, в доход бюджета муниципального образования «городской округ Звенигород» государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова