Дело № 2а-6474/2021
УИД 65RS0001-01-2021-002300-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2021 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,
при секретаре – Баевой И.Ю.,
с участием прокурора – ФИО,
представителя административного ответчика –
ФИО,
представителей заинтересованного лица – ФИО,
ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по очистке территории от отходов, возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по очистке территории,
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка по информации, размещенной в СМИ «Гору <адрес> на Сахалине превратили в склад металла и тысячи бочек с соляркой», в ходе которой было установлено, что вдоль тропы (бывшей грунтовой дороги), ведущей к вершине горы <адрес>, очагово расположены несанкционированные свалки, состоящие из ржавых бочек и разукомплектованной техники; на вершине горы <адрес> разбросаны остатки разукомплектованной техники; распадок, уходящий с вершины на запад к заливу <адрес> завален ржавыми бочками; на вершине горы <адрес> и на нижней позиции плато вблизи побережья <адрес> рядом с мысом Слюда находятся разрушенные остатки зданий и фундаментов общей площадью на горе <адрес> около <данные изъяты> га, на нижней позиции <данные изъяты> га. Ссылаясь на положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О животном мире», Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах, Положение об агентстве лесного и охотничьего хозяйства <адрес>, прокурор указывает, что обязанность по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения химическими веществами, по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда на горе <адрес>, является обязанностью агентства лесного и охотничьего хозяйства <адрес>. В этой связи 02 августа 2021 года в адрес агентства внесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения представления агентством направлено письмо, что информация по вопросу размещения указанных отходов на землях государственного лесного фонда для рассмотрения вопроса о необходимости проведения работ по оценке накопленного вреда окружающей среде направлена в министерство экологии Сахалинской области. Каких-либо действий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, агентством не принято. Загрязнение лесов не обеспечивает их сохранность, может привести к истощению природных ресурсов, возникновению лесных пожаров и другим изменениям окружающей среды, негативно сказаться на удовлетворении материальных потребностей общества, что влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересов государства.
По изложенным основаниям прокурор просит суд признать незаконным бездействие агентства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> по непринятию мер по очистке от отходов территории в кварталах: <данные изъяты><адрес> (часть 2) участкового лесничества <адрес> лесничества; возложить на агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий, направленных на очистку от отходов данной территории в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 17 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство экологии Сахалинской области.
В судебном заседании прокурор ФИО на удовлетворении требований настаивала по доводам иска.
Представитель административного ответчика ФИО в судебном заседании против иска возражал по доводам письменного отзыва, указав, что в связи с изменением правового регулирования (утрата силы статьи 55 Лесного Кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414), очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятием, и не относится к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в связи с чем, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета. Указывает, что несанкционированные свалки, состоящие из ржавых бочек и разукомплектованной техники, относятся к накопленному вреду окружающей среде, выявление и оценку которого вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В Сахалинской области полномочиями на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде наделено министерство экологии Сахалинской области. В этой связи просит в иске отказать.
Представители заинтересованного лица министерства экологии Сахалинской области ФИО и ФИО в судебном заседании требования иска поддержали, представили письменные пояснения, указав, что довод агентства о том, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия не относится к переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям, является несостоятельным. Агентство является главным распорядителем бюджетных средств на реализацию возложенных на него функций по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в рамках подпрограммы № «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории сахалинской области» государственной программы <адрес> «Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечень которых входит очистка леса от захламленности. Указывают, что выявленные загрязнения лесных участков не являются объектами накопленного вреда окружающей среде, в связи с чем, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления и иного негативного воздействия может быть устранено в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору, который относится к компетенции агентства лесного и охотничьего хозяйства.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
По результатам проверки, проведенной Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором, были выявлены очагово расположенные несанкционированные места размещения отходов на участках горы <адрес> в кварталах: <данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается актом планового рейдового осмотра, обследования лесного участка от 14 июля 2021 года, проведенным ГКУ «Сахалинские лесничества», и отчетом о выполнении планового рейдового) осмотра лесного участка от 14 июля 2021 года.
Земельные участки, на которых выявлено несанкционированное складирование отходов, относятся к землям государственного лесного фонда.
Наличие указанных несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на соответствующих участках, административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, возмещении вреда окружающей среде, запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 50.7, части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и загрязнения, которая направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, по общему правилу, в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Действующим законодательством установлен порядок использования и охраны лесного фонда, который включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого), включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация охраны и защиты лесов.
Пунктом 4.2 подпрограммы № 3 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 года № 353, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий включено в систему подпрограммных мероприятий.
Пунктом 4.2 Перечня мероприятий государственной программы Сахалинской области «Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области» установлено, что агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области осуществляет проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя в том числе, очистку леса от захламленности.
Соответственно, изменение правового регулирования, в частности, признание с 1 октября 2016 года утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
В соответствии с подпунктами 1.1.1, 1.3.1, 3.2.2.6 Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08 декабря 2020 года № 565, агентство является органом исполнительной власти Сахалинской области, к компетенции которого относятся функции использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесных отношений), в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (включая меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда ввиду необходимости отнесения их к накопленному вреду окружающей среде, порядок и условия выявления и ликвидации которого установлен главой XIV.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», судом признаются несостоятельными.
Исходя из круга полномочий по охране лесов, переданных в силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, должно обеспечивать в лесах Сахалинской области, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Таким образом, проведение мероприятий по ликвидации данных свалок должно быть организовано агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления в границах вышеобозначенных земельных участков свидетельствует о том, что агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, уклоняясь от решения отмеченных вопросов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, допускает бездействие, выражающееся в неорганизации мероприятий по очистке территории лесного фонда от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.
При установленных обстоятельствах суд принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Руководствуясь данной нормой, с учетом объема необходимых для исполнения решения суда работ, суд устанавливает административному ответчику срок для исполнения решения 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что годичный срок, заявленный прокурором, является недостаточным.
Прокурор и агентство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> в силу положений пунктов 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, суд не взыскивает государственную пошлину за рассмотрение настоящего дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по очистке от отходов территории в кварталах: <данные изъяты><адрес>часть 2) участкового лесничества <адрес>.
Возложить на агентство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение мероприятий, направленных на очистку от отходов территории в кварталах: <данные изъяты><адрес> (часть 2) участкового лесничества <адрес> лесничества.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Ю. Павлова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья О.Ю. Павлова