ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6488/2023 от 13.11.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-6488/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Попеновой Т.В.,

при секретаре Якуповой А.Р.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации го г. Уфы, Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфы о признании действий незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Уфы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации го г. Уфы, Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфы о признании действий незаконными, указывая на следующее.

Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы по доводам публикации «В Уфе закрыли школу за 2 недели до 1 сентября. Родители вкладывались в ремонт», размещенной в средствах массовой информации, проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и безопасности дорожного движения. Проведенной выездной проверкой обследована автомобильная дорога по <адрес> до пересечения с Уфимское шоссе г. Уфы, по которому пролегает маршрут учеников муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (МАОУ Школа г7о г. Уфа РБ) и муниципального автономного общеобразовательного учреждения Центр образования городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в ходе которой установлено отсутствие наружного освещения. Кроме того, обследована территория, прилегающая к многоквартирному дому по <адрес>, где также зафиксировано отсутствие наружного освещения. Установлено, что администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о проведении работ по строительству сетей уличного освещения на дворовой территории многоквартирного жилого <адрес> с тем до настоящего времени работы по освещению дворовой территории не проведены. Данное обстоятельство также подтверждается актом проверки, в соответствии с которым прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по адресу: <адрес>, где зафиксировано отсутствие наружного освещения. Отсутствие освещения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания и бездействии администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, поскольку, исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения. Таким образом, в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и администрация Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не принимает действий по обустройству наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес>, а также автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с <адрес>. Бездействие муниципалитета по организации надлежащего освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, что ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения и граждан, проживающих в жилом <адрес>, а также учеников МАОУ Школа ГО г. Уфа РБ и МАОУ Центр образования ГО г. Уфа РБ. На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по проведению работ и устройству наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес>, а также автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с <адрес>. Обязать администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2-месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения провести работы по обустройству наружного освещения: на дворовой территории многоквартирного <адрес>, а также на автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с ул. <адрес>

Представитель административного истца помощник прокурора г.Уфы РБ Насибуллиной К.М., заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен, возражений на иск не направил.

Представители заинтересованных лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены, о причине неявки суд не известили, возражений на иск не направили.

Представитель МУЭП «Уфагорсвет» в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен, просил дело рассмотреть без участия представителя.

Представитель административного ответчика администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа Ясавиева Г.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. иск не признала, указывая на то, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному иску.

Представитель ответчика УКХиБ администрации го г. Уфа Аристов И.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. иск не признал, указывая на то, что Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ не является надлежащим ответчиком. Кроме того, в случае удовлетворения исковых требований в двухмесячный срок установить наружное освещение не представляется возможным, ввиду того, что необходимо разработать проектно-сметную документацию, определить источник финансирования и произвести непосредственно сами работы, что по общему правилу занимает около года.

С учетом имеющихся в деле извещений, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 4, 25 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Аналогичная норма закреплена в п. 28 ч. 1 ст. 4 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 4 Правил благоустройства территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

К объектам благоустройства отнесены территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы.

Освещение улиц, дорог и площадей выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Башкортостан, а также Правилами, устанавливающими требования к организации наружного освещения. Площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, пляжи, парки, другие территории общего пользования должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией городского округа (ч.ч. 1, 23 ст. 24 Правил).

В силу ч. 24 ст. 24 Правил обязанность по освещению территорий жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территорий промышленных и коммунальных организаций, а также арок входов в многоквартирные дома возлагается на специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию уличных сетей.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Правил предусмотренные обязанности по объектам, находящимся в муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, возлагаются на органы местного самоуправления.

Установлено, что проведенной выездной прокурорской проверкой, обследована автомобильная дорога по <адрес> до пересечения с улицей <адрес>, по которому пролегает маршрут учеников муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа городского округа <адрес> Республики Башкортостан (МАОУ Школа ГО г. Уфа РБ) и муниципального автономного общеобразовательного учреждения Центр образования городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (МАОУ Центр образования ГО г. Уфа РБ), в ходе которой установлено отсутствие наружного освещения.

Кроме того, обследована территория, прилегающая к многоквартирному дому по <адрес>, где также зафиксировано отсутствие наружного освещения.

Установлено, что администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о проведении работ по строительству сетей уличного освещения на дворовой территории многоквартирного жилого <адрес> с тем до обращения в суд с иском работы по освещению дворовой территории не были проведены.

Данное обстоятельство также подтверждается актом проверки, в соответствии с которым прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по адресу: <адрес>, где зафиксировано отсутствие наружного освещения.

МУЭСП «Уфагорсвет» согласно уставной деятельности осуществляет содержание и текущий ремонт наружного освещения города Уфы (уличное, внутриквартальное освещение, освещение парков, садов, скверов, памятников культуры), технических средств организации дорожного движения.

В части обустройства системы наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес> г.Уфы - наружное освещение вообще не установлено. Для строительства сетей наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес> г.Уфы необходимо разработать проектно-сметную документация и определить источник финансирования.

При этом МУЭСП «Уфагорсвет» осуществляет согласно уставной деятельности содержание и текущий ремонт уже существующих сетей наружного освещения.

Согласно техническому заданию по содержанию и технической эксплуатации объектов наружного освещения, технических средств организации дорожного движения городского округа город Уфа на 2023г. к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГг. , заключенному между Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Заказчик) и МУЭСП «Уфагорсвет» (Подрядчик) к работам по содержанию и технической эксплуатации объектов наружного освещения относятся: измерение сопротивления заземления; обход и осмотр технического состояния линий электропередачи, в том числе внеочередные; ведение журналов обхода и осмотра линий электропередачи с регистрацией всех обнаруженных недостатков; чистка поверхности опор, от объявлений и рекламных наклеек; замена и выправка опор; ремонт, перетяжка отдельных участков проводов линии, замена провода; замена зажимов и комплектов промежуточных, при производстве работ по замене опор и/или провода; окрашивание металлических частей, кронштейнов, консолей и траверс на металлических и железобетонных опорах, проверка надежности соединений проводов и контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации опор, проверка габаритов линии, очистка проводов от набросов, ремонт кабельных спусков и концевых муфт; аварийно-восстановительные работы, связанные с действием природных явлений и третьих лиц; замена несущего троса кабельных линий - при повреждении или уменьшении несущей способности; участие в приеме линий электропередачи после монтажа и ремонта; окраска опор; прочее техническое обслуживание.

В соответствии с приложением поз.2 к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГг. , <адрес> не входит в перечень объектов светоточек сетей наружного освещения, который находится на содержании и технической эксплуатации МУЭСП «Уфагорсвет».

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации энергоснабжения населения и организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данные обстоятельства ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем, суд приходит к выводу об установленном бездействии со стороны Администрации го г. Уфа, выразившимся в непринятии своевременных мер по проведению работ и устройству наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес>, а также автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с <адрес> и считает необходимым возложить на администрацию го г. Уфа обязанность в 6-месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения провести работы по обустройству наружного освещения: на дворовой территории многоквартирного <адрес>.

С учетом проведения необходимых мероприятий для выполнения указанных работ, суд считает именно 6 месячный срок отвечающим принципам разумности и справедливости.

В ходе рассмотрения дела, установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. от Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в адрес МУЭСП «Уфагорсвет» поступил наряд-заказ о выполнении работы по устройству наружного освещения на участке от МАОУ Школа по ул. <адрес> до Центра образования по <адрес>.

МУЭСП «Уфагорсвет» выполнил работы по устройству наружного освещения на автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с ул. <адрес>, установив железобетонные опоры в количестве 11 штук, светодиодные светильники - 13 штук, что подтверждается фотоматериалами, приобщенным к материалам дела, в связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает требования в данной части подлежащими прекращению.

Исковые требования были заявлены, в том числе в отношении администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа, однако, в соответствии с пунктом 1.1 Положения об Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация района является территориальным органом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляющим исполнительно распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на территории Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. При этом, Полномочиями по проектированию, строительству, реконструкции сетей уличного освещения Администрации Орджоникидзевского района не наделена, в связи с чем, не является надлежащим ответчиком по названному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по проведению работ и устройству наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес> а также автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с <адрес>.

Обязать администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в шести - месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения провести работы по обустройству наружного освещения на дворовой территории многоквартирного <адрес>,

Производство по делу в части обязания администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, провести работы по обустройству наружного освещения на автомобильной дороге по <адрес> до пересечения с улицей <адрес>, прекратить.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.

Судья: Т.В. Попенова