ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-648/2021 от 08.09.2021 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-648/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2021 г. г. Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Веселиной Н.Л., при секретаре Градусовой И.А., с участием представителя административного истца ФИО1 представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольчугинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кольчугинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кольчугинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Кольчугинского района Владимирской области о признании бездействияпо не осуществлению финансирования мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,незаконным, и о возложении обязанности в срок до 01.06.2022осуществить финансирование мероприятий по установке дорожных знаков, предусмотренных проект-схемой организации дорожного движения на автомобильной дороге по <адрес> (от пересечения с <адрес> с <адрес>), незаконным; о признании бездействия по непринятию мер, направленных на финансирование мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,незаконным, и о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование мероприятий по установке искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>.

В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что на автомобильной дороге по <адрес> (от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>) отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные утвержденной проект-схемой дорожного движения. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа следует, что администрация <адрес> не имеет финансовой возможности для установки дорожных знаков. По результатам повторной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что дорожные знаки отсутствуют. Межрайонной прокуратурой на основании информации, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по <адрес> и администрацией района проведен анализ причин аварийности на участке дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>. Из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для ликвидации аварийно-опасного участка на дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> первоочередной мерой в 2020 -2021 году является в том числе обустройство на аварийно - опасном участке дороги искусственных неровностей. По информации, предоставленной ГИБДД района следует, что участок дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> является очагом аварийности, поскольку в период с 2019 года по июль 2021 года произошло шесть ДТП (в четырех из которых пешеходы получили телесные повреждения). В 2020 году при дежурствах на данном участке выявлено 81 правонарушение, предусмотренное ст.12.29 КоАП РФ. До настоящего времени установка искусственных неровностей становилась лишь предметом обсуждения на комиссиях по безопасности дорожного движения администрации <адрес>. Из письма главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ОГИБДД следует, что на заседании комиссии по безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение запланировать мероприятия по установке искусственных неровностей на <адрес> от <адрес> до <адрес> при наличии соответствующего финансирования в 2020 году. Администрации Кольчугинского района допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на финансирование мероприятий по установке дорожных знаков и искусственных неровностей на автомобильной дороге.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске доводам. Пояснил, что прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в части неустановления дорожных знаков. Администрацией Кольчугинского района представлено обоснование невозможности установления дорожных знаков в виду отсутствия финансирования. Требования об установке искусственных неровностей предусмотрены ГОСТом, который допускает их устройство на основе анализа причин аварийности. Анализ аварийности проведен межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД <адрес>, где было установлено, что на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> происходят ДТП. В 2020 году администрацией <адрес> вынесено постановление «Об утверждении перечня аварийно-опасных участков автомобильных дорог». По установлению искусственных неровностей представление не вносилось. Данная проблема обозначена администрацией <адрес> по линии ОГИБДД, данный вопрос обсуждался на комиссии по безопасности движения. Администрация Кольчугинского района в постановлении, которое было отменено, прописывала именно меру установления искусственных неровностей, считало ее эффективной, планировала установить искусственные неровности в 2020 году, которые в настоящее время не установлены, что говорит о бездействии административного ответчика. Участок автодороги перестал быть аварийным, но очагом аварийности не перестал являться, что подтверждается сведениями ОГИБДД, в которых указывается о множественных ДТП на данном участке дороге.

Представитель административного ответчика администрации Кольчугинского района и заинтересованного лица МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» ФИО3 административные исковые требования не признала. Пояснила, что межрайонным прокурором было внесено предписание в отношении дорожных знаков, которые не установлены на <адрес> в <адрес>. По финансированию существует муниципальная программа, ежегодно 250 000 рублей выделяется на дорожные знаки. Денежные средства реализованы, в т.ч. по требованию прокуратуры в отношении установки дорожных знаков на <адрес>. В отношении аварийно-опасного участка на <адрес> в 2020 году было вынесено постановление о признании данного участка аварийно-опасным, на момент вынесения которого он соответствовал этим критериям. Были установлены знаки о снижении скорости, информационные щиты, улучшено освещение. По сведениям ОГИБДД в настоящее время данный участок не является аварийно-опасным. Ежегодно администрация должна вносить изменения в отношении участков либо новые утверждать аварийно-опасные участки. В настоящее время в городе нет аварийно-опасных участков по данным ГИБДД, постановление было отменено. Схемой дислокации не предусмотрена установка искусственных неровностей на данном участке дороги. ГОСТ предусматривает установку искусственных неровностей, но в соответствии с утвержденной схемой дорожного движения. Установка дорожных знаков предусмотрена схемой дислокации. Администрация ограничена в финансировании. Бюджет принимается каждый год, ежегодно выделяется определенная сумма. В настоящий момент денежных средств нет, запланировать данные мероприятия не представляется возможным, выдается предписание, которое должно выполняться. Заключены договора о покупке дорожных знаков, стоимость дорожных знаков значительно увеличилась, что еще больше сократило финансовые возможности. Мероприятия по установке дорожных знаков финансируются из городского бюджета, возможности получения денег из других источников не имеется. МКУ «Благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» является исполнителем, которое направляет письма в администрацию <адрес> о запросе средств на установку дорожных знаков. Бюджет будет формироваться в конце 2021 года на следующий год. Согласно расчету МКУ нехватка денежных средств на установку дорожных знаков согласно схемы дислокации, составляет около 1,5 миллиона рублей по городу. Отсутствует необходимое финансирование на данные цели. Считает, что предпринятые меры являются достаточными, бездействие администрации отсутствует. В случае удовлетворения требований, просила установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из отзыва администрации Кольчугинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дорожный фонд <адрес> формируется из средств, поступивших в основной массе от уплаты транспортного налога. Сумма транспортного налога, уплаченная налогоплательщиками <адрес> в бюджет на 2021 года составляет 34,014 тыс. руб., что составляет 76,8% от начисленного налога, тогда как для зимней и летней уборки автомобильных дорог города требуется около 36 млн. руб. в год. Для выполнения предписания межрайонного прокурора администрации требовалось установить 544 дорожных знака. На осуществление данных мероприятий в 2021 году выделено 251 000 руб. На выделенные денежные средства МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» ДД.ММ.ГГГГ заключило с <данные изъяты> контракт на постановку дорожных знаков, цена контракта составила 93 773 руб., для исполнения предписаний ГИБДД и выполнения функций Управления еще на 125 730 руб., всего на 229 503 руб. Стоимость одного дорожного знака в среднем составляет 3 712 руб. без установки. Согласно данным, предоставленным ОГИБДД ОМВД России по <адрес> за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> участков дорог подходящих под определение аварийно - опасный участок не имеется. В рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Развитие и совершенствование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО <адрес>». Источниками финансирования муниципальной программы определены средства бюджета <адрес>. Внеочередное проведение работ по обустройству искусственных неровностей на автомобильной дороге требует перераспределения бюджетных средств, что повлечет невозможность реализации указанной муниципальной программы. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень аварийно - опасных участков автомобильных дорог и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП на автомобильных дорогах <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление признано утратившим силу. Прокурором не представлено доказательств нарушения прав и свобод значительного числа граждан, не указано и обстоятельств, в силу которых отсутствие дорожных знаков приобретает особое общественное значения. Исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку выделение финансирования <адрес> осуществляется, в рамках выделенных лимитов производится закупка и установка дорожных знаков, требования прокурора фактически являются вмешательством в деятельность органов местного самоуправления (л.д.121 -123).

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об автомобильных дорогах») под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу положений ч. ч. 1, 2, 3, 10 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 «Об автомобильных дорогах» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашения (ч. 1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч. 2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (ч. 3).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Правила применения дорожных знаков на автомобильных дорогах установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», согласно п. 6.2.1 которого дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Постановлением администрации г. Кольчугино от 05.09.2013 № 364 утверждена «Схема организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков, схемы горизонтальной дорожной разметки на территории МО г. Кольчугино Владимирской области».

В судебном заседании установлено, что администрацией Кольчугинского района допущено противоправное бездействие, повлекшее нарушение законных интересов неопределенного круга лиц, выразившееся вне осуществлении финансирования мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, при содержании автомобильной дороги по <адрес> (от пересечения с <адрес> с <адрес>).

В связи с этим, на администрацию Кольчугинского района подлежит возложению обязанность осуществить финансирование мероприятий по установке дорожных знаков, предусмотренных проект-схемой организации дорожного движения на автомобильной дороге по <адрес> (от пересечения с <адрес> с <адрес>).

Бездействие администрации Кольчугинского района в непринятии мер, направленных на финансирование мероприятий по установке искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> не установлено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно п.1.4 ст.37 выписки из Устава муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №72/10 к полномочиям, возлагаемым на администрацию Кольчугинского района относится дорожная деятельность отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Кольчугино и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Кольчугино, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.20).

В соответствии с п. 2.1, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.15 Устава МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района», утвержденного постановлением администрации Кольчугинского района от 22.10.2014 №1221 целью его деятельности является, в том числе, повышение качества оказания муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления; контроль за состоянием автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, включая их обследование на основе актов осмотра автомобильных дорог, а также данных о диагностике и паспортизации, проведение анализа ДТП, в том числе связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, разработка и реализация мер по повышению безопасности дорожного движения; подготовка и представление в администрацию <адрес> предложений по осуществлению дорожной деятельности на территории района; ведение перечня автомобильных дорого местного значения, подготовка предложений для администрации района по внесению изменений в него; организация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного комплекса (л.д. 21-30).

Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области №1511 от 30.12.2020 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования <адрес>, включающий в себя автомобильную дорогу по ул. <адрес> (от пересечения с <адрес> с <адрес>) (л.д. 31-39).

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности <адрес> собственником дороги, проходящей по <адрес> (от <адрес> до пересечения с <адрес>) является муниципальное образование <адрес> (л.д. 89).

ДД.ММ.ГГГГ Кольчугинской межрайонной прокуратурой, по результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования <адрес>, в адрес главы администрации <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Как указано в представлении, Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> установлено, что на территории <адрес> отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные схемой организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков, схемы горизонтальной разметки, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по <адрес>: 2.1. «Главная дорога» - 19 шт., 2.4 «Уступи дорогу» - 19 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости»- 8 шт., 6.10.1 «Указатель направлений» - 2 шт.; 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» - 1 шт.; 8.3.1 «Направление действия» - 1шт. (л.д.44-51).

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактические нарушения, выявленные в ходе проверки признаны, однако не устранены ввиду отсутствия необходимого финансирования для приобретения дорожных знаков на территории <адрес> в размере около 2 743 991 руб. (л.д. 52-55).

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» обращалось к главе администрации <адрес> о выделении финансовых средств в размере 2 094 345 руб. для проведения работ по приобретению и установке дорожных знаков (л.д. 56).

Согласно сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение бюджет муниципального образования <адрес> на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы принят и исполняется всеми участниками бюджетного процесса в рамках доведенных до них лимитных бюджетных обязательств. В 2020 году предусмотрены бюджетные средства на установку (замену) дорожных знаков в размере 501 000 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнение данной целевой статьи - 0%, рекомендовано провести торги и установить знаки на имеющиеся средства (л.д. 57).

Из акта проверки, проведенного Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что дорожные знаки отсутствуют: двигаясь по <адрес> от перекрестка с <адрес> с правой стороны на расстоянии +250 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +325 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +660 дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», на расстоянии +670 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +730 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +820 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +830 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +866 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» (поворот на <адрес>) требует замены, поскольку его цветотехнические характеристики изменены до степени смешения, на следующем отрезке дороги по <адрес> за пересечением с <адрес> на расстоянии +45 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +70 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +195 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +220 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +265 дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», на расстоянии +330 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +360 дорожный знак 2.4 2Уступи дорогу», на расстоянии +400 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +400 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +540 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии + 565 дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», на расстоянии +725 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +750 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +810 дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +880 дорожные знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» (пешеходный переход не оборудован), на расстоянии +90 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» (пешеходный переход не оборудован).

Двигаясь по <адрес> от перекрестка с <адрес> с левой стороны непосредственно на пересечении указанных улиц отсутствуют дорожные знаки: 6.10.1 «Указатель направления» <адрес> и <адрес>), на расстоянии +175 - 2.4 «Уступи дорогу» и 3.2 «Движение запрещено», на расстоянии +230 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии + 610 - 2.4 «Уступи дорогу» и 3.4 - «Движение грузовых автомобилей запрещено», на расстоянии +618 - 2.1 «Главная дорога», 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», 8.3.1 «Направление действия», на расстоянии +750 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +800 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +885 - 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и 2.1 «Главная дорога», на втором отрезке данной дороги с поворота на <адрес> на расстоянии +35 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +100 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +220 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +230 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +290 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии + 295 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +440 - 2.4 «Уступи дорогу», на расстоянии +390 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +565 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +775 - 2.1 «Главная дорога», на расстоянии +850 - 2.1 «Главная дорога», 5.16 «Место остановки автобуса» односторонний (должен быть двухсторонний), на расстоянии +854 - 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» (пешеходный переход не оборудован), на расстоянии +94 - 5.19.1, 5.19.2 (пешеходный переход не оборудован) (л.д. 58 -81).

Из представленных административным ответчиком контракта на поставку от ДД.ММ.ГГГГ, платежного поручения и товарной накладной, контракта на поставку от ДД.ММ.ГГГГ, платежного поручения и накладной, контракта на поставку от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства <адрес>» приобретены дорожные знаки на сумму 93 733 руб., 125 370 руб., 2 320 руб. (л.д.124-144).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков, схемы горизонтальной дорожной разметки на территории МО <адрес> (л.д. 82- 88).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень аварийно-опасных участков и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно - транспортных происшествий на автомобильных дорогах (улицах <адрес>, включающий в себя автомобильную дорогу по ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д.93-94).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Развитие и совершенствование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования <адрес>» (л.д.147-177).

ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства <адрес>» направлено сообщение о том, что в 2019 году на территории <адрес> образовалось два очага аварийности (потенциально- опасные места) связанные с наездами на пешеходов в зоне действия пешеходных переходов, в том числе на <адрес> у <адрес> - 5 ДТП, из которых 3 случая наезда на пешеходов. По итогу работы сотрудниками ОГИБДД на <адрес> выявлено 81 правонарушение по ст.12.19 КоАП РФ (нарушение ПДД пешеходами). В адрес администрации неоднократно направлялись письма о принятии мер по устранению мест концентрации ДТП. Наиболее эффективным мероприятием по устранению очага аварийности на <адрес> будет являться установка искусственных неровностей для принудительного снижения скорости водителями транспортных средств. Согласно анализа ДТП, проведенного на территории <адрес>, участков дорог (улиц) подходящих под определение аварийно - опасный участок нет, однако существует потенциально аварийные места по адресам: <адрес> у <адрес> у <адрес> (перекресток <адрес> с <адрес>) (л.д.145-146).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня аварийно-опасных участков автомобильных дорого (улиц) и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах (улицах) <адрес>» (л.д.178).

Анализируя позиции участников процесса и исследованные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Представленными суду доказательствами подтверждено, что администрацией <адрес> надлежащим образом не исполняется обязанность по финансированию мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, при содержании автомобильной дороги местного значения <адрес> (от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>).

Поскольку доказательств надлежащего исполнения спорной обязанности или необоснованности её возложения суду не представлено, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что выполнение исковых требований лишает орган местного самоуправления самостоятельности в распределении ограниченных бюджетных средств, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку отсутствие необходимого финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального района.

Доводы административного ответчика о том, что выделенное в 2021 году финансирование в размере 251 000 руб. будет использовано для установки или замены дорожных знаков на <адрес> суд не принимает, поскольку из материалов дела, в том числе письменного отзыва следует, что установка дорожных знаков требуется по множеству автомобильных дорог <адрес> (544 знака) на общую сумму в 2 094 345 руб. При этом администрацией района не представлено доказательств выделения адресного финансирования необходимых работ именно на спорную автомобильную дорогу, либо утвержденного графика финансирования и установки дорожных знаков, что не позволяет сделать вывод о надлежащем финансировании спорной обязанности в отношении конкретной улицы. Вопреки возражениям административного ответчика установка отсутствующих или замена пришедших в негодность дорожных знаков не требует критерия их особого общественного значения, поскольку прямо предусмотрена действующим законодательством, а их отсутствие очевидно и бесспорно указывает на нарушение прав и свобод значительного числа граждан, являющихся участниками дорожного движения.

Поскольку от административного ответчика и заинтересованного лица поступили возражения о предложенном истцом сроке, суд полагает возможным установить испрашиваемый срок исполнения спорной обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ.

В течение одного месяца со дня выделения финансирования, на административного ответчика следует возложить обязанность сообщить об этом административному истцу и Кольчугинскому городскому суду.

Рассматривая требование о признании бездействия по непринятию мер, направленных на финансирование мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,незаконным, и о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование мероприятий по установке искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении по следующим основаниям.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня аварийно-опасных участков автомобильных дорого (улиц) и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах (улицах) <адрес>» утвержден перечень аварийно-опасных участков и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно - транспортных происшествий на автомобильных дорогах (улицах <адрес>, включающий в себя автомобильную дорогу по ул. <адрес> от <адрес> до <адрес>, в том числе и обустройство на аварийном участке дороги искусственных неровностей. Срок исполнения определен 2020-2021 год.

По представленным сведениям ОГИБДД России по <адрес> спорный участок автомобильной дороги не является аварийно-опасным.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Схемой дислокации не предусмотрена установка искусственных неровностей на данном участке автомобильной дороги. Административным истцом не вносилось представление в адрес администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части установления искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>.

Поскольку срок исполнения мероприятий по обустройству на указанном аварийном участке дороги искусственных неровностей был установлен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до окончания 2021 года, и в настоящее время вышеуказанное постановление отменено из-за отсутствия оснований для признания спорного участка автомобильной дороги аварийно-опасным, оснований для признания незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на финансирование мероприятий и о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование мероприятий по установке искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации <адрес> по неосуществлению надлежащего финансирования мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование мероприятий по установке дорожных знаков, предусмотренных проект-схемой организации дорожного движения на автомобильной дороге по <адрес> (от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>).

Обязать администрацию <адрес> в течение одного месяца со дня выделения финансирования сообщить об этом в Кольчугинский городской суд <адрес> и Кольчугинскому межрайонному прокурору <адрес>.

В удовлетворении требований о признании бездействия по непринятию мер, направленных на финансирование мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,незаконным, и о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование мероприятий по установке искусственных неровностей на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Л. Веселина