ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-648/2021 от 29.04.2021 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Петрович К.Э.,

при секретаре Полуэктовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-648/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской (далее Инспекция) области в качестве налогоплательщика, до *дата скрыта* состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя.

ФИО1 является собственником следующих транспортных средств: автомобиля «<данные изъяты>», гос. рег. знак *номер скрыт* дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, дата отчуждения – *дата скрыта*; автомобиля <данные изъяты>», гос. рег. знак *номер скрыт* дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, имущество не отчуждено; автомобиля «<данные изъяты>», гос. рег. знак *номер скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, имущество не отчуждено.

В связи с тем, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за 2017 г. срок уплаты транспортного налога был установлен не позднее 03.12.2018, за 2018 г. – не позднее 02.12.2019.

ФИО1 свою обязанность по уплате транспортного налога за 2017 г. в сумме 11 250 руб., а также за 2018 г. в сумме 11 250 руб., в установленный законом срок не исполнила.

В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени за период с 03.12.2019 по 17.02.2020 в размере 180,94 руб.

Кроме того, в период с *дата скрыта* по *дата скрыта* административный ответчик являлась собственником недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения: жилого дома, расположенного по адресу: *адрес скрыт*

Обязанность по уплате имущественного налога за 2017 г. в размере 2 293 руб. в срок, установленный до 03.12.2018, а также за 2018 г. в размере 217 руб. в срок до 02.12.2019, ФИО1 не исполнена.

В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. и 2018 г., налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени: по налогу за 2017 г. с 04.12.2018 по 05.02.2019 в размере 37,66 руб., по налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 17.02.2020 в размере 3,49 руб.

В спорные налоговые периоды ФИО1 также являлась собственником следующих земельных участков, являющихся объектами налогообложения:

- кадастровый *номер скрыт*, адрес: *адрес скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, имущество не отчуждено (ОКТМО 25655402);

- кадастровый *номер скрыт*, адрес: *адрес скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, дата отчуждения – *дата скрыта* (ОКТМО 25655402);

- кадастровый *номер скрыт*, адрес: *адрес скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, дата отчуждения – *дата скрыта* (ОКТМО 25655402);

- кадастровый *номер скрыт*, адрес: *адрес скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, дата отчуждения – *дата скрыта* (ОКТМО 25655402);

- кадастровый *номер скрыт*, адрес: *адрес скрыт*, дата возникновения права собственности – *дата скрыта*, дата отчуждения – *дата скрыта* (ОКТМО 25701000).

Обязанность по уплате земельного налога за 2017 г. в размере 557 руб. в срок до 03.12.2018 (ОКТМО 25701000), за 2017 г. в размере 727 руб. в срок до 03.12.2018 (ОКТМО 25655402), за 2018 г. в размере 51 руб. в срок до 02.12.2019 (ОКТМО 25701000), за 2018 г. в размере 652 руб. в срок до 02.12.2019 (ОКТМО 25655402), ФИО1 не исполнена.

В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2017 г. и 2018 г., налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени: по налогу за 2017 г. 04.12.2018 по 05.02.2019 в размере 9,15 руб. (ОКТМО 25701000), в размере 11,94 руб. (ОКТМО 25655402), по налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 17.02.2020 в размере 0,82 руб. (ОКТМО 25701000), в размере 10,49 руб. (ОКТМО 25655402).

Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области налогоплательщику направлены требования *номер скрыт* от 06.02.2019, *номер скрыт* от 18.02.2020 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 г. в срок до 19.03.2019; за 2018 г. в срок до 06.04.2020 по почте заказными письмами, о чем свидетельствуют реестры внутренних почтовых отправлений.

Однако требования административного истца об уплате недоимки по обязательным платежам в установленный срок налогоплательщиком ФИО2 исполнены не были.

В период с *дата скрыта* по *дата скрыта* ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, валялась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Налоговым периодом согласно ст. 346.30 НК РФ по единому налогу признается квартал.

Налогоплательщиком представлены налоговые декларации по ЕНВД с исчисленной суммой налога к уплате:

- за 1 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 2 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 3 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 4 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.

По данным лицевого счета сумма налога ФИО1 в установленные сроки не уплачена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕНВД в 2016 году, составляет 2 361,28 руб.

В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ, 11.04.2018 административному ответчику было выставлено и направлено по почте заказным письмом требование *номер скрыт* об уплате пеней по ЕНВД в срок до 03.05.2018.

Требование об уплате налога налогоплательщиком ФИО1 до настоящего момента не исполнено.

Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебных приказов о взыскании с ФИО1:

- задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2017 г. и соответствующей суммы пеней, суммы пеней по ЕНВД в размере 17 431,81 руб.;

- задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2018 г. и соответствующей суммы пеней в размере 12 365,74 руб.

Определениями мирового судьи от 19.10.2020 судебные приказы от 11.09.2019 №2а-2438/2019, от 07.07.2020 №2а-2135/2020 отменены в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

Транспортный налог административному ответчику начислен в соответствии с действующим законодательством, согласно налоговой базе, с учетом налоговых ставок, действующих в данном налоговом периоде, с учетом количества месяцев владения транспортными средствами. С учетом частичной оплаты по судебному приказу, задолженность по транспортному налогу за 2017 г. составляет 11 078,40 руб. Оплата задолженности по транспортному налогу за 2018 г. и суммы пени не производилась.

Налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2017, 2018 гг. начислены согласно сведениям, представленным регистрационными органами, с учетом налоговых ставок, действующих в данном налоговом периоде. С учетом частичной оплаты по судебному приказу, задолженность по налогу на имущество за 2017 год составляет 2 248,02 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 год (ОКТМО 25701000) составляет 548,51 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 год (ОКТМО 25655402) составляет 715,92 руб. Оплата задолженности по налогу на имущество и земельному налогу за 2018 год и суммы пеней не производилась.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕНВД, в размере 2 361,28 руб. не оплачена до настоящего времени.

Административный истец просит суд взыскать с ФИО1 (ИНН *номер скрыт*) задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 11 078 руб. 40 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 г. в размере 184 руб. 78 коп., задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 11 250 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 г. в размере 180 руб. 94 коп., задолженность по налогу на имущество за 2017г. в размере 2 248 руб. 02 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2017 г. в размере 37 руб. 66 коп., задолженность по налогу на имущество за 2018 г. в размере 217 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 г. в размере 03 руб. 49 коп., задолженность по земельному налогу за 2017 г. (ОКТМО 25701000) в размере 548 руб. 51 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 г. (ОКТМО 25701000) в размере 09 руб. 15 коп., задолженность по земельному налогу за 2017 г. (ОКТМО 25655402) в размере 715 руб. 92 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 г. (ОКТМО 25655402) в размере 11 руб. 94 коп., задолженность по земельному налогу за 2018 г. (ОКТМО 25701000) в размере 51 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 г. (ОКТМО 25701000) в размере 00 руб. 82 коп., задолженность по земельному налогу за 2018 г. (ОКТМО 25655402) в размере 652 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 г. (код ОКТМО 25655402) в размере 10 руб. 49 коп.; пени за несвоевременную уплату ЕНВД в размере 2 361 руб. 28 коп.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, в ходе рассмотрения дела суд надлежащим образом извещал ее о дне слушания дела и направлял по адресу места жительства корреспонденцию заказным письмом, которая возвращена с отметкой почты «истек срок хранения».

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса (НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как следует из ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Понятие объекта налогообложения транспортным налогом установлено ст. 358 НК РФ, согласно п. 1 которой, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Понятие объекта налогообложения налогом на имущество установлено ст. 401 НК РФ, согласно которой, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52); в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).

Статьей 69 названного Кодекса установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).

В случае просрочки владельцем транспортного средства или имущества исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начисляются пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В силу положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.

Согласно поступившим в налоговую инспекцию сведениям органов, осуществляющих учет и регистрацию имущества, ФИО1 в спорные налоговые периоды (2017 г., 2018 г.) являлась собственником следующего имущества:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Налоговым периодом по транспортному налогу в соответствии со ст. 360 НК РФ является календарный год. Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 ч. 1 ст. 363 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается год.

Порядок и сроки уплаты земельного налога установлены ст. 397 НК РФ.

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 ч. 1 ст. 397 НК РФ).

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц установлены ст. 409 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 409 НК РФ).

Таким образом, обязанность по уплате налогоплательщиками физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за 2017 год должна была быть исполнена в срок не позднее 03.12.2018, а за 2018 год - не позднее 02.12.2019.

Из материалов дела следует, что 06.08.2018 в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление *номер скрыт* от 24.06.2018 о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 г. в размере 11 250 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 293 руб. (ОКТМО 25701000), в размере 150 руб. (ОКТМО 25732000), земельного налога за 2017 г. в сумме 557 руб. (ОКТМО 25701000), в сумме 727 руб. (ОКТМО 25655402) в срок не позднее 03.12.2018, а также 12.07.2019 налоговое уведомление *номер скрыт* от 04.07.2019 о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 г. в размере 11 250 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 217 руб. (ОКТМО 25701000), в сумме 156 руб. (ОКТМО 25732000), земельного налога за 2018 г. в сумме 51 руб. (ОКТМО 25701000), в сумме 652 руб. (ОКТМО 25655402) в срок не позднее 02.12.2019, что подтверждается реестрами отправки внутренней почтовой корреспонденции Инспекции.

ФИО1 в указанный период обязанность по уплате налогов не исполнила.

В связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ, административному ответчику за период со 04.12.2018 по 05.02.2019 за несвоевременную уплату налогов за 2017 г. начислены пени: по транспортному налогу в размере 184,78 руб., по земельному налогу в размере 9,15 руб. (ОКТМО 25701000), по земельному налогу в размере 11,94 руб. (ОКТМО 25655402), по налогу на имущество физических лиц в размере 37,66 руб. (ОКТМО 25701000); за несвоевременную уплату налогов за 2018 год за период с 03.12.2019 по 17.02.2020 начислены пени по транспортному налогу в размере 180,94 руб., по земельному налогу в размере 0,82 руб. (ОКТМО 25701000), по земельному налогу в размере 10,49 руб. (ОКТМО 25655402), по налогу на имущество физических лиц в размере 3,49 руб.

Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области налогоплательщику направлены требования *номер скрыт* от 06.02.2019, *номер скрыт* от 18.02.2020 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 г. и 2018 г., что подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции *номер скрыт* от 17.02.2019, *номер скрыт* от 26.02.2020. Однако данные требования в установленный срок административным ответчиком исполнены не были.

Из материалов дела судом установлено, что в период с *дата скрыта* по *дата скрыта* ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии со ст. 346.28 НК РФ являлась плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно п. 1 ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы РФ по месту постановки на учет в налогом органе в качестве налогоплательщика единого налога.

Налоговым периодом согласно ст. 346.30 НК РФ по единому налогу признается квартал.

Налогоплательщиком ФИО1 представлены налоговые декларации по ЕНВД с исчисленной суммой налога к уплате:

- за 1 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 2 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 3 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.;

- за 4 квартал 2016 г. в размере 6 991 руб.

По данным лицевого счета сумма налога ФИО1 в установленные сроки не уплачена.

В случае просрочки плательщиком ЕНВД исполнения обязанности по уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начисляется пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Сумма пени, начисленная административному ответчику за несвоевременную уплату ЕНВД, составляет 2 361,28 руб.

11.04.2018 административному ответчику почтой заказным письмом было направлено требование *номер скрыт*, в котором был предоставлен срок уплаты пеней до 03.05.2018, что подтверждается копией почтового реестра.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорные налоговые периоды), в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорные налоговые периоды), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, Налоговым кодексом РФ урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа, которые должны быть соблюдены налоговым органом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика.

Из обстоятельств дела следует, что требования Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 гг., пеней за несвоевременную уплату транспортного налога, недоимки по налогу на имущество за 2017, 2018 гг., пеней за несвоевременную уплату налога на имущество, недоимки по земельному налогу за 2017, 2018 гг., пеней за несвоевременную уплату земельного налога, пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕНВД, налогоплательщиком ФИО1 до настоящего момента не исполнены.

В связи с добровольным неисполнением налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогам и пеней Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлениями о вынесении судебных приказов.

11.09.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-2438/2019 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 11 250 руб., пеней по транспортному налогу в размере 184 руб. 78 коп., недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 2 293 руб., пеней по налогу на имущество в размере 37 руб. 66 коп., недоимки по земельному налогу по ОКТМО 25701000 за 2017 г. в размере 557 руб., пеней по земельному налогу в размере 09 руб. 15 коп; недоимки по земельному налогу по ОКТМО 25655402 за 2017 г. в размере 727 руб., пеней по земельному налогу в размере 11 руб. 94 коп; пеней по ЕНВД в размере 2 361 руб. 28 коп.

07.07.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-2135/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 11 250 руб., пеней по транспортному налогу в размере 180 руб. 94 коп., недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 217 руб., пеней по налогу на имущество в размере 03 руб. 49 коп., недоимки по земельному налогу по ОКТМО 25701000 за 2018 г. в размере 51 руб., пеней по земельному налогу в размере 0 руб. 82 коп; недоимки по земельному налогу по ОКТМО 25655402 за 2018 г. в размере 652 руб., пеней по земельному налогу в размере 10 руб. 49 коп.

Определениями мирового судьи от 19.10.2020 судебные приказы №2а-2438/2019 от 11.09.2019 и №2а-2135/2020 от 07.07.2020 отменены в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

Согласно требованию *номер скрыт* от 11.04.2018, срок для добровольного погашения пеней по ЕНВД в размере 2 361 руб. 28 коп. был предоставлен ФИО1 до 03.05.2018. Вместе с тем, поскольку данное требование не превышало 3 000 руб., в силу положений ст. 48 НК РФ у налогового органа не имелось оснований для обращения в суд за принудительным взысканием образовавшейся задолженности.

Согласно требованию *номер скрыт* от 06.02.2019, срок для добровольного погашения недоимки по транспортному налогу за 2017 г., налогу на имущество за 2017 г., земельному налогу за 2018 г. (ОКТМО 25701000; ОКТМО 25655402), а также начисленных пеней в общей сумме 15 070,53 руб. был предоставлен административному ответчику до 19.03.2019. Требование направлено в адрес налогоплательщика 17.02.2019. В связи с невыполнением требования в добровольном порядке, 06.09.2019, т.е. с соблюдением установленного законом срока, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, включив в него также требование о взыскании с ФИО1 пеней по ЕНВД в размере 2 361 руб. 28 коп. Судебный приказ №2а-2438/2019 от 11.09.2019 отменен 19.10.2020 в связи с подачей административным ответчиком возражений. Административный иск подан в суд 31.03.2021, т.е. с соблюдением налоговым органом срока для принудительном взыскания недоимки по налогам в порядке искового производства.

Согласно требованию *номер скрыт* от 18.02.2020, срок для добровольного погашения недоимки по транспортному налогу за 2018 г., налогу на имущество за 2018 г., земельному налогу за 2018 г. (ОКТМО 25701000; ОКТМО 25655402), а также начисленных пеней в общей сумме 12 365,74 руб. был предоставлен до 06.04.2020. Требование направлено в адрес налогоплательщика 26.02.2019. В связи с невыполнением требования в добровольном порядке, 29.06.2020, т.е. с соблюдением установленного законом срока, налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа. Судебный приказ №2а-2135/2020 от 07.07.2020 отменен 19.10.2020 в связи с подачей административным ответчиком возражений. Административный иск подан в суд 31.03.2021, т.е. с соблюдением налоговым органом срока для принудительном взыскания недоимки по налогам в порядке искового производства.

Таким образом, исходя из положений ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что срок обращения с настоящим административным иском в суд Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области не пропущен.

В заявлениях об отмене судебных приказов ФИО1 указала, что транспортный налог был начислен на транспортные средства, которые выбыли из ее собственности в спорные налоговые периоды в результате отчуждения: <данные изъяты>

Давая оценку возражениям административного ответчика ФИО1, изложенным в заявлениях об отмене судебных приказов, суд приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 24 апреля 2018 года N 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) (действовавший в спорные налоговые периоды 2017, 2018 гг.) предусматривал возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца.

Такое регулирование предоставляло налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключая обязанность по уплате транспортного налога.

Указанное нормативное регулирование названных правоотношений не препятствовало административному истцу обратиться в органы ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.

Таким образом, в случае, когда налоговое законодательство связывает обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В связи, с чем суд отклоняет довод административного ответчика о необоснованном взыскании с нее недоимки по транспортному налогу в отношении транспортных средств, сведения об отчужденных которых своевременно не были представлены ФИО1 в компетентный регистрирующий орган.

Суд приходит к выводу, что транспортный налог за 2017, 2018 гг. административному ответчику начислен законно, согласно налоговой базе, с учетом налоговых ставок, действующих в данных налоговых периодах С учетом частичной оплаты по судебному приказу №2а-2438/2019 от 11.09.2019, задолженность по транспортному налогу за 2017 г. составляет 11 078,40 руб. Оплата задолженности по транспортному налогу за 2018 год и суммы пеней не производилась, доказательств обратного суду не представлено.

Налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2017, 2018 гг. начислены согласно сведениям, представленным регистрационными органами, с учетом налоговых ставок, действующих в указанных налоговых периодах. С учетом частичной оплаты по судебному приказу №2а-2438/2019 от 11.09.2019, задолженность по налогу на имущество за 2017 г. составляет 2 248,02 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 г. (ОКТМО 25701000) составляет 548,51 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 г. (ОКТМО 25655402) составляет 715,92 руб. Оплата задолженности по налогу на имущество и земельному налогу за 2018 год и суммы пеней не производилась, доказательств обратного суду не представлено.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕНВД, в размере 2 361,28 руб. ФИО1 не оплачена до настоящего времени, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Анализируя установленные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком ФИО1 нарушены требования налогового законодательства: подлежащие уплате транспортный налог, налог на имущество физических лиц, а также земельный налог за 2017 г. и 2018 г. до настоящего времени не уплачены. Представленный налоговой инспекцией расчет недоимки по налогам за 2017 г. и 2018 г., а также начисленных пеней, административным ответчиком не оспорен, документально не опровергнут, контррасчета суду не представлено.

Оценивая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и 2018 г., а также пеней, в том числе, пеней по ЕНВД, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что МИФНС России №19 по Иркутской области как административный истец освобождена от уплаты государственной пошлины в силу ст.ст. 52, 333.35 НК РФ, государственная пошлина в размере 1 087 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН *номер скрыт*) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 11 078 руб. 40 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 г. в размере 184 руб. 78 коп., задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 11 250 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 г. в размере 180 руб. 94 коп., задолженность по налогу на имущество за 2017г. в размере 2 248 руб. 02 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2017 г. в размере 37 руб. 66 коп., задолженность по налогу на имущество за 2018г. в размере 217 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 г. в размере 03 руб. 49 коп., задолженность по земельному налогу за 2017г. (ОКТМО 25701000) в размере 548 руб. 51 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017г. (ОКТМО 25701000) в размере 09 руб. 15 коп., задолженность по земельному налогу за 2017г. (ОКТМО 25655402) в размере 715 руб. 92 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017г. (ОКТМО 25655402) в размере 11 руб. 94 коп., задолженность по земельному налогу за 2018г. (ОКТМО 25701000) в размере 51 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018г. (ОКТМО 25701000) в размере 00 руб. 82 коп., задолженность по земельному налогу за 2018г. (ОКТМО 25655402) в размере 652 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018г. (ОКТМО 25655402) в размере 10 руб. 49 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату ЕНВД, в размере 2 361 руб. 28 коп. Всего взыскать – 29 561 руб. 40 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 087 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 14 мая 2021 г.

Судья: Петрович К.Э.