ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-649/2022 от 25.05.2022 Благоварского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а – 649/2022

03RS0031-01-2022-000965-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года село Языково

Республика Башкортостан

Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Никитина А.А.,

при секретаре судебного заседания Зубаировой А.С.,

с участием помощника прокурора Благоварского района РБ Каримова Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Благоварского района РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Благоварского района РБ в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свое требование мотивировал тем, что прокуратурой района в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлены сайты: <адрес>, <адрес> на которых организована продажа магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета газа.

В соответствии с ч. 1 ст.153, ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законном РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Целью Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности, и размещенная на вышеуказанном сайте информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самовольное (безучетное) использование энергоресурсов, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием влечет соответственно привлечение к административной (ст. 7.19 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 165 УК РФ).

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Вышеуказанный сайт предлагает покупку магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление энергоресурсов.

При использовании данных магнитов на приборах учета электроэнергии, происходит хищение электроэнергии. И в случае если данные магниты используются в многоквартирных домах, на которых установлены общедомовые приборы учета, другие собственники (наниматели) квартир обязаны оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии, но и потребление электроэнергии на общедомовые нужды, и соответственно должны оплатить электроэнергию похищенную пользователями данных магнитов.

Так, в случае использования магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление энергоресурсов, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц проживающих в мноквартирных домах, в которых установлены общедомовые приборы учета.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по несанкционированному вмешательству в работу указанных приборов учета с помощью магнитов, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по вышеуказанному электронному адресу, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Благоварского района РБ Каримов Р.Ф. требования полностью поддержал, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, представили ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя заинтересованного лица.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о дне, месте и времени судебного заседания.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокуратурой Благоварского района РБ установлены сайты: <адрес> на которых организована продажа магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета газа.

В соответствии с ч. 1 ст.153, ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законном РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Целью Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности, и размещенная на вышеуказанном сайте информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самовольное (безучетное) использование энергоресурсов, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием влечет соответственно привлечение к административной (ст. 7.19 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 165 УК РФ).

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Вышеуказанный сайт предлагает покупку магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление энергоресурсов.

При использовании данных магнитов на приборах учета электроэнергии, происходит хищение электроэнергии. И в случае если данные магниты используются в многоквартирных домах, на которых установлены общедомовые приборы учета, другие собственники (наниматели) квартир обязаны оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии, но и потребление электроэнергии на общедомовые нужды, и соответственно должны оплатить электроэнергию похищенную пользователями данных магнитов.

Так, в случае использования магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление энергоресурсов, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц проживающих в мноквартирных домах, в которых установлены общедомовые приборы учета.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по несанкционированному вмешательству в работу указанных приборов учета с помощью магнитов, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. 5 названных Правил одним из оснований для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует <адрес>

В соответствии со ст. 40 Кодекса административного судопроизводства РФ государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов, в том числе в случае, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 265.1 КАС РФ административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Благоварского района РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по вышеуказанному электронному адресу, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Судья Благоварского межрайонного суда

Республики Башкортостан А.А. Никитин