ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-649/2022УИД от 21.04.2022 Долгопрудненского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-649/22 УИД: 50RS0006-01-2022-000425-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,

при секретаре Летягиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области обратилась в суд к ФИО2 и просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, пени в размере 1076,76 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 9790,24 рублей, пени в размере 1843,2 рублей, пени за несвоевременную уплату взносов за 2018 год в размере 0,24 рублей. В обоснование требований указывая, что административный ответчик в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, однако обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год и 2018 год не исполнил, в связи с чем в адрес административного ответчика были направлены налоговые требования , , , . Задолженность, включенная в требования, административным ответчиком не погашена. Судебный приказ, вынесенный по заявлению налогового органа, отменен определением мирового судьи.

Представитель административного истца МРИ ФНС № 13 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом. Ранее представил в материалы дела возражения на иск, в которых против удовлетворения административного иска возражал, указывая, что административным истцом пропущен срок для взыскания налоговой задолженности. В судебном заседании административный ответчик пояснял, что налоговые требования представленные налоговым органом не получал, личный кабинет по которому осуществлялся электронный документооборот с налоговым органом был закрыт после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Суд, выслушав административного ответчика, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что административный ответчик в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем.

МРИ ФНС № 13 по МО в адрес ФИО2 выставила требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 9790,24 рублей, пени в размере 121,18 рублей, требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 рублей, пени в размере 116,95 рублей, требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 156,99 рублей, пени в связи с неуплатой страховых взносов на медицинское страхование за 2018 год в размере 0,24 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, налоговым органом исчислены пени.

МРИ ФНС № 13 по МО в адрес ФИО2 выставила требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 2110,97 рублей, требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 573,85 рублей.

Данные требования были направлены в адрес ФИО2 и последним не исполнены.

В установленный срок ФИО2, возложенную на него обязанность в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем МРИ ФНС № 13 по МО обратилась к мировому судье судебного участка Долгопрудненского судебного района Московской области с заявлением о выдаче судебного приказа, после его отмены налоговый орган обратился в суд с данным административным исковым заявлением.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Указанные правила в силу пункта 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются и на требования, направляемые плательщикам страховых взносов.

Законодательство о налогах и сборах исчерпывающим образом определяет как правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, так и механизмы ее принудительного исполнения, в частности, детально регламентирует вопросы принудительного взыскания образовавшейся налоговой задолженности, чтобы ни у одной из сторон налоговых правоотношений не имелось прерогатив, которые бы не были сбалансированы соответствующими юридическими возможностями, имеющимися в распоряжении другой стороны, о чем отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 года N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Б., К. и Ч.".

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1); административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года N 12-О и N 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

При этом в соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.

Из материалов дела следует, что требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 9790,24 рублей и пени в размере 121,18 рублей, требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 рублей и пени в размере 116,95 рублей направлено административному ответчику по каналам ТКС.

В соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случае направления документов по ТКС датой его получения считается дата, указанная в квитанции о приеме.

В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ в случае направления документов по ТКС лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме в течение шести дней обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов.

Административный ответчик в судебном заседании пояснял, что в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, договор с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота прекращен, доступ к системе получения электронных документов от налогового органа утрачен.

Административным истцом документов, подтверждающих получение административным ответчиком требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам не представлено.

Из письменных пояснений административного истца следует, что подтверждения о доставке требований отсутствуют, имеются сведения «состояние обработки файла: ФПД отказан от получения адресатом».

Таким образом, налоговым органом предусмотренная налоговым законодательством процедура взыскания задолженности по страховым взносам не соблюдена, срок, предусмотренный для принудительного взыскания, пропущен.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год не имеется.

Поскольку требования о взыскании пени производно от основного требования о взыскании налога, оснований для взыскания недоимки по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год суд не усматривает.

Так как налоговым органом не представлено доказательств о начислении и взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, оснований для удовлетворения требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца через Долгопрудненский городской суд.

Судья: Н.Е. Золотницкая

Мотивированное решение составлено 20.05.2022.