РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 марта 2018 г. г. Севастополь Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Ткаченко А.А., с участием представителя административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-64/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер)(изъято) ФИО3 о признании незаконным бездействия командира войсковой части (номер), связанного с порядком включения административного истца в Реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ВС РФ, установил: ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части (номер), связанное с не оформлением списка данных и не направлением его в регистрирующий орган для включения административного истца с 20 декабря 2013 г. в Реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ВС РФ (далее – Реестр), и обязать упомянутое воинское должностное лицо оформить такой список и направить его в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ для включения в Реестр с указанной даты. В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить, поскольку ФИО3 в 2013 году обратился к командиру войсковой части (номер) с рапортом, в котором просил включить его в Реестр, однако решение по данному рапорту до настоящего времени командованием воинской части не принято. В обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока обращения в суд представитель административного истца указал, что ФИО3 оригинал своего рапорта от 20 декабря 2013 г. после регистрации в воинской части на руки не получал, порядок включения в Реестр не знал, в 2014 году был занят по службе в связи с принятием Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации, не получал каких-либо уведомлений о том, что ему отказано во включении в Реестр, а к свидетелю ФИО1 в 2017 году с указанным выше рапортом не подходил, о возможности реализации последнего не узнавал. Административный истец, командир войсковой части (номер) и начальник филиала ФКУ «Управление Черноморского флота»-«91 финансово-экономическая служба», надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие. Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, гарнизонный военный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Согласно пп. 12 - 14 постановления Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. № 89 (в редакции, действовавшей на момент возникновения исследуемых правоотношений) «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба», основанием для включения старшин в Реестр является обращение (в письменной форме) об их включении в Реестр. Внесение в Реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр в соответствии с пунктом 12 указанных выше Правил. Формы этих документов, а также порядок их оформления и представления в регистрирующий орган устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Такой порядок на момент написания ФИО3 рапорта был утвержден приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. № 166 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации». В соответствии с пп. 12-14, 19-21 упомянутого выше Порядка, при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в Реестр по утвержденной форме и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. К списку для включения в реестр старшин прилагаются: копия рапорта военнослужащего; копия паспорта; копия второго контракта; а в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока. Одновременно со списком для включения в Реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет и приобщает в личное дело военнослужащего личную карточку участника накопительно-ипотечной системы по утвержденной форме. Указанный комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении. Обращения (в письменной форме) военнослужащих о включении их в Реестр подлежат регистрации в установленном порядке и приобщаются к личным делам военнослужащих. Внесение в Реестр записи о включении военнослужащего в него подтверждается письменным уведомлением. Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет военнослужащим через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения уведомление о включении в реестр, при получении которого оно доводится до военнослужащего через воинскую часть. Аналогичные положения содержатся и в действующем в настоящее время Порядке реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. № 245. Как видно из административного искового заявления, что согласуется с анализом вышеприведенных положений нормативно-правовых актов, ФИО3 просит обязать командование совершить действия, основанием для совершения которых является его рапорт от 20 декабря 2013 г. Из журнала учета входящих документов войсковой части (номер) и оригинала рапорта от 20 декабря 2013 г., приложенного к административному исковому заявлению, усматривается, что данный рапорт, после его регистрации, был возвращен ФИО3 на руки. Как следует из ответа на судебный запрос начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 марта 2018 г. № 184/07/3019, данный рапорт в установленном порядке командованием реализован не был. Свидетель ФИО1 – с 2012 года ответственное должностное лицо войсковой части (номер) за включение военнослужащих воинской части в Реестр, показал, что рапорта военнослужащих о включении в Реестр после регистрации и резолюции командира воинской части, передаются преимущественно самими военнослужащими ему для формирования соответствующих списков и принятия мер для включения их в Реестр. При этом свидетель показал, что рапорт ФИО3 от 20 декабря 2013 г. он впервые увидел в апреле 2017 года, когда административный истец обратился к нему с этим рапортом и вопросом о наличии возможности его реализовать. Исходя из сроков обработки документов, включения в Реестр и вручения уведомления о включении в Реестр, установленных для воинской части, жилищного органа и регистрирующего органа, с учетом подтвержденного свидетелем обстоятельства нахождения рапорта на руках административного истца в апреле 2017 года, суд приходит к выводу о том, что о предполагаемом нарушении своих прав, связанных с порядком включения его в Реестр, ФИО3 во всяком случае стало известно не позднее 31 апреля 2017 г. Ввиду изложенного суд находит несостоятельным утверждение представителя административного истца о том, что ФИО3 узнал о предполагаемом нарушении его прав лишь в декабре 2017 года после получения отказа предоставить ему целевой жилищный займ. Согласно штампу входящего Севастопольского гарнизонного военного суда, с административным исковым заявлением ФИО3 обратился в суд лишь 19 февраля 2018 г., то есть спустя более чем девять месяцев. Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд и об отказе в удовлетворении административного искового заявления по указанному основанию. Ссылку представителя административного истца на то, что ФИО3 оригинал своего рапорта от 20 декабря 2013 г. после регистрации в воинской части на руки не получал, порядок включения в Реестр не знал, в 2014 году был занят по службе в связи с принятием Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации, не получал каких-либо уведомлений о том, что ему отказано во включении в Реестр, а к свидетелю ФИО1 в 2017 году с указанным выше рапортом не подходил и о возможности реализации последнего не узнавал, суд признает несостоятельной. Так, об обстоятельствах наличия оригинала рапорта от 20 декабря 2013 г. на руках у ФИО3 показал допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, а также об этом обстоятельстве свидетельствует оригинал рапорта, приложенный административным истцом к административному исковому заявлению, содержащий рукописные записи командиров. Не знание ФИО3 порядка включения в Реестр, который находится в свободном доступе, не свидетельствует об уважительности пропуска срока, в том числе и потому, что в самом рапорте административный истец указал, что ознакомлен с правами и обязанностями участника накопительно-ипотечной системы. Служебная занятость не может быть признана судом уважительной причиной пропуска срока, поскольку в соответствии со ст. 54 КАС РФ граждане вправе вести административные дела через своих представителей, чем при рассмотрении данного дела ФИО3 и воспользовался. Что касается неполучения ФИО3 каких-либо уведомлений об отказе во включении в Реестр, то при отсутствии рапорта у ответственного должностного лица воинской части и невозможности составления им соответствующего комплекта документов, такое уведомление и не могло быть составлено. Решая вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, суд считает необходимым, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, отнести судебные расходы по делу на счет административного истца. Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, решил: В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании незаконным бездействия командира войсковой части (номер), связанного с порядком включения административного истца в Реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ВС РФ, - отказать в связи с пропуском процессуального срока обращения в суд. Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий А.С. Макаров |