ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/20 от 03.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-64/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2020 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кучеренко Н.В.,

при секретаре Дубровой А.А.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Керченского городского совета Республики Крым ФИО2,

представителя административного ответчика Администрации города Керчи Республики Крым ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Керченскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Керчи Республики Крым, заинтересованное лицо глава Администрации города Керчи Республики Крым ФИО5, о признании решения недействующим,

установил:

ФИО4 18 ноября 2019 года обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с административным иском к Керченскому городскому совету Республики Крым о признании незаконным и отмене решения 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года».

Исковые требования мотивированы тем, что решением 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года № 1638-1/19 утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года. В последующем, решением от 28 августа 2019 года № 1666-1/19 в данное решение внесены изменения. В частности, пунктом 1.3 дополнен раздел «Основные мероприятия» - развитие парка «Молодёжный» путём увеличения его площади за счёт находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство». По мнению административного истца, оспариваемое решение нарушает её права, как собственника земельного участка с видом разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство». ФИО4 считает, что оспариваемое решение принято с нарушением установленного порядка, является незаконным и подлежит отмене, поскольку проект решения от 28 августа 2019 года №1666-1/19 не был размещён на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети «Интернет» и не был доведён до сведения лиц, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются или могут быть затронуты указанным решением, и решение принято без учёта замечаний и предложений, которые могли быть поданы заинтересованными лицами.

Определением Керченского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Керчи Республики Крым (т.1 л.д. 37-38).

15 июня 2020 года данное административное дело поступило для рассмотрения в Верховный Суд Республики Крым, как суду первой инстанции (т.3 л.д. 89) на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 09 июня 2020 года (т.3 л.д. 79, 80-87).

В своих письменных пояснениях суду, поступивших 03 августа 2020 года, административный истец уточнила, что просит признать оспариваемое решение недействующим, указав в обоснование, что проект оспариваемого решения не был размещён на сайте Минэкономразвития России (т.3 л.д.150-153).

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - ФИО1 административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Керченского городского совета Республики Крым по доверенности - ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, считая его необоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях административного ответчика.

Представитель административного ответчика Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности – ФИО3 в судебном заседании административный иск также не признал, также считая его необоснованным.

Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование город Керчь наделён статусом - городской округ Керчь.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно положениям пункта 1 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (пункт 2 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления подлежит территория, в границах которой находятся земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности, собственности физических или юридических лиц.

В силу положений пункта 7 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в течение семи дней со дня принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления уполномоченный орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан:

1) обеспечить опубликование информации о принятом решении в порядке, установленном уставом муниципального образования для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов;

2) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о принятии такого решения;

3) обеспечить размещение информации о таком решении на информационном щите в границах территории, в отношении которой принято такое решение;

4) направить правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято такое решение, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах этой территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством при условии, что срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования составляет не менее чем пять лет (далее в настоящей статье - правообладатели), копию такого решения и предложение об осуществлении такими правообладателями деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном статьей 46.9 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее также - Закон №172-ФЗ), основными задачами стратегического планирования являются: координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики; определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов; формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения; организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования; создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 11 Закона №172-ФЗ, к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

Документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты> Федеральный государственный реестр документов стратегического планирования создается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 12 Закона №172-ФЗ).

Статьёй 13 Закона №172-ФЗ предусмотрено, что проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты>

Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, ответственными за разработку документа стратегического планирования.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, Законом Республики Крым от 2 июня 2015 года №108-ЗРК/2015 «О стратегическом планировании в Республике Крым», статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Советом министров Республики Крым утверждён Порядок проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования в Республике Крым (постановление Совета министров Республики Крым №306 от 30 июня 2016 года).

На основании частей 1, 4 статьи 62 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными актами Республики Крым, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация города Керчи в пределах полномочий, определённых настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, Керченский городской совет является представительным органом муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым.

На основании представленных Администрацией города Керчи Республики Крым материалов по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года №631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования», Законом Республики Крым от 20 мая 2015 года №108-ЗРК «О стратегическом планировании в Республике Крым», с учётом рекомендаций по итогам публичных слушаний по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, руководствуясь Уставом муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым, Керченский городской совет решением №1638-1/19 от 28 июня 2019 года на 116 сессии 1 созыва утвердил Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года.

Как установлено, решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» принято компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой.

На сайте муниципального образования городской округ Керчь (https://xn----ftbdby1aamd0evc.xn--p1ai/), с целью исследования общественного мнения по вопросам текущей ситуации и перспектив социально-экономического развития города Керчи, открыт опрос «Концепция стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года». Предложено всем активным и неравнодушным гражданам оценить общий уровень комфортности проживания в городском округе; указать на серьёзные угрозы; отметить основные факторы, препятствующие развитию города и поделиться мнением по поводу приоритетных направлений развития Керчи.

Также, создан Стратегический совет по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года и утверждено положение о стратегическом совете, утверждён план разработки Стратегии, утверждён Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии и плана мероприятий по реализации, разработана Стратегия, опубликовано на официальной странице Администрации города Керчи Республики Крым (т.4 л.д. 37-60).

Каких-либо существенных нарушений порядка принятия решения Керченского городского совета от 28 июня 2019 года №1638-1/19, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.

Следует отметить, что соблюдение процедуры принятия административным ответчиком решения от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» в первоначальной редакции административным истцом не оспаривается.

В соответствии со статьёй 16 Регламента Керченского городского совета, утверждённого решением 16 сессии Керченского городского совета от 19 февраля 2015 года №222-1/15, инициатором внесения проекта решения Керченского городского совета может быть Глава администрации города Керчи (т. 2 л.д.157).

Установлено, что Главой администрации города Керчи инициирован и внесён для рассмотрения на 118 сессию Керченского городского совета проект решения «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» (обращение №02-23/2223).

Постановлением председателя Керченского городского совета от 19 июля 2019 года №11/01-2.20 назначены публичные слушания по обсуждению проекта решения Керченского городского совета 1 созыва «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» (т.2 л.д. 219-221).

В соответствии с данным постановлением, публичные слушания назначены на 19 августа 2019 года в 14.00 часов по адресу: <...> каб. 101.

Предложения и замечания, касающиеся проекта, можно было подавать в письменной форме в адрес рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний по адресу: <...>, каб. 404, e-mail:otdelponkerch@mail.ru с 19 июля 2019 года по 16 августа 2019 года в будние дни (понедельник-четверг с 08-00 часов до 17-00 часов, пятница с 08-00 часов по 15-45 часов, обед с 12 часов по 12-45 часов), справки по телефону: <***>. Желающие выступить на публичных слушаниях, в срок до 09 августа 2019 года (включительно), необходимо было подать в адрес рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний, по адресу: <...>, каб. 404, уведомление о выступлении в письменной форме.

Данное постановление было размещено на официальном сайте Керченского городского совета 19 июля 2019 года и опубликовано в городской газете «Керченский рабочий» №79 (22757) от 20 июля 2019 года (т.2 л.д. 222-224).

При этом, при размещении и опубликовании постановления одновременно сообщено, что проект Решения обнародован (размещён) на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым (http://горсовет-керчь.рф); также с проектом можно ознакомиться по адресу: <...>, каб. 309.

Как установлено судом, на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым действительно содержится указанный проект решения, размещённый в июле 2019 года (т.4 л.д. 67).

Согласно протоколу публичных слушаний по обсуждению проекта решения Керченского городского совета 1 созыва «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» от 19 августа 2019 года, предложений и замечаний, касающихся обсуждаемого проекта в адрес рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний не поступало. Количество участников публичных слушаний - 0 человек (т. 2 л.д. 225-228).

По итогам проведения публичных слушаний рабочая группа рекомендовала Администрации города Керчи вынести на очередное заседание Керченского городского совета проект решения «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» (т.2 л.д. 229-230).

Заключение (рекомендации) по итогам публичных слушаний были размещены на официальном сайте Керченского городского совета 19 августа 2019 года и опубликованы в городской газете «Керченский рабочий» №92 (22770) от 22 августа 2019 года (т. 2 л.д. 231-232).

Согласно протоколу пленарного заседания очередной 118 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 августа 2019 года в повестку дня под №2 был включён вопрос о внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года». Всего депутатских мандатов - 28, избрано - 27, присутствовали - 20. По данному вопросу докладывал начальник департамента городского развития Администрации города Керчи ФИО6 Голосовали о принятии проекта решения в целом: «за» - 20, «против» - нет; «воздержавшихся» - нет. Решение принято единогласно (т.2 л.д. 236-243).

В соответствии с частью 2 решения 118 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» возложена обязанность на Администрацию города Керчи Республики Крым в течение 10 дней со дня принятия решения «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года», провести его государственную регистрацию в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования Российской Федерации в соответствии с порядком государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (т.2 л.д. 233-235).

Решение 118 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» размещено на сайте Керченского совета 28 августа 2019 года и опубликовано в газете Керченский рабочий №99 (22777) от 06 сентября 2019 года (т.2 л.д.245-246).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения. Каких-либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого акта, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.

В обоснование необходимости внесения изменений в вышеуказанную Стратегию в части пункта 1.3 путём дополнения раздела «Основные мероприятия» - развитие парка «Молодёжный» путём увеличения его площади за счёт находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство», административным ответчиком Администрацией указано на многочисленные обращения граждан по вопросу отчуждения части земель парка «Молодёжный» в г. Керчи и передачи земельных участков в частную собственность (т.4 л.д. 176, т.3 л.д. 246-248, т.4 л.д. 1-24).

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО4 с 2018 года является собственником земельного участка, площадью кв.м., кадастровый номер , по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования - «для индивидуального жилищного строительства», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 3 л.д. 228-231).

Обращаясь в суд, административный истец просила признать оспариваемое решение недействующим полностью, ввиду нарушения Керченским городским советом Республики Крым процедуры его принятия.

Однако, доводы административного истца в этой части не нашли своего подтверждения в суде, учитывая, в том числе установленный факт размещения проекта оспариваемого решения на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым. В связи с чем, не размещение проекта данного решения на другом сайте не является самостоятельным правовым основанием для признания решения недействующим.

Ссылки административного истца на нарушение или наличие угрозы нарушения её прав оспариваемым решение в заявленной части (п.1.3) как собственника вышеуказанного земельного участка являются несостоятельными в связи со следующим.

Установлено, что пунктом 1.3 решения 118 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» предусмотрено «Дополнить раздел «Основные мероприятия» задачи 7 «Комплексное благоустройство набережной и пляжных территорий, формирование зелёного города (развитие парковых зон, пляжей и скверов)» п. 4 «Приоритет I «Древнейший город России» следующими мероприятиями: «…развитие парка «Молодёжный» путём увеличения его площади за счёт находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».

Земельный участок административного истца в соответствии с действующими Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым находится в функциональной, территориальной зонах «зона застройки индивидуальными жилыми домами» (т.4 л.д. 139, 138).

В соответствии со статьёй 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

На основании статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

В пункте 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трёх месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Земельным кодексом Российской Федерации регулируются также особенности изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия соответствующих решений об изъятии являются утверждённые проекты планировки и межевания территории.

Документы территориального планирования и проект планировки территории муниципального образования городской округ Керчь размещение парка Молодёжный в границах принадлежащего истцу земельного участка не предусматривают.

Кроме того, решение Керченского городского совета от 28 августа 2019 года №1666-1/19 основанием для разработки проекта планировки территории муниципального образования городской округ Керчь не является.

При этом, из содержания оспариваемого решения не усматривается, что увеличение границ территории парка Молодёжный планируется осуществить именно за счёт земельного участка административного истца.

В связи с чем, суд приходит к выводу том, что самим по себе принятием оспариваемого в указанной административным истцом части решения её права собственника (землепользователя) не нарушает, угрозу нарушения её прав не создаёт, поскольку каких-либо препятствий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей недвижимым имуществом по целевому назначению не создаёт.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы административного истца не нарушает, угрозу их нарушения не создаёт, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к Керченскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Керчи Республики Крым о признании недействующим решения 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 года №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 года №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а