ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/2018 от 15.05.2018 Новороссийского гарнизонного военного суда (Краснодарский край)

Решение

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 г. г. Новороссийск

Новороссийский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Кравченко В.В., при секретаре судебного заседания Ушаковой Н.С., с участием административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика – начальника филиала № 1 «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» ФИО3 и представителя заинтересованного лица - командира войсковой части № 1 ФИО4, рассмотрев административное дело № 2а-64/2018 по заявлению военнослужащего войсковой части № 1 <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника 14 ФРП филиала № 1 «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» (далее 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ) и начальника филиала № 1 «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» (далее филиала № 1 УФО МО РФ), связанных с отказом согласовать проект приказа командира войсковой части № 1 о выплате денежной компенсации вместо положенных дополнительных суток отдыха,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным отказ начальника 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ от 9 февраля 2018 г. в согласовании проекта приказа командира войсковой части № 1 на выплату денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха;

- обязать начальника 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ согласовать проект приказа командира войсковой части № 1 на выплату ему денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха;

- возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей с филиала № 1 УФО МО РФ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 в судебном заседании пояснил, что приказом командира войсковой части № 1 ему была установлена выплата компенсации вместо дополнительных суток отдыха за периоды участия в мероприятиях, проводившихся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, однако данный приказ не был согласован начальником 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ. Кроме того ФИО1 пояснил, что боевое распоряжение является приказом о привлечении его к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

В судебном заседании начальник 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ ФИО2 и представитель начальника филиала № 1 УФО МО РФ ФИО3, каждый в отдельности, пояснили, что должностным лицом не согласован приказ командира войсковой части № 1 о выплате денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха, так как к проекту приказа командира войсковой части № 1 не приложены, согласно п. 2 приказа МО РФ 2010 г. № 80, приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий. Кроме того в Перечне мероприятий, указанных в приказе МО РФ 1998 г. № 492, нахождение в служебной командировке не является участием в этих мероприятиях.

Представитель заинтересованного лица - командира войсковой части № 1 ФИО4, в судебном заседании пояснила, что в удовлетворении требований ФИО1 необходимо отказать, поскольку приказа на привлечение административного истца к мероприятиям без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавалось.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из выписки из проекта приказа командира войсковой части № 1 от 7 февраля 2018 г. № 3 усматривается, что ФИО1 должна быть выплачена денежная компенсация вместо дополнительных суток отдыха, за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в соответствии с п. 4 приказа МО РФ от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» и приказа МО РФ от 14 февраля 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха», за выполнение специальных задач с 29 июля по 4 декабря 2017 г. в количестве 86 дополнительных суток отдыха в сумме 93 912 руб.

Данный проект приказа не согласован начальником 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ, поскольку он не соответствует п. 2 приказа Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. № 80 в связи с отсутствием приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием о необходимости проведения мероприятий и его периода. Военнослужащие войсковой части № 1 направлялись командиром части в служебную командировку (полевой выход), которые отсутствуют в Перечне мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. № 492.

Согласно выписке из телеграммы командира войсковой части № 2 (соединение) исх. № 20/390/41-42 от 28 июля 2017 г. «для своевременной замены подразделений, командиру войсковой части № 1 откомандировать <данные изъяты> ФИО1 в войсковую часть № 4 в период с 28 июля по 1 декабря 2017 г. Выполнение специальных задач осуществлять без учета общей продолжительности регламента служебного времени».

Из приказов командира войсковой части № 1 от 27 июля 2017 г. № 164, от 1 декабря 2017 г. № 279, от 6 декабря 2017 г. № 282 и копии командировочного удостоверения от 27 июля 2017 г. № 212 усматривается, что ФИО1 направлялся в служебную командировку в войсковую часть № 4 для выполнения специального задания и его командировка продлевалась с 1 по 10 декабря 2017 г. (фактически находился в командировки по 4 декабря 2017 г. включительно).

Согласно сообщению от 26 апреля 2018 г. № 437/ок командира войсковой части № 2 приказов от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавалось. Было направлено боевое распоряжение на передислокацию от 27.07.2017 г. № 583 на основании указаний НГШ от 15.06.2015 г. №450/4/00409, указаний командующего <данные изъяты> от 28.06.20017 г. № 224/333/5, в адрес командира войсковой части № 1 о привлечении военнослужащих к вышеуказанным мероприятиям.

Из сообщения Врио начальника штаба войсковой части № 3 от 25 апреля 2018 г. № 30/3/1208 усматривается, что приказ о привлечении ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавался.

Согласно сообщению Врио командира войсковой части № 3 от 24 апреля 2018 г. № 30/948 приказы командиров войсковых частей № 3 и № 2 о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавались, было отправлено боевое распоряжение в адрес командира войсковой части № 2, что является приказом о привлечении военнослужащих к указанным мероприятиям.

Из сообщения от 28 апреля 2018 г. № 28/648 заместителя командующего <данные изъяты> (по финансово-экономической работе)-начальника финансово-экономической службы усматривается, что в указаниях командующего <данные изъяты> от 28 июня 2017 г. № 24/3335ш не содержалось требования о проведении мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Согласно сообщению из войсковой части № 4, данным командиром приказов на привлечение ФИО1 к мероприятиям без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавалось.

Статьей 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Названный порядок выплаты оспариваемой компенсации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха», согласно пунктам 1 и 2 которого определено выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки, при этом выплату денежной компенсации производить за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания данных мероприятий, на основании приказов командиров воинских частей.

Таким образом, действующее законодательство обязывает воинских должностных лиц производить выплату оспариваемой денежной компенсации военнослужащим, участвующим в названных мероприятиях, на основании соответствующих приказов командиров (начальников) и в определенный период – совместно с денежным довольствием.

Согласно приказа Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха»: Выплачивать военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Производить выплату денежной компенсации за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и отражать в расчетно-платежной ведомости в отдельной графе одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий, на основании: - приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;

- приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп о привлечении военнослужащих к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена в соответствии с законодательством РФ к зоне вооруженного конфликта, с указанием периодов (времени) фактического выполнения военнослужащими задач в указанных условиях; - приказов командиров воинских частей о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.

Из приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» усматривается, что: Заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами ВС РФ, командующим войсками военных округов Северного флота, родами войск ВС РФ, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям (начальникам) организаций ВС РФ, военным комиссарам: обеспечить контроль и исключить привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных Перечнем; осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих к вышеуказанному приказу Министра обороны РФ усматривается, что к вышеуказанным мероприятиям относятся: 1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями. 2. Боевое дежурство (боевая служба). 3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил): оперативные учения; оперативно-тактические учения; тактические учения с боевой стрельбой; командно-штабные и штабные учения; командно-штабные тренировки; тактико-специальные учения; опытные и исследовательские учения; мобилизационные и специальные учения; летно-тактические учения; военные игры; маневры войск (сил); оперативно-полевые поездки; выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах. 4. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы: плановые; внезапные; итоговые (контрольные).5. Инспектирование войск (сил). 6. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники. 10. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения. 11. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий. 13. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов. 14. Участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. 15. Выполнение боевых и (или) специальных задач, определенных законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, поскольку приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий не издавалось, суд считает необходимым признать отказ начальника 14 ФРП филиала № 1 УФО МО РФ от 9 февраля 2018 г. в согласовании проекта приказа командира войсковой части № 1 на выплату денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха правомерным и в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Что же касается пояснений административного истца ФИО1 о том, что боевое распоряжение является приказом о привлечении ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, то суд считает, что вышеуказанное боевое распоряжение не может, является приказом о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, так как боевое распоряжение одна из форм постановки боевых задач объединению (соединению, части, кораблю, подразделению). Боевые распоряжения могут отдаваться при подготовке операции (боя) в короткие сроки и в ходе операции (боя). В боевом распоряжении обычно указываются: краткие выводы; задачи, решаемые средствами старших начальников в интересах объединения (соединения, части, подразделения); боевая задача объединения (соединения, части, подразделения); задачи соседей и разграничительные линии с ними; время готовности к действиям; при необходимости могут указываться состав воинского формирования, средства усиления, расход лётного ресурса и боеприпасов, а также порядок и способы выполнения поставленной задачи. Следовательно, указание в упомянутом боевом распоряжении, отданном командиром соединения, о необходимости выполнения специальных задач без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не является основанием для удовлетворения требований ФИО1. При этом командир войсковой части № 2 указал, что данное распоряжение является приказом на передислокацию.

Так же судом не было установлено и то, обстоятельство, что ФИО1 привлекался для выполнения специальных задач согласно п. 15 Перечня мероприятий, так как соответствующих приказов должностными лицами не издавалось.

Поскольку административное заявление не подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ суд считает необходимым отказать ФИО1 в возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № 1 <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника 14 ФРП филиала № 1 «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» и начальника филиала № 1 «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю», связанных с отказом согласовать проект приказа командира войсковой части № 1 о выплате денежной компенсации вместо положенных дополнительных суток отдыха, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Новороссийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.В. Кравченко