ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/2022 от 22.02.2022 Черекского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2022 г. г.п. Кашхатау

Черекский районный суд Кабардино - Балкарской Республики в составе: председательствующего – судьи Губжокова Х.Б.,

при секретаре – Мизиевой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора ***** КБР – ФИО3,

представителя администрации с.***** муниципального района КБР – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ( с учетом уточнении) прокурора ***** КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации с.***** муниципального района КБР о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

***** КБР в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черекский районный суд КБР с указанным иском ( с учетом уточнении) в котором просит признать незаконным бездействие администрации с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в связи с непринятием мер по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики. Обязать администрацию с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики. В течение 6 месяцев с момента согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики, провести рекультивацию территории полигона.

Данный иск обоснован тем, что прокуратурой ***** во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ «О проведении проверки исполнения требований в сфере обращения с твёрдыми бытовыми коммунальными отходами» проведена проверка в указанной сфере.

Проверкой выявлены нарушения ч.ч. 2, 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» и установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Под объектами размещения отходов в соответствии ст. 1 Федерального закона от _____г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Установлено, что согласно постановлению Правительства Кабардино- Балкарской Республики от _____г. «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Кабардино-Балкарской Республике», актов выбора земельных участков под организацию сборных пунктов ТБО, отходов производства и потребления в административных границах 7 населенных пунктов Черекского муниципального района от _____г. (с.*****, с.*****, с.*****, с.п. В.Жемтала, с.*****, с.*****, п.*****) определены места временного размещения ТКО. Впоследствии на основании решения Совета местного самоуправления Черекского муниципального района КБР от _____г. указанные выше свалки закрыты.

На территории сельского поселения Зарагиж Черекского муниципального района расположено 1 место временного размещения отходов: дата ввода в эксплуатацию 2009 г., площадь объекта 3,2га.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей - среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С _____г. запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).

На территории Кабардино-Балкарской Республики расположены 2 объекта размещения твердых коммунальных отходов (полигоны в Урванском муниципальном районе и сельском поселении Пролетарское Прохладненского муниципального района), включенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено действующим законодательством.

С _____г. весь образующийся мусор на территории Кабардино- Балкарской Республики региональный оператор обязан вывозить только на полигоны в Урванском муниципальном районе и сельском поселении Пролетарское Прохладненского муниципального района. Все несанкционированные свалки подлежат рекультивации, ответственность по ликвидации лежит на плечах юридических собственников земельных участков. При выявлении вновь образовавшейся свалки региональный оператор в 30- дневный срок, направляет предложение собственнику земли о ликвидации свалки и, если предложение не было принято, собственными силами ликвидирует свалку и выставляет счёт владельцу земельного участка.

На территории Черекского муниципального района объектов размещения отходов не имеется. На территории Черекского муниципального района во всех сельских поселениях органами местного самоуправления организован вывоз бытовых отходов ООО «Экологистика».

Юридических лиц, осуществляющих незаконный сбор и утилизацию ТКО и ТБО на территории района, кроме регионального оператора, на территории района, не имеется.

Таким образом, ни одна свалка на территории Черекского муниципального района, в том числе в сельском поселении Зарагиж не включена в Программу рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» (национальный проект «Чистая страна») на 2021 год.

Невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства может способствовать возникновению условий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Таким образом, с _____г. (дата закрытия полигона) до настоящего времени административным ответчиком не подготовлен и не направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в границах земель сельского поселения Зарагиж, соответственно полигон не включен в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, что препятствует дальнейшей реализации мероприятий по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде.

В судебном заседании старший помощник прокурора ***** КБР Шогенов и З.Б. иск с учетом уточнении и приведенных в нем доводов прокурора ***** КБР поддержал и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации с.***** муниципального района КБР ФИО4 исковые требования не признал, просил суд продлить сроки для устранения выявленных нарушении до 2024 года, в связи с финансовыми трудностями.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования (с учетом уточнении) прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

В соответствии с 4.1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Анализ положений статей 218, 22.7 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Согласно постановлению Правительства Кабардино- Балкарской Республики от _____г. «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Кабардино-Балкарской Республике», актов выбора земельных участков под организацию сборных пунктов ТБО, отходов производства и потребления в административных границах 7 населенных пунктов Черекского муниципального района от _____г. (с.*****, с.*****, с.*****, с.п. В. Жемтала, с.*****, с.*****, п.*****) определены места временного размещения ТКО. Впоследствии на основании решения Совета местного самоуправления Черекского муниципального района КБР от _____г. указанные выше свалки закрыты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от _____г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На территории сельского поселения Зарагиж Черекского муниципального района расположено 1 место временного размещения отходов: дата ввода в эксплуатацию 2009 г., площадь объекта 3,2га.

С _____г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона -Ф3 к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Новая редакция указанного пункта вступила в силу с _____г..

Согласно статьи 51 федерального закона от _____г.-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).

На территории Кабардино-Балкарской Республики расположены 2 объекта размещения твердых коммунальных отходов (полигоны в Урванском муниципальном районе и сельском поселении Пролетарское Прохладненского муниципального района), включенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено действующим законодательством.

На территории Черекского муниципального района объектов размещения отходов не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от _____г.- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного-значения поселения отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 18 статьи 6 Устава с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного решением Совета местного самоуправления с.***** муниципального района КБР от _____г. к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов.

Под объектами размещения отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от _____г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно положениями ст. 13 Федерального закона от _____г.- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.6, п.7 ст. 12 Федерального закона от _____г.- ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу положений статей 80.1, 80.2 Федерального закона от _____г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС), который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра ОНВОС включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр ОНВОС, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра ОНВОС.

Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственных реестр ОНВОС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от _____г. утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Согласно пунктам 2, 3, 4, 5, 7 Правил организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Из системного толкования приведенных норм следует, что именно администрация с.***** муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики, как орган местного самоуправления, непосредственно организует работу по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Из материалов дела следует, что по результатом проверки главе администрации с.***** направлено представление по итогом рассмотрения представления, администрация указывает в своем письме, что принимаются меры по устранению нарушении и виновное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако рекультивация указанной свалки не произведена.

Из списка сведении об объектах (несанкционированных свалок), подлежащих выводу из эксплуатации в с.***** имеется несанкционированная свалка которая в настоящее время закрыта на основании решения Совета местного самоуправления Черекского муниципального района КБР от 14.08.2018г. .

Судом установлено, что с _____г. (дата закрытия полигона) до настоящего времени административным ответчиком не подготовлен и не направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в границах земель сельского поселения Зарагиж, соответственно полигон не включен в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, что препятствует дальнейшей реализации мероприятий по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства может способствовать возникновению условий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Указанными действиями нарушаются интересы государства и неопределённого круга лиц, а именно граждан в части права на благоприятную окружающую природную среду и на её защиту от негативных воздействий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно информации, представленной местной администрации Черекского муниципального района земельный участок, на котором расположена свалка находится в ведении администрации с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, как орган местного самоуправления, непосредственно организует работу по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Административным ответчиком в суд не представлены доказательства в опровержение доводов административного иска прокурора ***** Кабардино-Балкарской Республики.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с указанным, административные исковые требования прокурора ***** Кабардино-Балкарской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования (с учетом уточнении) прокурора ***** Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в связи с непринятием мер по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики.

Обязать администрацию с.***** муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики.

В течение 6 месяцев с момента согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.*****, Черекского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики, провести рекультивацию территории полигона.

Решение в окончательной форме изготовлено _____г..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Черекский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Х.Б. Губжоков

*****

*****

*****