ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/2022 от 23.03.2022 Ветлужского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2а-64/2022

УИД 52RS0026-01-2022-000042-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ветлуга 23 марта 2022 года

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А., с участием:

помощника прокурора Ветлужского района Нижегородской области Прямова М.А.,

при секретаре Кротовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ветлужского района Нижегородской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в сети Интернет на сайте: https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ветлужского района Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, установлены факты размещения в сети Интернет информации распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, в ходе проверки установлен Интернет-сайт, на страницах которого размещена информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время, по электронному адресу: https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/.

Вход на сайт свободный, не требуется регистрация и ввод пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неорганичен. Ограничение на передачу, копирования и распространение отсутствует.

Беспрепятственный доступ к вышеуказанному Интернет сайту вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь несовершеннолетних граждан, относительно возможности и допустимости приобретения алкогольной продукции дистанционным способом, побуждают неопределенный круг, в том числе, несовершеннолетних лиц, к совершению преступлений и способствуют их совершению.

В связи с этим, распространение в сети Интернет информации, содержащей сведения о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время, недопустимо.

На основании изложенного, административный истец просит: признать информацию о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время, содержащуюся в сети Интернет на сайте: https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; решение Ветлужского районного суда Нижегородской области направить для осуществления блокировки запрещенных сайтов в сети Интернет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ветлужского района Нижегородской области Прямов М.А. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил в случае удовлетворения административного иска, решения суда обратить к немедленному исполнению.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу Павельева Т.Л.( действующая на основании доверенности) в судебное заседание не явилась, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018), основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (ред. от 11.10.2019) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено»), указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, утвержденных вышеназванным Постановлением, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Согласно статье 4 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно ст.3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

. Согласно ст.5 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организация и проведение федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; введение обязательной маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации; установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование производства, закупки, хранения, поставок и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями; установление порядка учета в области производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды; установление максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции; установление порядка ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы и осуществление ведения единой государственной автоматизированной информационной системы; установление порядка ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции и осуществление ведения такого реестра; установление норм минимального использования производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;установление порядка представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции; установление требований к автомобильному транспорту, используемому для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, к оборудованию для учета объема таких перевозок и к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для данных перевозок; установление требований к производственным, складским помещениям, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; установление порядка составления расчета производственной мощности и формы такого расчета; установление требований к коммуникациям, соединяющим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, указанное в пункте 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, с емкостями для приемки этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами;

Согласно ст. 26.2 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлено, что на страницах сайта https://aiconights61.ru содержится информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время; вход на данные интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации, логина и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации сайта отсутствуют.

Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названном сайте запрещено законом и фактически является информационным пособничеством совершения преступлений, а также распространение указанной информации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц по получению доступа к запрещенной информации, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайтах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, на основании вышеприведенных обстоятельств, размещенная на интернет – страницах https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/, информация является недопустимой к размещению в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства и является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокуратуры Ветлужского района Нижегородской области о признании информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время, расположенная по электронному адресу: https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/ в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию о о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе и в ночное время, расположенную по электронному адресу: https://alconnov14.ru/, https://alcomen15.ru/, https://alc.alco2.ru/, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций копию решения суда, которое является основанием для включения указателя страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: В.А. Потапенко