РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 25 декабря 2017 года
Судья Апанасенковского районного суда Ставропольского края Горностай Н.Е., рассмотрев в помещении суда административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Постановления «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№-п, и обязании ответчика в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Постановления «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ и обязании ответчика в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№, указывая на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности органов местного самоуправления Апанасенковского муниципального района на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которого установлено следующее.
Постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ утверждено постановление «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
Проверкой установлено, что постановление содержит нормы, не соответствующие требованиям федерального законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Пунктом 11 ч. 12 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, закреплена также в части 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом муниципальный служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателя) в соответствии с с нормативными правовыми актами Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только ему станет об этом известно.
Однако, в постановлении срок подачи уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не определен, что не соответствует требованиям Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и противоречит основному принципу законности противодействия коррупции в Российской Федерации, определенному в ст. 3 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Подобное недопустимо, поскольку в соответствии с п.п. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ № от <дата>, свидетельствует о выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), является коррупциогенным фактором, устанавливающим дл правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и не способствует своевременному принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов работодателем (представителем работодателя), как это требует Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, закрепленный в ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Учитывая, что указанное постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу и содержит коррупциогенный фактор, необходимо указанный муниципальный нормативный правовой акт привести в соответствие в требованиями федерального законодательства.
Таким образом, администрацией муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края не обеспечивается один из основных принципов деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции – введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Просит признать незаконным администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Постановления «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№. Обязать администрацию муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№
Административным ответчиком администрацией муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края возражения на административный иск не поданы, также не поданы возражения против применения упрощенного порядка рассмотрения искового заявления.
Заявленные административные исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц рассматриваются по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от <дата> № 21-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со с ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом.
Суд, исследовав представленные в обоснование административного иска материалы дела, в том числе, постановление администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 3, 5, 6, 7 ст. 3 Федерального закона № от <дата> «О противодействии коррупции» принципами, на которых основано противодействие коррупции в Российской Федерации, в том числе, являются публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № от <дата> «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно п. 11 ч. 12 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, закреплена также в части 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом муниципальный служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателя) в соответствии с с нормативными правовыми актами Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только ему станет об этом известно.
Как установлено судом, постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ утвержден Порядок уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Однако, в постановлении срок подачи уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не определен, что не соответствует требованиям Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и противоречит основному принципу законности противодействия коррупции в Российской Федерации, определенному в ст. 3 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При таких обстоятельствах требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Постановления «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ и обязании ответчика в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 -180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Постановления «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ и обязании ответчика в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№ – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края в части непринятия мер, направленных на приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства Порядка уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№
Обязать администрацию муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства Порядок уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденный постановлением администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края от <дата>№
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Апанасенковский районный суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья: Н.Е. Горностай