Дело № 2а-650/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ломоносов 09 июля 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.
с участием прокурора Тарасовой Э.Н.
при секретаре Рыбиной Я.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природоохранным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Лебяжий» для постановки его на государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в обоснование исковых требований указал, что проведена проверка реализации Комитетом по природоохранным ресурсам ленинградской области полномочий и функций в области организации охрани и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Проверкой установлено, что на территории <адрес> расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения «Лебяжий», который утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» в <адрес>, также утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Лебяжий», которым определена его площадь – 6344,65 га и границы.
Результат проведенной проверки показали, что государственный природный комплексный заказник «Лебяжий» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Положением о государственном природном комплексном заказнике «Лебяжий», Положением о Комитете по природным ресурсам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что бездействие административного ответчика противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получения сведений из ГГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника, в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.
Административный истец просит признать бездействия Комитета незаконными и обязать представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков. Входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Лебяжий» для постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для совершения указанных действий 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца Тарасова Э.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованной лицо – представитель ФГБУ Федеральная кадастровая палата по <адрес> в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, об отложении слушания дела не просил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам проверки Комитет по природоохранным ресурсам ленинградской области осуществляет полномочия в сфере отношений, связанных с охранной окружающей среды – управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п.1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст.4 указанного закона в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории – описание утвержденных границ ООПТ ( с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ – для каждого участка в отдельности), в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
До ДД.ММ.ГГГГ согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе относятся особо охраняемые природные территории, должны содержаться и в государственном кадастре недвижимости.
С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.1,4 ст.5 того же Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Границы зон особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости), реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
Согласно ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений(актов) о установлении или изменения границ особо охраняемой природной территории.
Учитывая приведенные нормы и установив, что границы особо охраняемой территории государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» в <адрес>», в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, сведения о границах данной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что ответчиком и не оспаривалось.
При этом, отсутствие в государственном реестре недвижимости сведений о государственном природном заказнике «Лебяжий» с ограничениями режима ее использования может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в сою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.
Представленные по делу доказательства подтверждают нарушение ответчиком предусмотренный законом обязанности представить в орган осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» для постановке его на государственный кадастровый учет, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что административный ответчик Комитет по природоохранным ресурсам <адрес> обязан выполнить заявленные исковые требования в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд:
РЕШИЛ:
Признать незаконными бездействия Комитета по природоохранным ресурсам <адрес> по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» для постановки его на государственный кадастровый учет.
Обязать Комитет по природоохранным ресурсам <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» для постановки его на государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 года.
Судья: Н.Н.Михайлова