Дело № 2а-650/2022
УИД 36RS0001-01-2022-000220-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2022 года г. Воронеж
Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Кривотулова И.С.
при ведении протокола секретарем Бухтояровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с иском (с учетом уточнений иска в части его оснований) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 21845,05 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за периоды с 06.02.2019 года по 03.05.2020 года на сумму 207,92 рублей, с 28.01.2019 года по 22.12.2020 года на сумму 282,06 рубля, с 04.05.2020 года по 22.12.2020 года на сумму 103,93 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года на сумму 32,98 рубля и за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 22.12.2020 года на сумму 210,38 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2018 год за период с 06.02.2019 года по 01.03.2020 год на сумму 629,30 рублей, всего на сумму 28332 рубля 91 копейку.
Свои исковые требования мотивирует тем, что ответчик в период времени с 06.04.2017 года по 01.10.2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся налогоплательщиком страховых взносов, в силу ст. 419 НК РФ. Налогоплательщиком за 2017 год был задекларирован доход выше трехсот тысяч рублей, соответственно сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, была рассчитана согласно ст. 430 НК РФ, то есть в фиксированном размере, плюс один процент от суммы дохода налогоплательщика, превышающего триста тысяч рублей за отчетный период. Налоговой орган исчислил в отношении налогоплательщика сумму страховых взносов и направил в его адрес налоговое уведомление, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму в сроки, указанные в уведомлении. В связи с тем, что в установленный срок сумма страховых взносов не уплачена, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сума пени в заявленном в иске размере. Направленные в адрес ответчика требования об уплате сумм взносов и пени оставлены без удовлетворения, потому налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2, действующий по доверенности, поддержал заявленные исковые требования, просил об их удовлетворении. Возражал против доводов, изложенных в заявлении ответчика и его устных пояснениях о пропуске срока на обращение с иском в суд.
ФИО1, утверждал об оплате им всех необходимых взносов, представил доказательства, свидетельствующие, по его мнению о расчете с бюджетом. Заявил о пропуске административным истцом срока для направления требования об уплате сборов и пени, а также с требованием о взыскании недоимки в судебном порядке.
Изучив материалы административного дела, заслушав ответчика и представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).
Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) – п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из положений п. 4 ст. 52 НК РФ, а также п. 6 ст. 69 НК РФ, нормы действующего налогового законодательства не возлагают на налоговый орган обязанности подтверждения получения налогоплательщиком налогового уведомления и налогового требования, налоговый орган обязан подтвердить направление налогового требования.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.п. 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, в связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынесен 14.07.2021 года. По причине поступления от должника возражений относительно исполнения судебного приказа определением того же мирового судьи от 03.08.2021 года указанный судебный приказ отменен. С иском в районный суд административный истец обратился 21.12.2021 года, то есть в рамках установленного для этого законом шестимесячного срока, потому срок на обращение с иском в суд, в данном случае, административным истцом не пропущен.
Между тем, анализируя доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока для направления налогового требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 в период времени с 06.04.2017 года по 01.10.2018 года являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога № 34063 по состоянию на 04.05.2020 года, сроком исполнения до 22.06.2020 года, № 66014 по состоянию на 23.12.2020 года, сроком исполнения до 26.01.2021 года, № 986 по состоянию на 19.01.2020 года, сроком исполнения до 24.02.2021 года, которые не были своевременно исполнены налогоплательщиком.
Представленными ответчиком доказательствами в виде выписки с расчетного счета индивидуального предпринимателя подтверждается уплата им 02.03.2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с доходов свыше 300 тысяч рублей за 2017 год в сумме 3748,72 рублей. В обоснование доводов об уплате в 2017 году страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год и пенсионных взносов в фиксированном размере в суммах 11375 рублей, 2231,25 рублей, 5850 рублей и 1147, 50 рублей ответчиком представлено доказательство в виде распечатки платежей из бухгалтерской программы 1C, однако какими-либо убедительными доказательствами в виде выписки по расчетному счету, платежных документов, акцептованных банком, уплата указанных сумм в 2017 году не подтверждена.
Из содержания иска следует, что ФИО1 обязан был в срок до 31.12.2018 года уплатить фиксированную сумму страховым взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год в сумме 23400 рублей, а также один процент от суммы дохода, в размере 21442,05 рублей – в срок до 02.07.2018 года. Таким образом, требования об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2017 год не позднее 31.03.2019 года, по требованию. Между тем, в указанные сроки требование об уплате налога и пени налоговым органом налогоплательщику направлено не было. Требования об уплате взносов и пени направлены ФИО1 в декабре 2020 года и январе 2021 года. Какого-либо перерасчета и наличия к тому оснований налоговым органом не приведено и в материалах дела доказательств этому не имеется.
Из содержания иска следует, что задержка в направлении налогового требования была связана с техническим сбоем, произошедшим 20.12.2020 года, в следствии которого сумма налога за 2017 год была аннулирована, также было ошибочно произведено аннулирование пени. Начисленные налогу и пени возвращены в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика 11.01.2021 года, в связи с чем, ФИО1 направлено требование об уплате налога № 986 от 19.11.2021 года.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что направление требования об уплате налога и пени с нарушением установленного законом срока влечет пропуск сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности. Доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено. Негативные последствия нарушения сроков направления сведений в налоговые органы, в том числе, в виде начисления пени, не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание налога с нарушением установленной процедуры и сроков. Наличия предусмотренных статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для уточненного требования, не доказано в ходе рассмотрения дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Каких-либо заявлений о восстановлении пропущенного процессуального срока от административного истца не поступило, сведений о наличии уважительных причин пропуска срока в материалах дела не имеется. Указание в административном иске на технические причины учета взноса и пени, не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока.
Таким образом, судом установлено нарушение сроков направления требований о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, что следует из содержания самого иска. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также соблюдения порядка и сроков принудительного взыскания, возлагается на административного истца.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 21845,05 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за периоды с 06.02.2019 года по 03.05.2020 года на сумму 207,92 рублей, с 28.01.2019 года по 22.12.2020 года на сумму 282,06 рубля, с 04.05.2020 года по 22.12.2020 года на сумму 103,93 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года на сумму 32,98 рубля и за 2018 год за период с 28.01.2019 года по 22.12.2020 года на сумму 210,38 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2018 год за период с 06.02.2019 года по 01.03.2020 год на сумму 629,30 рублей, всего на сумму 28332 рубля 91 копейку - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий судья Кривотулов И.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2022 года.
Дело № 2а-650/2022
УИД 36RS0001-01-2022-000220-37