ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-651/18 от 14.12.2018 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №2а-651/18

Решение

Именем Российской Федерации

14 декабря 2018 года г. Карачаевск, КЧР

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующей судьи Байрамкуловой М.К.,

при секретаре судебного заседания Болатовой А.У-Б.,

с участием административного истца помощника прокурора Карачаевского района КЧР Хубиева С.А.,

заинтересованного лица – временно исполняющего обязанности главы администрации Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Салпагарова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Совету Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР о признании бездействия Совета Учкуланского сельского поселения незаконным,

установил:

Административный истец прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным иском к административному ответчику Совету Учкуланского сельского поселения о признании бездействия Совета Учкуланского сельского поселения незаконным, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР в июле месяце текущего года во исполнение решения межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Северо-Кавказского федерального округа от 16 ноября 2017 года «О состоянии работы правоохранительных и контролирующих органов Северо-Кавказского федерального округа противодействию коррупции и мерах по выполнению мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 01.04.2016 №147» проводится проверка соблюдения муниципальными служащими действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия не

подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения -представительным органом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 37 настоящего Закона в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч.11 ст. 36 устава Учкуланского сельского поселения в случае досрочного прекращения полномочий главы администрации Учкуланского сельского поселения либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель Главы администрации Учкуланского сельского поселения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования предъявляются на должность муниципальной службы к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 г. № 75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике» установлена классификация должностей муниципальной службы.

Должности муниципальной службы подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы должностей муниципальной службы.

В соответствии со ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 23 июня 2008 г. № 29-РЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике» должность главы администрации сельского поселения относится к высшей группе должностей.

Согласно ст.5 Закона КЧР от 15 ноября 2007 г. № 75-ФЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике» установлены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определены настоящей статьей в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В число квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки входят следующие требования:

для замещения высшей группы должностей муниципальной службы -наличие высшего профессионального образования не ниже специалитета, магистратуры, наличие стажа муниципальной службы не менее четырех лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Пунктом 19 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане РФ с высшим профессиональным образованием по специальности либо иного высшего образования, наличие стажа муниципальной службы не менее четырех лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет и др.

Проведенной проверкой установлено, что решением совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года № 12 обязанности временно исполняющего главы администрации Учкуланского сельского поселения после досрочного прекращения полномочий предыдущего главы администрации Учкуланского сельского поселения возложены незаконно на ведущего специалиста администрации Учкуланского сельского поселения Салпагарова Р.Р. без муниципального стажа работы, в связи с чем, необходимо отменить данное решение.

В нарушение действующего законодательства о муниципальной службе Советом Учкуланского сельского поселения до настоящего времени конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения не объявлен, невзирая на то, что должность главы администрации остается вакантной более двух лет.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В соответствии с п. 12 ст.37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ст.36 Устава Учкуланского сельского поселения при досрочном прекращении полномочий главы администрации сельского поселения его полномочия временно исполняет заместитель главы администрации сельского поселения.

В нарушение норм Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» советом Учкуланского сельского поселения на должность врио главы администрации Учкуланского сельского поселения назначен ведущий специалист администрации сельского поселения Салпагаров Р.Р., а также не объявляется конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения более двух лет.

По результатам проверки в июле месяце текущего года прокуратурой Карачаевского района КЧР внесено представление председателю совета Учкуланского сельского поселения с требованием устранить выявленные нарушения закона, но требования прокурора в нарушение действующего законодательства советом Учкуланского сельского поселения не исполнены.

Административный истец просит признать бездействие Совета Учкуланского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по назначению конкурса на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения, в неотмене незаконно принятого решения совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года № 12 о назначении врио главы администрации Учкуланского сельского поселения ведущего специалиста администрации сельского поселения Салпагарова P.P. не законным; отменить решение совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года № 12 о назначении врио главы администрации Учкуланского сельского поселения ведущего специалиста администрации сельского поселения Салпагарова P.P.; обязать совет Учкуланского сельского поселения назначить врио главы администрации Учкуланского сельского поселения заместителя главы администрации сельского поселения, после вступления в законную силу решения суда в течение 1 месяца объявить конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения.

Представитель административного истца помощник прокурора Карачаевского района КЧР Хубиев С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Совета Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, глава Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Ардуханов И.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил, по телефонограмме просил рассмотреть дело по существу в его отсутствие, административные исковые требования признал полностью.

Заинтересованное лицо – врио главы администрации Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района Салпагаров Р.Р. в судебном заседании возражал в удовлетворении административного иска, пояснив суду, что он временно исполняет обязанности главы администрации сельского поселения, к нему не предъявляются такие требования как к главе администрации как наличие стажа и другие требования, он не возражает против требований, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, оценив представленные доказательства, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия не подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения -представительным органом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 37 настоящего Закона в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ст.36 Устава Учкуланского сельского поселения при досрочном прекращении полномочий главы администрации сельского поселения его полномочия временно исполняет заместитель главы администрации сельского поселения.

Установлено, что решением Совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года №12 обязанности временно исполняющего Главы Учкуланского сельского поселения после досрочного прекращения полномочий предыдущего главы администрации Учкуланского сельского поселения возложены на ведущего специалиста администрации Учкуланского сельского поселения без муниципального стажа работы. Кроме того, Советом Учкуланского сельского поселения в нарушение действующего законодательства о муниципальной службе, не объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения, которая вакантна более двух лет.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кроме того, оспариваемое решение совета Учкуланского сельского поселения принято также в нарушение ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ и п. 2 ст. 34 Устава Учкуланского сельского поселения, согласно которым в случае досрочного прекращения полномочий главы Учкуланского сельского поселения его полномочия временно исполняет заместитель председателя Совета Учкуланского сельского поселения, а в случае отсутствия заместителя Председателя Совета Учкуланского сельского поселения – один из депутатов Совета Учкуланского сельского поселения, избираемый из своего состава большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов Совета Учкуланского сельского поселения.

По результатам проверки в июле 2018 года прокуратурой Карачаевского района КЧР внесено представление председателю совета Учкуланского сельского поселения с требованием устранить выявленные нарушения закона, которые административным ответчиком не исполнены

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Совет Учкуланского сельского поселения принял оспариваемое решение о назначении врио главы администрации Учкуланского сельского поселения без правовых на то оснований, что в силу ст. 226 КАС РФ дает основание для признания такого решения органа местного самоуправления незаконным.

В силу п.4 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения решение о проведении конкурса принимает Совет Учкуланского сельского поселения, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий главы администрации Учкуланского сельского поселения.

Оспариваемое решение «О возложении исполнения обязанностей главы администрации Учкуланского сельского поселения» принято Советом Учкуланского сельского поселения 10.12.2015 года. Несмотря на то, что Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения не установлено точное время, в течение которого Совет Учкуланского сельского поселения должен объявить конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения, с момента назначения врио главы администрации Учкуланского сельского поселения прошло более двух лет и суд приходит к выводу о необоснованности бездействия Совета Учкуланского сельского поселения, выразившееся в непроведении конкурса на замещение вакантной должности Главы администрации Учкуланского СП, и необходимости обязать Совет Учкуланского сельского поселения объявить конкурс на замещение должности Главы Учкуланского сельского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Совету Учкуланского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР о признании бездействия Совета Учкуланского сельского поселения незаконным удовлетворить.

Признать бездействие Совета Учкуланского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по назначению конкурса на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения, в неотмене незаконно принятого решения совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года № 12 о назначении врио главы администрации Учкуланского сельского поселения ведущего специалиста администрации сельского поселения Салпагарова P.P. не законным.

Отменить решение Совета Учкуланского сельского поселения от 10.12.2015 года № 12 о назначении врио главы администрации Учкуланского сельского поселения ведущего специалиста администрации сельского поселения Салпагарова P.P.

Обязать Совет Учкуланского сельского поселения назначить врио главы администрации Учкуланского сельского поселения заместителя главы администрации сельского поселения, после вступления в законную силу решения суда в течение 1 месяца объявить конкурс на замещение должности главы администрации Учкуланского сельского поселения.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КЧР через Карачаевский районный суд в течение месяца с момента получения копии решения суда.

Председательствующая: М.К. Байрамкулова