ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-651/19 от 02.09.2019 Балтачевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-651/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2019 года с. Верхние Татышлы

Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шарифуллиной Г.Р.,

при секретаре Фаузиевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан к Файзрахманову К. Р. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Файзрахманову К.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование административного иска, что Файзрахманов К.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с ДД.ММ.ГГГГ год занимался частной практикой в качестве оценщика, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.

Ответчик самостоятельно не исчислил сумму страховых взносов, своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи, с чем административный истец просит взыскать с Файзрахманова К. Р. задолженность по обязательным платежам в сумме 28098.23 рублей, из них:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 23400 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 90,48 рублей;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4590 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17,75 рублей

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Шайхутдинова Г.Р., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания представила суду заявление о рассмотрении дела без её участия.

Административный ответчик Файзрахманов К.Р., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, пояснив, что исковые требования признает частично за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав и оценив с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).(пп. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ).

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п.1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем мер принудительного взыскания недоимки.

Согласно п.3 ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начисляется пеня за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начисление пени производится в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Как следует из материалов дела, Файзрахманов К.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся членом Российского общества оценщиков и занимался оценочной деятельностью. Спорным является налоговый период за ДД.ММ.ГГГГ год, к который, в нарушение вышеуказанных норм, ответчик самостоятельно не исчислил сумму страховых взносов, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование

Межрайонная ИФНС России по РБ направила ответчику требование об уплате недоимки по страховым взносам от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговый период, налоговая база, налоговая ставка и расчет налога содержатся в налоговом уведомлении.

Согласно расчетам административного истца размер задолженности Файзрахманова К.Р. по обязательным платежам составляет 28098.23 рублей, из них:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 23400 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 90,48 рублей;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4590 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17,75 рублей

Суд не соглашается с расчетом административного истца в части указания полного налогового периода по следующим основаниям.

Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 335-ФЗ).

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:

1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

2) для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе (пп. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ)

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ)

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование оценщика возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения им своего статуса, т.е. исключения из Реестра саморегулирующей организации оценщиков Российской Федерации.

При этом Российское общество оценщиков обязано не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой оценщиков, зарегистрированных в Реестре саморегулируемой организации оценщиков, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении оценщиком занятия частной практикой (статья 85 Налогового кодекса).

Следовательно, если оценщик исключен из Реестра саморегулируемой организации оценщиков и утрачивает статус оценщика и не обязан уплачивать вышеупомянутые обязательные платежи и предоставление сведений о прекращении занятия частной практикой не является обязанностью лица, утратившего статус оценщика.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм, а также учитывая, что согласно сведениям из выписки из реестра саморегулируемой организации оценщиков Файзрахманов К.Р. прекратил членство в РОО с ДД.ММ.ГГГГ, взыскание задолженности по обязательным платежам и пеней возможно толь за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Файзрахманову К. Р. о взыскании обязательных платежей и санкций подлежащим удовлетворению частично и взысканию с Файзрахманова К.Р. задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 11 755,30 рублей, из которых:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 9 750 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 75,50 рублей;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв размере 1 915,00 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,80 рублей

В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст. 333.19 НК РФ.

В соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ и ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 470,21 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан к Файзрахманову К. Р. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить частично.

Взыскать с Файзрахманова К. Р. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 11 755,30 рублей, в том числе:

- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 9 750,00 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 75,50 рублей;

- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв размере 1 915,00 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,80 рублей

В остальной части административные исковые заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан оставить без удовлетворения.

Взыскать с административного ответчика Файзрахманова К. Р. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 470,21 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балтачевский межрайонный суд (псп с.В.Татышлы, ул.Ленина, д.82).

Судья Г.Р. Шарифуллина

Решение в окончательной форме составлено 04 сентября 2019 г.