ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6524/19 от 31.10.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-6524/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Ведерниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Татьяне Рудольфовне и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого в рамках исполнительного производства -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда № 961/16 от 09 июня 2016 года на администрацию возложена обязанность организовать выполнение работ по установке в <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. 11 апреля 2017 года УФССП России по Камчатскому краю в отношении администрации возбуждено исполнительное производство № 10442/17/41017-ИП. В связи с неисполнением решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, 06 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Полагая, что все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа были предприняты, умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда администрацией не допущено: <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском оснащена индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения 20 сентября 2019 года. В адрес УФССП России по Камчатскому краю неоднократно направлялись документы, подтверждающие исполнение решения суда. Ссылаясь на нецелесообразность уплаты исполнительского сбора органом местного самоуправления, ввиду перехода денежных средств внутри бюджетной системы из одного бюджета в другой, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, просила освободить ее от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 06 мая 2019 года, вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП.

Административный истец администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Жданова Т.Р. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, причины неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Административный ответчик УФССП России по Камчатскому краю времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. До начала рассмотрения дела по существу, направило суду письменный отзыв на иск, в соответствии с которым полагало возможным принять законное и обоснованное решение на усмотрение суда.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела , материалы исполнительного производства -ИП суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 09 июня 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО4, ФИО5 к ООО «<данные изъяты>» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, на администрацию возложена обязанность организовать выполнение работ по установке в <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27 октября 2016 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 09 июня 2016 года в части возложения на администрацию обязанности организовать выполнение работ по установке в <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, оставлено без изменения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю от 11 апреля 2017 года, на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу , в отношении администрации возбуждено исполнительное производство -ИП.

Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Поскольку в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, администрацией исполнено не было, 06 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.Р. в рамках исполнительного производства -ИП вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Как установлено из содержания административного иска, копия постановления о взыскании исполнительского сбора в адрес администрации не поступала (иного суду не доказано). Согласно представленным документам, о взыскании исполнительского сбора администрации стало известно из уведомления УФК по Камчатскому краю о поступлении исполнительного документа от 23 августа 2019 года. С настоящим административным иском администрация обратилась в суд 14 октября 2019 года, таким образом, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 указанной статьи исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Как установлено из материалов исполнительного производства -ИП, письмом от 19 мая 2017 года Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направил в адрес судебного пристава-исполнителя сообщение о состоявшемся 15 мая 2017 года электронном аукционе, регламентированном времени заключения контракта - 22 мая 2017 года и сроке исполнения контракта - 30 ноября 2017 года.

Тем самым, по состоянию на 19 мая 2017 года администрации было известно о возбужденном в отношении нее исполнительном производстве и установленном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно письму Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 06 марта 2019 года, и акта допуска в эксплуатацию приборов учета ХВС, ГВС у потребителя от 20 сентября 2017 года, <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском оснащена индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения только 20 сентября 2017 года, т.е. далеко за пределами срока, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства -ИП.

Доказательств, принятия административным истцом в установленный срок всех необходимых мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суду не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Более того, как следует из материалов гражданского дела , 30 мая 2017 года администрация обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, однако ввиду двойной неявки представителя администрации в судебное заседание, определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 27 июля 2017 года указанное заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без рассмотрения. Указанное определение суда не обжаловалось, с иным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда администрация в суд не обращалась.

Довод административного истца о нецелесообразности уплаты исполнительского сбора органом местного самоуправления, ввиду перехода денежных средств внутри бюджетной системы из одного бюджета в другой, является несостоятельным, так как не основано на законе, а следует из неверного толкования закона и понимания природы правоотношений, возникающих в результате уклонения администрации от исполнения решения суда и требований исполнительного документа в установленные законом сроки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска об освобождении администрации от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого в рамках исполнительного производства -ИП.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Татьяне Рудольфовне и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого в рамках исполнительного производства -ИП, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом 11 ноября 2019 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов

Уникальный идентификатор дела 41RS0001-01-2019-012863-56