ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-652/18 от 19.06.2018 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Дело № 2а-652/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2018 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,

с участием представителя административного истца МИФНС России №16 по Свердловской области Хакимовой Е.В., действующей по доверенности <№> от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика Бакулина А.А., его представителя Дружинина А.Н.,

при секретаре Сычевой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Бакулину А. АлексА.у о взыскании задолженности по транспортному налогу, по земельному налогу, пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС №16 по Свердловской области обратилась в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области с административном исковым заявлением о взыскании с Бакулина А.А. задолженности по налогам и пени в общей сумме 305 066 рублей 85 копеек, в том числе в доход бюджета Свердловской области пени по транспортному налогу в сумме 223 рубля 68 копеек, в доход бюджета МО «город Нижний Тагил» земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 302 823 рубля 19 копеек, пени по земельному налогу в сумме 2019 рублей 98 копеек.

В обоснование иска указано, что управлением ГИБДД по Свердловской области представлены сведения о том, что административный ответчик Бакулин А.А. являлся собственником транспортных средств ВАЗ21099, государственный регистрационный знак <данные изъяты> и ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Органами Роснедвижимости в адрес инспекции были представлены сведения о том, что административный ответчик в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: <Адрес>. В адрес Бакулина А.А. были направлены налоговые уведомления <№> об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в суме 303 959 рублей 19 копеек. Поскольку налогоплательщик в установленный законом срок налоги не уплатил, в его адрес были направлены требования: <№> об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 305 726 рублей 87 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; <№> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 223 рубля 68 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В приложенное требование от ДД.ММ.ГГГГ<№> включены пени, исчисленные с момента выставления предыдущего требования, то есть на задолженность, неуплаченную за прошлые налоговые периоды. ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес мирового судьи направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Бакулина А.А. задолженности по налогам и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ, который отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений от должника. ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу произведена оплата в сумме 879 рублей, в связи с чем сумма подлежащая взысканию составляет 302 823 рубля 19 копеек.

Представитель административного истца МИФНС России №16 по Свердловской области –Хакимова Е.В. в судебном заседании просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснила, что налоговое уведомление <№> на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 303 959 рублей 19 копеек направлено налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ. Бакулин А.А. в установленный законом срок налоги не уплатил, в связи с чем в его адрес были направлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ<№> об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ и пени по налогам на общую сумму 305 726 рублей 87 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ<№> об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 223 рубля 68 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование не исполнено. Самым ранним требованием, из предъявляемых к взысканию, является требование от ДД.ММ.ГГГГ<№> об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 223 рубля 68 копеек (менее 3000 рублей) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок для обращения в суд о взыскании устанавливается со дня, когда общая сумма недоимки превысит 3000 рублей. Таким образом, срок для обращения в суд на общую сумму недоимки исчисляется со дня истечения срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ<№>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка №3 Дзержинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ<№> о вынесении судебного приказа о взыскании с Бакулина А.А. задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 223 рубля 68 копеек, земельному налогу за 2015 год в сумме 303 702 рубля 19 копеек, пени по земельному налогу в сумме 2019 рублей 98 копеек. Заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ<№>. Последним днем исполнения, установленным требованием от ДД.ММ.ГГГГ<№>, является ДД.ММ.ГГГГ. То есть 21 числа заканчивается срок для оплаты. С 22 числа уже идет просрочка платежа. Это событие, с которого истец считает срок для подачи заявления. Согласно ч.2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Таким образом, срок для обращения в суд, установленный п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не истек.

Административный ответчик Бакулин А.А. административные исковые требования о взыскании задолженности по налогам и пени не признал, суду пояснил, что налоговым органом неверно исчислена сумма налога, поскольку неправильно определена кадастровая стоимость земельного участка. В настоящее время он предпринимает меры для исправления ошибки в указании кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Представитель административного ответчика Дружинин А.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных требований. Суду пояснил, что поскольку предъявленная ко взысканию недоимка по уплате транспортного налога имелась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в силу положений федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год. Указал, что налоговое уведомление <№> сформировано ДД.ММ.ГГГГ. Названное уведомление содержит расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 303 959 рублей 19 копеек со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Бакулину А.А. выставлено требование <№> об уплате указанного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному требованию ответчику начислена недоимка по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 303 702 рубля 19 копеек, а также пени в размере 2 024 рубля 68 копеек. ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику выставлено требование <№> об уплате пени по транспортному налогу в размере 223 рубля 68 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчету сумм пени, включенных в данное требование, начисление пени началось с ДД.ММ.ГГГГ. Начало периода для исчисления срока на обращение в суд следует исчислять по требованию <№> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, по требованию <№> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье судебного участка №3 Дзержинского района г.Нижний Тагил 23.08.2017. В связи с чем, срок для обращения налогового органа в суд пропущен. По указанному основанию просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Разрешая требование о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год и пени, начисленных на недоимку, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать установленные настоящим кодексом пределы.

Налоговые ставки по земельному налогу на ДД.ММ.ГГГГ год на территории Муниципального образования «Город Нижний Тагил» установлены Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 №51.

В налоговый период ДД.ММ.ГГГГ. в собственности Бакулина А.А. имелось несколько земельных участков, в том числе земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес>.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление <№> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год за земельный участок по <Адрес> в сумме 306 976 рублей и за земельный участок по адресу <Адрес> сумме 257 рублей (л.д.15-16). Указанные налоги должны быть уплачены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Бакулин А.А. в установленный законом срок земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год, начисленный за земельный участок по <Адрес> в сумме 306 976 рублей не уплатил, в связи с чем в его адрес ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование <№> об уплате недоимки по земельному налогу в размере 303 702 рубля 19 копеек и пени в сумме 2 024,68 рублей со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Административным ответчиком Бакулиным А.А. заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Срок исполнения требования <№> установлен до ДД.ММ.ГГГГ. При формулировке срока "до определенной даты" действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Предлог "до" используется здесь в значении "не включая дату, следующую после этого предлога". Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит.

Соответственно, последним днем срока добровольного исполнения требования об уплате земельного налога является ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Шестимесячный срок для подачи налоговым органом искового заявления начинает исчисляться со следующего дня после истечения срока для исполнения требования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно исследованному в судебном заседании материалу о вынесении судебного приказа, заявление о вынесении судебного приказа (с указанным в верхнем правом углу заявления номером <№>) поступило на судебный участок <№>ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа входящей корреспонденции. Однако налоговым органом суду представлен реестр <№> передачи корреспонденции на судебный участок <№> Дзержинского судебного района, согласно которому заявление под <№> поступило на судебный участок ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46).

При таких обстоятельствах суд исходит из того, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском шестимесячного срока на обращение в суд.

Предложенный представителем административного истца иной порядок исчисления срока суд считает не соответствующим действующему законодательству.

25.08.2017 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Бакулина А.А. недоимки по налогам и пени, впоследствии определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен. Между тем, подача административного искового заявления в суд в течение шестимесячного срока после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении налоговым органом срока, установленного ч.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Право заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока административному истцу было разъяснено определением судьи от 19.04.2018 (л.д.49), однако представитель налогового органа таким правом не воспользовался.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №16 по Свердловской области к Бакулину А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, пени по земельному налогу - отказать.

Разрешая административное требование о взыскании пени по транспортному налогу, суд установил следующее.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 2 Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 №43-ОЗ утверждены ставки транспортного налога, указанные в приложении к Закону.

Управлением ГИБДД по Свердловской области в адрес Инспекции были представлены сведения о том, что административный ответчик Бакулин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является владельцем транспортного средства марки ВАЗ 2107, с ДД.ММ.ГГГГ – владельцем транспортного средства марки ВАЗ 21099.

Сведений о направлении в адрес Бакулина А.А. налогового уведомления об уплате транспортного налога налоговым органом в материалы дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бакулина А.А. налоговым органом направлено требование об уплате пени по транспортному налогу в сумме 223 рубля 68 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20,24). Период образования задолженности по пени, а также сумма недоимки по налогу, на которую начислены пени, в требовании не указаны.

Из представленного административным истцом расчета пени, включенного в требование <№>, следует, что пени за неуплату транспортного налога начислены Бакулину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 223,68 рублей. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимка по пени составляла 211,4 рубля.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Поскольку пени по транспортному налогу в сумме 211,4 рубля имелись по состоянию на 01.01.2015, в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной пени по транспортному налогу.

Начисленные пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат взысканию с ответчика, поскольку административным истцом не представлено доказательств направления в адрес Бакулина А.А. налогового уведомления об уплате транспортного налога, в связи с чем суду не представляется возможным установить, когда и на основании чего у налогоплательщика возникла обязанность по уплате транспортного налога, в каком налоговом периоде начислен налог и за какое транспортное средство, и соответственно, с какого времени возникла обязанность по уплате пени. Из представленных административным истцом материалов отсутствует возможность проверить обоснованность и правильность начисления пени по транспортному налогу.

Установив указанные выше обстоятельства на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении административных исковых требования МИФНС России №16 по Свердловской области к Бакулину А.А. о взыскании пени по транспортному налогу, недоимки по земельному налогу и пени по земельному налогу отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Бакулину А. АлексА.у о взыскании пени по транспортному налогу в суме 223 рубля 68 копеек, недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 302 823 рубля 19 копеек и пени по земельному налогу в сумме 2019 рублей 98 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: Т.А.Филатьева