Дело № 2а-652/2017 07 марта 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Самойловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску заместителя прокурора города Северодвинска о признании недействующим постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26 января 2015 года №22-па «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015 - 2017 годы»,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд с административным иском о признании недействующим с момента издания постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26 января 2015 года №22-па «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015 - 2017 годы».
В обоснование требований указал, что оспариваемое постановление противоречит требованиям законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также об электроэнергетике и об инвестиционной деятельности. По мнению прокурора, постановление принято с превышением полномочий органа местного самоуправления, так как утверждение инвестиционных программ субъектов естественных монополий относится к компетенции органов государственной власти.
В судебном заседании прокурор Бостан Е.И. настаивал на удовлетворении требований, пояснил, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт противоречит положениям федерального законодательства и нарушает права и законные интересы неограниченного круга субъектов, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Прокурором был принесен протест, который оставлен Мэром Северодвинска без удовлетворения.
Представитель Администрации муниципального образования «Северодвинск» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных заместителем прокурора требований. По мнению представителя, оснований для признания нормативного правового акта незаконным не имеется, поскольку фактически постановлением Администрации утверждена не инвестиционная программа субъекта электроэнергетики, а программа ремонта муниципальных электросетей поселков Вдогон и Белое Озеро на 2015 - 2017 годы. Расходные обязательства электросетевой организации, предусмотренные программой, включены в план приватизации электросетей. На вопросы суда пояснила, что арендатором электросетей в настоящее время является ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго», приватизация по состоянию на дату судебного заседания не завершена. Целью принятия постановления являлось закрепление инвестиционных обязательств при приватизации объектов муниципального электросетевого хозяйства.
Заинтересованные лица Министерство Энергетики Российской Федерации, Правительство Архангельской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска, ПАО «МРСК Северо-Запада», о месте и времени рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Предметом судебной проверки по настоящему административному делу является законность постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26.01.2015 №22-па «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015 - 2017 годы».
Указанным постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26.01.2015 №22-па утверждена инвестиционная программа развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015 - 2017 годы.
Постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень нормативно-правовых актов муниципального образования «Северодвинск» от 06.02.2015 №5.
Паспортом инвестиционной программы предусмотрено, что она принята в целях повышения надежности электроснабжения потребителей муниципального образования «Северодвинск» и обеспечение возможности технологического присоединения новых и реконструируемых объектов города к электрическим сетям, ускоренного воспроизводства морально и физически устаревших основных средств.
Основным разработчиком программы является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска, этот же орган осуществляет контроль за исполнением программы.
Согласно паспорту инвестиционной программы, Программа предусматривает разработку и реализацию инвестиционных проектов по следующим направлениям:
-обеспечение стабильной и безопасной работы системы» электроснабжения на территории муниципального образования «Северодвинск» за счет ее поэтапной реконструкции;
-реконструкция электроэнергетического комплекса;
-модернизация оборудования (замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным);
-повышение надежности и качества оказываемых услуг;
-антитеррористическая защита объектов электроэнергетического комплекса.
В результате реализации Программы планируется:
-снижение уровня потерь электроэнергии в трансформаторных подстанциях и распределительных сетях, тем самым обеспечение возможности увеличения потребления электроэнергии без ввода дополнительных мощностей;
-сокращение затрат на ремонт и техническое обслуживание трансформаторных подстанций и распределительных сетей, а также направление мобилизованных средств на повышение качества обслуживания;
-снижение количества аварийных отключений;
-повышение эффективности и надежности работы оборудования;
-уменьшение технических и коммерческих потерь электроэнергии.
Направление инвестиций мероприятия: реконструкция сети наружного освещения поселка Водогон; реконструкция воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ поселка Белое Озеро; реконструкция воздушных линий электропередач 10 кВ поселка Белое Озеро.
Программой предусматривается общий объем финансирования в размере 10500 тысяч рублей, исполнителем является сетевая организация, которая осуществляет финансирование за счет своих средств. Расходные обязательства органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» не предусмотрены.
Вместе с тем из текста постановления не следует, что предусмотренные им мероприятия планирует реализовывать какая-либо конкретная сетевая организация, так как документ не содержит упоминания каких-либо юридических лиц.
В этой связи необоснованными являются доводы прокурора о том, что постановлением утверждена инвестиционная программа сетевой организации (субъекта электроэнергетики, конкретного юридического лица), которая в соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы прокурора в части превышения компетенции органов местного самоуправления по вопросам планирования развития электроэнергетики.
В соответствии со статьями 8 и 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов; содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - программы), утвержденными приказом Госстроя от 01.10.2013 №359/ГС в состав программы входят:
* программные документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
* в программе рекомендуется определить затраты на реализацию мероприятий программы, эффекты, возникающие в результате реализации мероприятий программы и источники инвестиций для реализации мероприятий программы;
* в состав программного документа программы рекомендуется включить следующие разделы:
1) паспорт программы;
2) характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры;
3) перспективы развития поселения, городского округа и прогноз спроса на коммунальные ресурсы;
4) целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры;
5) программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей;
6) источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения;
7) управление программой.
При соблюдении указанных условий, постановление может рассматриваться как часть программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
Доказательств утверждения органами местного самоуправления Северодвинска программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа с включением в неё мероприятий, перечисленных в оспариваемом постановлении, стороной административного ответчика не представлено.
Из объяснений, письменного отзыва представителя административного ответчика и приложенных к нему документов следует, что целью принятия оспариваемого постановления являлось закрепление инвестиционных обязательств (обременений), которые подлежат учету при определении условий приватизации муниципальных электрических сетей. При этом определенные программой расходы на ремонт (реконструкцию) муниципальных электрических сетей реально может нести только ПАО «МРСК Северо-Запада», поскольку именно эта организация арендует поименованные в программе электросети на основании договора №03-22/004-10 от 31.12.2010.
В соответствии с письмом Мэра Северодвинска от 30.09.2016 №01-03-28/2694 о рассмотрении протеста прокурора, постановление принято в целях установления инвестиционных обязательств при плановой приватизации муниципального имущества, в частности объектов электросетевого хозяйства.
С учетом изложенного, у суда не имеется оснований полагать проверяемое постановление частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Северодвинск».
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающей особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Закона об электроэнергетике инвестиционной программой субъекта электроэнергетики; содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 указанной статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Проверяемое постановление Администрации Северодвинска не может быть признано соответствующим законодательству Российской Федерации об электроэнергетике как инвестиционная программа субъекта электроэнергетики, ввиду того, что оно не предусматривает утверждение инвестиционной программы конкретного юридического лица - субъекта электроэнергетики; принято органом местного самоуправления, не уполномоченным утверждать инвестиционные программы субъектов электроэнергетики; по форме и содержанию не соответствует законодательству Российской Федерации об электроэнергетике (в том числе Правилам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977, приказам Минэнерго России от 24.03.2010 №114 и от 05.04.2013 №185).
Инвестиционные обязательства в отношении объектов электросетевого комплекса Северодвинска в целях их приватизации должны были быть зафиксированы в инвестиционной программе субъекта электроэнергетики, утвержденной Минэнерго России или уполномоченным органом государственной власти Архангельской области.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26 января 2015 года № 22-па «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015-2017 годы» противоречит частям 1 и 2, 4 статьи 7, части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 19 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», части 6 статьи 29 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Разрешая в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из того, что его положения применялись в период после его принятия, о чем свидетельствуют в том числе опубликованные условия приватизации муниципальных электросетей, в связи с чем считает необходимым признать данный нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов Администрации муниципального образования «Северодвинск».
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 и 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора города Северодвинска удовлетворить.
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 26 января 2015 года №22-па «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Северодвинск» на 2015-2017 годы».
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов Администрации муниципального образования «Северодвинск».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 13 марта 2017 года.
Председательствующий О. Н. Чистяков