Дело 2а-652/2021
УИД 18RS0007-01-2021-000975-22
Решение
Именем Российской Федерации
п. Балезино 07 октября 2021 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,
при секретаре Ардашевой А.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Балезинского района УР Егорова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Балезинского района УР в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Балезинского района УР в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что прокуратурой в рамках надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет» выявлен сайт, содержащий материал, противоречащий действующему законодательству. Так, на страницах сайта сети «Интернет» по адресу: https://euro777.xyz/ размещена информация о возможности совершения незаконных финансовых операций. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Административный истец просит признать информацию, размещенную на интернет-сайте по адресу: https://euro777.xyz/ информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил письменное заявление, согласно которому указанный Интернет-ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится. Представителя не направил, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, возражений по иску прокурора не имеют. Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Международным сообществом применяются стандарты в области противодействия отмыванию денег Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст.174 УК РФ) и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ). Решение уполномоченных федеральных органов о внесении адресов указанных сайтов в единый реестр доменных имен отсутствует.Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу https://euro777.xyz/ способствует совершению преступлений в указанной сфере, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства выявлены, факты распространения посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о возможности совершения незаконных финансовых операций.
Проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте, расположенном по сетевому адресу: https://euro777.xyz/, размещена информация о возможности совершения незаконных финансовых операций.
Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля. Ознакомиться с содержанием ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Страницы опубликованы в сети "Интернет" и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.
На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление заместителя прокурора Балезинского района УР о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: https://euro777.xyz/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.1 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте https://euro777.xyz/ информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, административный иск направлен на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 265.1-265.3, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по адресу: https://euro777.xyz/ информацией, распространение которой на территории в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.М. Беркутова