ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6530/18 от 29.01.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-840/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2019 года г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина

при секретаре В.Е. Макушиной

с участием прокурора Е.Г. Громова

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации к мэрии г. Новосибирска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

у с т а н о в и л:

Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации обратился в суд с административным иском мэрии г. Новосибирска, указав в административном исковом заявлении, что постановлением мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года однокомнатная <адрес> исключена из муниципального фонда социального использования и включена в фонд коммерческого использования. Постановлением нарушены права и законные интересы Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 15 апреля 1997 № 387 Сибирский округ внутренних войск МВД России (далее по тексту – СибО ВВ МВД России) принял на баланс помещения общежития в блок-секциях А, Б общей площадью 209,75 кв.м. в <адрес>, которые были построены в том числе за счет дольщика СибО ВВ МВД России.

В связи с увеличением общего количества квартир секции «Д» 6-этажного кирпичного жилого дома по <адрес> на основании перерасчета произведенного МУП «Городское бюро технической инвентаризации» постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 июня 2000 года внесены изменения в постановление от 31 декабря 1999 года , согласно которому доля государственной собственности составила 692,5 кв.м.

На основании приказа командующего войсками СибО ВВ МВД России от 04 сентября 2000 и постановления мэрии г. Новосибирска от 31 декабря 1999 в/ч 7626 СибО ВВ МВД России приняла на баланс помещения общежития блок-секция «Д» площадью 56,6 кв.м. в <адрес>. В соответствии с распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 20 июня 2001 -р вышеуказанные жилые помещения были закреплены за в/ч 7626 СибО ВВ МВД России на праве оперативного управления.

Впоследствии указанные жилые помещения в соответствии с приказом Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от 25 сентября 2002 -од были переданы от СибО ВВ МВД России МУ «Управление ЖКХ Центрального района» на обслуживание, эксплуатацию и ответственное хранение. Пунктом 9 указанного приказа было предусмотрено заключение договора с СибО ВВ МВД России о передаче в безвозмездное пользование общежитий общей площадью 266,35 кв.м. в жилом <адрес> того указанные жилые помещения с момента сдачи в эксплуатацию жилого <адрес> распределялись между военнослужащими в/ч 7626 СибО ВВ МВД России, а также военнослужащими управления Сибирского округа внутренних войск МВД России (в настоящее время управление Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации). Распределение данных жилых помещений осуществлялось в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанные жилые помещения предоставлялись как служебные.

Исключая <адрес> по адресу: <адрес> из фонда социального использования и включая ее в фонд коммерческого использования, мэрия в одностороннем порядке изменила правовое положение спорного жилого помещения, чем ухудшила правовое положение Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации и военнослужащих Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, которые в силу своего особого правового статуса имеют право на получение жилых помещений.

На основании изложенного, с учетом уточненных требований, административный истец просит признать пункт 1 постановления мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года незаконным и недействующим со дня его принятия.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 04 сентября 2018 года требования Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации к мэрии г. Новосибирска об оспаривании постановления от 10 сентября 2010 года оставлены без удовлетворения в связи с пропуском административным истцом срока, установленного ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 ноября 2018 года решение центрального районного суда г. Новосибирск от 04 сентября 2018 года отменено, дело направлен на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном главной 21 КАС РФ, при этом установлено, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, так как содержит нормы, являющиеся обязательными для неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, представивший диплом о наличии высшего юридического образования, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные требования не признала.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего что доводы, изложенные в административном исковом заявлении, нашли свое подтверждение, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 8 и 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

В силу ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ (здесь и далее названный кодекс приведен в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ определено, что специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Судом установлено, что постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 сентября 2001 в муниципальную собственность принят жилищный фонд, встроенные, пристроенные нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности от Сибирского округа внутренних войск России (согласно приложениям 1,2); этим же постановлением Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, администрации Центрального района, департаменту по управлению имуществом г. Новосибирска оформить передачу на баланс МУ «Управление жилищного хозяйства Центрального района» государственной и муниципальной доли собственности в жилом доме по <адрес>, в том числе нежилых помещений, для обслуживания и эксплуатации; департаменту по управлению имуществом г. Новосибирска надлежало оформить договоры аренды нежилых помещений, передаваемых в составе жилищного фонда (приложение 2) и совместно с администрацией Центрального района заключить договор с Сибирским округом внутренних войск МВД России о передаче в безвозмездное пользование общежитий общей площадью 266,35 кв.м., находящихся в жилом доме по <адрес> сроком на 5 лет с условием целевого использования и принятия Сибирским округом внутренних войск МВД России обязательств по финансированию и содержанию объектов за счет собственных средств (л.д. 24, 104).

Согласно приложению 1 и 2 названного постановления, жилой дом, находящийся на балансе Сибирского округа внутренних войск МВД России по <адрес> принят в муниципальную собственность (л.д. 105-106).

На основании акта приема-передачи от 29 октября 2002 года Сибирский округ внутренних войск МВД России передал находящийся у него на балансе жилой дом по <адрес>, а МУ «УЖКХ <адрес>» приняло на обслуживание и эксплуатацию указанный объект, в том числе на ответственное хранение имущество муниципальной казны – квартиры и помещения согласно приложений 1, 2 (л.д. 108). В пункте 25 приложения 2 к акту приема-передачи указана <адрес>.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года однокомнатная <адрес>, площадью 51,5 (24,6) кв.м. в доме по <адрес> исключена из муниципального жилищного фонда социального использования, включена в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования и передана администрации Центрального района для предоставления по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования города Новосибирска ФИО3 на семью в составе трех человек: ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д. 27).

Решением городского совета г. Новосибирска от 28 сентября 2005 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска (далее - Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска).

Согласно п. 7.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а также отнесение их к иному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется мэрией при условии их освобождения от прав третьих лиц, с учетом их состояния, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям, предъявляемым к иному виду жилых помещений.

Из оспариваемого постановления следует и судом установлено, что до передачи в муниципальный фонд коммерческого использования, <адрес>, площадью 51,5 (24,6) кв.м. в доме по <адрес> относились к специализированному жилищному фонду.

До издания оспариваемого постановления указанная квартира использовалась для проживания военнослужащих Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России. Данное обстоятельство подтверждается письмом Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России от 20 ноября 2009 года, из которого следует, что в <адрес> проживал полковник ФИО., в связи с его выездом командующий войсками Сибирского регионального командования ВВ МВД России обратился в мэрию г. Новосибирска с просьбой выделить данную квартиры подполковнику ФИО3 на состав семьи 3 человека (л.д. 113).

Проживание ФИО6 в спорной квартире подтверждается выпиской о начислении из лицевого счета, где нанимателем указан ФИО (л.д. 119), корешком ордера от 01 апреля 1999 года (л.д. 122).

Согласно выписки и протокола заседания ЖБК Управления Сибирского РК ВВ МВД России от 09 сентября 2009 года, комиссия постановила предоставить подполковнику ФИО3 на состав семьи 3 человека 1-комную <адрес>, общей площадью 51,7 кв.м. на 6 этаже в <адрес> за выездом полковника ФИО6 Направить письмо в мэрию г. Новосибирска с просьбой оформить договор найма специализированного жилого помещения.

Представленная в материалы дела выписка из домовой книги в отношении спорного жилого помещения, составленная ТСЖ «Содружество» по состоянию на 10 февраля 2010 года, согласно которой в квартире никто нее зарегистрирован не свидетельствует о том, что на момент принятии мэрией г. Новосибирска оспариваемого постановления <адрес> в <адрес> была освобождена от прав третьих лиц (л.д. 118).

Наличие выписки об отсутствии зарегистрированных лиц в спорном жилом помещении не может свидетельствовать об отсутствии проживающих в них лиц, поскольку в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, регистрация военнослужащих и членов их семей в воинской части прямо предусмотрена действующим законодательством.

Принимая оспариваемое постановление о включении <адрес> доме по <адрес> в <адрес> в муниципальный фонд коммерческого использования, мэрия г. Новосибирска обязана была удостовериться в том, что данные жилые помещения свободны от проживающих в нем лиц.

Мэрия г. Новосибирска, исключив своим постановлением спорное жилое помещение из муниципального жилищного фонда социального использования и включив его в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования, нарушила права военнослужащих на обеспечение их служебным жилым помещением.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений - об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку судом установлено, что постановление мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года вынесено в нарушение п. 7.4.1 решения городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 , имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу о его незаконности.

В соответствии с п. 8 постановления Пленума верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснений законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Суд полагает необходимым признать постановление мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года недействующим с момента вступления его в законную силу.

На основании ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим пункт 1 постановления мэрии г. Новосибирска от 10 сентября 2010 года с момента вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2019 года.

Судья Е.А. Певина