ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6538/17 от 20.10.2017 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-6538/17-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Централизованной религиозной организации – Община Мусульман Северо-Запада о признании незаконными распоряжения о проведения проверки, акта проверки, предупреждения об устранении нарушений Министерства юстиции РФ,

установил:

Централизованная религиозная организация – Община Мусульман Северо-Запада обратилась в суд с административным иском о признании незаконными распоряжения, акта документарной проверки и предупреждения о допущенных религиозной организацией нарушениях законодательства Российской Федерации, указывая в обоснование своих требований, что на основании распоряжения Министерства юстиции РФ N 339-р была проведена плановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки № 12 и 17.05.2017 вынесено предупреждение. Считают, что в ходе указанной проверки нарушен процессуальный порядок ее проведения, что является грубым нарушением требований ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении отсутствия контроля (надзора) и муниципального контроля» и влечет за собой отмену результатов проверки.

Централизованная религиозная организация – Община Мусульман Северо-Запада своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика Гусев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве.

Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Порядок проведения проверок в отношении некоммерческих организаций, а также права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, и субъектов проверок, регламентированы Федеральным законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федеральным законом N 294-ФЗ, Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. N 705 (далее - Положение о федеральном надзоре) и Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 года N 456.

В соответствии с Положением о федеральном надзоре задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций (п. 2 Положения о федеральном надзоре).

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Министерством юстиции РФ в ходе проведения плановой документарной проверки соответствия деятельности Централизованной религиозной организации – Община Мусульман Северо-Запада (далее по тексту Организация) заявленным в ее уставе целям и задачам, а также законодательству Российской Федерации были выявлены подлежащие устранению нарушения законодательства Российской Федерации и вынесено предупреждение № 11/58647-СГ от 17.05.2017, установлен срок для устранения нарушений не позднее 31.07.2017. Проверка Министерством юстиции РФ проводилась на основании пункта 8 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденного 21 октября 2016 года первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации С.А. Герасимовым, распоряжения N 339-р от 22.03.2017 по результатам проверки составлен акт.

В предупреждении от 17.05.2017 указано на следующие нарушения:

1. В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон освободе совести) Организация использует неполное наименование при осуществлении своей деятельности. В частности, неполное (сокращенное) наименование содержится на официальном сайте Организации в сети Интернет www.nordumma.ru, на годовых планах Организации на 2014-2016 годы и в протоколе заседания Совета Организации от 12 октября 2013 г. № 1-1013.

2. В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на печати, в бланке, а также на своем официальном сайте Организация использует символику, описание которой в Уставе отсутствует.

3. В нарушение статьи 19 Закона о свободе совести Устав Организации предусматривает создание в качестве религиозной организации образовательных учреждений, а также высших и средних духовных образовательных учреждений.

4. В нарушение подпункта 2 пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Организация, не являясь духовной образовательной организацией, проводит курсы повышения квалификации для имамов и проповедников.

5. В нарушение пункта 3 статьи 181.2 ГК РФ, пункта 4.6 Устава в представленных на проверку протоколах Общего собрания Организации отсутствуют подписи Председателя собрания, а также секретаря.

6. В нарушение пункта 2 статьи 123.27 ГК РФ положения Устав не содержат сведений о направлениях использования имущества Организации.

7. В нарушении пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести и пункта 5.10 Устава Организация действует с нарушениями положений собственного Устава в части принятия решений Советом Организации.

8. В нарушение пункта 8.1 статьи 8 Закона о свободе совести Уставом Организации не определена правомочность Совета, порядок принятия решений Имамом, Исполнительным комитетом, Ревизионной комиссией, а также из каких лиц избираются Имам, его заместитель, члены Исполнительного комитета и Ревизионной комиссии Организации.

9. В нарушение пункта 2 статьи 10 и пункта 1 статьи- 21.1 Закона о свободе совести Уставом Организации вопрос по распоряжению недвижимым имуществом Организации не отнесен к компетенции какого-либо органа Организации.

10. В нарушение пункта 2 статьи 10 и пункта 2 статьи 21.1 Закона о свободе совести пункт 1.5 Устава Организации, предполагая наличие у Организации имущества богослужебного назначения, не определяет судьбу указанного имущества в случае прекращения деятельности Организации.

11. В нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о свободе совести пункты 11.1-11.3 Устава предусматривают заключение Организацией трудовых договоров (контрактов).

12. В нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести, пунктов 5.3, 7.1, 9.1 Устава решения о переизбрании органов Организации приняты с нарушением сроков, установленных Уставом.

13. В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пункта 5 Распоряжения Минюста России о проверке от 22 марта 2017 г. № 339-р Организацией на проверку не представлены: договор аренды, подтверждающий право использования адреса (места нахождения) Организации, сведения об основах вероучения Организации, сведения об осуществляемой Организацией благотворительной, культурно-просветительской и миссионерской деятельности, а также сведения о реализации Организацией прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 5, пунктом 3 статьи 16 Закона о свободе совести.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого распоряжения, акта и предупреждения, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, которая в свою очередь формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генпрокуратуры в сети «Интернет».

На главной странице сайта Генпрокуратуры (http://genproc.gov.ru/) размещен раздел «Единый реестр проверок Сводный план проверок». Через окно поиска указанного раздела путем заполнения сведений о наименовании Организации («мусульман северо-запада»), либо заполнения ее ОГРН. выгружается соответствующая информация о проведение Минюстом России в апреле 2017 года проверки в отношении Организации. При переходе в разделе «Единый реестр проверок Сводный план проверок» по вкладке «Единый реестр проверок» загружается соответствующий сайт (https://proverki.gov.ru), на котором при использовании сервиса поиска выгружается полная информация о проверке в отношении Организации.

Кроме того, план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год размещен на официальном сайте Минюста России в разделе «Деятельность в сфере некоммерческих организации» подраздела «Контроль деятельности и отчетность некоммерческих организаций» http://miniust.ru/ru/press/news/plan-provedeniya-planovyh-proverok-yuridicheskih-liс-i-individualnyh-prcdprinimateley-n-1).

Уведомлением о проведении проверки от 27 марта 2017 № 11-35452/17 с приложением копии распоряжения о проверке, направленным 27.03.2017 заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, полученным Организацией 12 апреля 2017 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором № 11999107303922, размещенном на официальном сайте Почты России (www.pochta.ru).

Таким образом, доводы Организации об отсутствии правовых оснований для проведения проверки в отношении Централизованной религиозной организации - Община мусульман Северо-Запада в 2017 году, поскольку план проведения плановых проверок на 2017 год не утвержден в установленном Законе порядке, в связи с чем является недействительным, а проверка проведенная на основании такого плана -незаконной не правомерны, Организация надлежащим образом и заблаговременно была уведомлена о начале проверки.

В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В частности, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Утверждение административного истца о том, что Министерство юстиции Российской Федерации провело проверку Организации за пределами срока, согласованного с прокуратурой, поскольку в ходе проведения проверки административный ответчик изучил документы, которые были изготовлены и касались деятельности Организации во время не входящее в проверяемый период (с 12 апреля 2014 года по 11 апреля 2017 года), а именно: годовой план на 2014 год; протокол Совета от 12.10.2013 года №1-1013; копия подтверждения от 10.12.2013 года №2-1213 о вхождении в состав местной религиозной организации судом не принимаются в виду следующего.

Согласно пункта 5 распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 22.03.2017 года №339-р для достижения цели и задачи проведения проверки у Организации запрашивались следующие документы и сведения за период с 12 апреля 2014 г. по 11 апреля 2017 г.:

документы, подтверждающие местонахождение Организации (копии правоустанавливающих документов на используемые в деятельности Организации помещения, здания, земельные участки и т.п.);

копии решений (с приложениями) органов Организации (протоколы, положения, приказы, распоряжения, справки и др.);

копии документов, подтверждающих полномочия органов Организации;

сведения о структуре Организации, в том числе о ее канонических подразделениях, с указанием полного наименования религиозного объединения, основного государственного регистрационного номера (ОГРН), места нахождения, Ф.И.О. руководителей, контактных телефонов;

сведения о распространяемых Организацией религиозной литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах и источниках их получения;

сведения об образовательной деятельности Организации, а также об учрежденных ею образовательных организациях с указанием их полного наименования, основного государственного регистрационного номера (ОГРН), места нахождения, Ф.И.О. руководителей, контактных телефонов;

сведения об основах вероучения Организации и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения данной религии и Организации, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей Организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения о религиозных мероприятиях (периодичность, форма проведения, места проведения, тема и т.п.) и других мероприятиях, проводимых Организацией;

сведения о наличии у Организации официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на официальных страницах в социальных сетях;

копии договоров по уставной деятельности Организации;

сведения о реализации Организацией прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 5 и пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

сведения о приглашении Организацией иностранных граждан (лиц без гражданства) для въезда на территорию Российской Федерации с целью занятия профессиональной религиозной деятельностью и копии документов, подтверждающих законность их пребывания на территории Российской Федерации;

копии штатных расписаний Организации;

сведения об осуществляемой Организацией благотворительной, культурно-просветительской и миссионерской деятельности;

сведения об осуществляемой Организацией предпринимательской деятельности, а также об учрежденных (созданных) Организацией коммерческих и некоммерческих организациях, средствах массовой информации с указанием их полного наименования, основного государственного регистрационного номера (ОГРН), места нахождения, Ф.И.О. руководителей, контактных телефонов;

сведения в простой письменной форме о размере пожертвований и иных средств целевого использования, полученных и направленных Организацией за контрольный период, в разрезе источников финансирования и получателей средств, включая договоры пожертвования (при наличии).

Указание в Акте от 12.05.2017 на исследование годового плана на 2014 год; протокола Совета от 12.10.2013 года №1-1013; копии подтверждения от 10.12.2013 года №2-1213 о вхождении в состав местной религиозной организации не противоречит правилам проведения проверки, поскольку указанные документы представлены проверяющему самим истцом и распространяют свое действие, в том числе и на проверяемый период.

Согласно положениям статьи 16 Федерального закона 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Судом установлено, что в связи с тем, что местонахождением Организации является г. Петрозаводск и уполномоченное лицо Организации не имело возможности получить акт проверки непосредственно, по договоренности с Организацией акт был направлен в адрес - Организации 15.05.2017 (в следующий рабочий день после окончания проверки) за № 11-57319/17 заказным письмом и получен Организацией 08.06.2017. что подтверждается данными сайта Почты России (идентификатор № 11999107333745).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В нарушение указанного положения в ходе проверки выявлены нарушения порядка деятельности, определенного Уставом Организации, и законодательства Российской Федерации.

Административный истец, указывает на то, что с момента создания Организации (2012 год) и до мая 2017 года при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в рамках Федерального закона от 26.09.1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ни органы прокуратуры Российской Федерации, ни Министерство юстиции Российской Федерации не выносили в адрес Централизованной религиозной организации - Община мусульман Северо-Запада представления (предупреждения) о нарушения положений действующего законодательства. На основании вышеуказанного, административный истец считает, что учредительные документы Организации прошли проверку при государственной регистрации в 2012 году и отвечают требованиям законодательства Российской Федерации. В связи с чем, Министерство юстиции Российской Федерации не имело правовых оснований для проведения указанной проверки и вынесении оспариваемого предупреждения.

Системный анализ норм действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, позволяет прийти к выводу о том, что Устав Организации, которым она руководствуется в своей деятельности и который обязателен для исполнения ею, должен соответствовать требованиям действующего законодательства.

Между тем, все нормы законодательства РФ, указанные в предупреждении, вынесенном в адрес Организации по результатам проверки, которые Организация нарушила, вступили в силу после принятия Минюстом России решения о ее государственной регистрации при создании (06.06.2012) и, следовательно, при подачи Организацией документов на регистрацию создания, ее Устав соответствовал действующему законодательству РФ.

При изложенных обстоятельствах указание в административном иске на то, что оспариваемая редакция Устава в 2012 году прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и в ней содержались все необходимые изменения на дату государственной регистрации учредительных документов, не опровергает правомерность вынесения оспариваемого предупреждения.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении со стороны Министерства юстиции Российской Федерации прав и свобод организации, создания препятствия к осуществлению прав и свобод, либо возложении какой-либо обязанности судом не установлено, административным истцом на наличие таких обстоятельств не указано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство юстиции Российской Федерации вынося предупреждение действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий, ряд нарушений действующего законодательства, на которые указано в предупреждении от 17.05.2017, в том числе, связанных с несоответствием Устава действующему законодательству, имеет место независимо от толкования закона и характера организации. При таких данных, а также с учетом изложенного выше, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Централизованной религиозной организации – Община Мусульман Северо-Запада оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2017 года.