№ 2а-653/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года
Островский районный суд пос. Судиславль Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Булаевой А.В.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> и муниципальному унитарному предприятию «<адрес>» о признании незаконным бездействие администрации по организации обеспечения теплоснабжения на территории <адрес> сельского поселения и о возложении обязанности в срок до 15.10.2016г. принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения путем обеспечения котельных, эксплуатируемых МУП «<адрес>» нормативным эксплуатационным запасом топлива, обязать МУП «<адрес>» обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 15.10.2016г.,
установил:
Прокурор Судиславского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой Судиславского района в рамках проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации <адрес> сельского поселения <адрес> и муниципального унитарного предприятия «<адрес>» выявлены нарушения в части не обеспечения нормативного эксплуатационного запаса топлива на эксплуатируемых предприятием котельных.
Учредителем МУП «<адрес>» (ИНН/КПП №) является администрация <адрес> сельского поселения <адрес>.
Согласно положениям Устава МУП «<адрес>» предметом деятельности предприятия является обеспечение устойчивой деятельности коммунального хозяйства. Одними из видов деятельности МУП «<адрес>» являются: эксплуатация объектов коммунального хозяйства в соответствии с установленными правилами и требованиями, техническое обслуживание, профилактика и ремонт инженерных сетей, теплоснабжение объектов, подключенных к котельным, находящимся на балансе предприятия.
На праве хозяйственного ведения МУП «<адрес>» находится 4 источника теплоснабжения (котельных): котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная ДЭП-8, расположенная по адресу: <адрес>, котельная <адрес>, расположенная по адресу; <адрес>, котельная <адрес>.
Основным видом топлива для отмеченных котельных является каменный уголь.
На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отопительный период на объектах социальной сферы должен начаться с ДД.ММ.ГГГГ, в жилищном фонде - с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что нормативный эксплуатационный запас топлива (далее - также НЭЗП) по расчетам МУП «<адрес>» на котельной <адрес> должен составлять 106,8 тонны угля, на котельной ЖЭП-8 - 17,8 тонн угля, на котельной <адрес> - 46 тонн угля.
Проверка показала, что НЭЗП на котельных, находящихся на балансе МУП «<адрес>», не обеспечен, топливо на котельных отсутствует, что свидетельствует о срыве отопительного периода 2016-2017 годов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка устанавливает, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток (пункт 21 Порядка).
НЭЗП должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на муниципальное <адрес>
Обязанность по созданию нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию МУП «<адрес>».
Проверкой установлено, что в настоящее время на котельных муниципального образования <адрес> не создан нормативный эксплуатационный запас топлива. Следовательно, наблюдается бездействие администрации <адрес> сельского поселения по организации и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 19, 22, 124, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 1, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по непринятию мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории <адрес> путем обеспечения котельных, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием «<адрес>» нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 15 октября 2016 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «<адрес>» обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 15 октября 2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора Булаева А.В., исковые требования поддержала, уточнила в части срока исполнения требований, а именно устранить выявленные нарушения в срок до 20.11.2016 года.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> поселения ФИО1, в судебном заседании требования признала, пояснила, что в настоящее время котельные топятся дровами, на поставку угля заключен 21.09.2016г. договор поставки № с ООО «Компания «Вятка-Уголь», директору данной компании была направлена заявка об отгрузке каменного угля.
Представитель административного ответчика МУП «<адрес>» ФИО2 в судебном заседании заявленные требования признала.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 часть 1 статьи 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 часть 1 статьи 6).
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка устанавливает, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток (пункт 21 Порядка).
НЭЗП должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.
Из материалов дела следует, что на праве хозяйственного ведения МУП «<адрес>» находится 4 источника теплоснабжения (котельных): котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная ДЭП-8, расположенная по адресу: <адрес>, котельная <адрес>, расположенная по адресу; <адрес>, котельная <адрес>.
Из п. 4 ст. 7 Устава администрации <адрес> сельского поселения следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на администрацию <адрес> сельского поселения.
Обязанность по созданию нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию МУП «<адрес>».
Как показала проверка прокуратуры, вопреки установленным требованиям нормативный запас резервного топлива МУП «<адрес> не обеспечен, что послужило причиной обращения прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ с настоящим административным иском в суд.
В обоснование доводов об исполнении обязанности по обеспечению НЭЗТ стороной ответчиков был представлен договор № от 21.09.2016г., заключенный между ООО «Компания «Вятка-Уголь» и МУП «ЖКХ Воронье» на поставку топлива (угля).
Однако заключение данного договора на поставку угля, не свидетельствует о создании резервного запаса топлива и надлежащем исполнении установленных обязанностей.
Суд приходит к выводу о том, что обязанность административных ответчиков по формированию котельных резервным топливом не исполнена.
Материалами дела достоверно установлено, и доказательств обратному стороной ответчиков не представлено, что в настоящее время в котельных муниципального образования <адрес> сельское поселение не создан нормативный неснижаемый запас топлива, а потому суд приходит к выводу о наличии бездействия администрации <адрес> по организации и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на его территории, и считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным не взыскивать с административных ответчиков государственную пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд,
решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по непринятию мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории <адрес> путем обеспечения котельных, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием «<адрес>» нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 20 ноября 2016 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «<адрес>» обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 20 ноября 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Е. Затынин