Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2020 года г. Ясногорск Тульской области
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ярцевой Г.И.,
с участием
административного истца в лице старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области по доверенности Рубаненко Е.П.,
представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-654/2020 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к министерству природных ресурсов и экологии по Тульской области с требованиями признать незаконным бездействие в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр и обязать выполнить указанные действия в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований сослался на проведенную проверку исполнения водного законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения: министерством природных ресурсов и экологии Тульской области не установлены границы береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района, сведения о местоположении береговой линии указанных водных объектов не направлены в государственный водный реестр.
В ноябре 2020 года при проведении контрольной проверки установлено, что ранее выявленные нарушения закона не устранены.
Указал, что ненадлежащее исполнение требований водного законодательства министерством препятствует осуществлению полноценной хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в водоохранной зоне, способствует формированию земельных участков с нарушением законодательства.
В судебном заседании административный истец старший помощник Ясногорского района Тульской области Рубананко Е.П. поддержала требование о возложении обязанности на административного ответчика, требование о признании бездействия незаконным не поддержала.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО1 в судебном заседании возражала по доводам административного иска, пояснив, что министерством предпринимались исчерпывающие меры по установлению границ береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района, сведения о местоположении береговой линии указанных водных объектов направлялись для внесения в государственный водный реестр. Почему сведения в кадастр не внесены, пояснить не смогла.
В обоснование возражений представила копию государственного контракта № 2014.113506 от 02.06.2014, заключенного с ООО «Спецгеологоразведка» о выполнении работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р.Осетрна территории Тульской области с приложением № 1 (техническое задание); письмо руководителю Московско-Окского бассейнового водного управления от 13.07.2018 о направлении необходимых документов для внесения сведений в водный реестр с приложением сведений о направлении письма и его получении; протокол совещания у начальника Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности от 25.05.2018 с сопроводительным письмом.
Представитель заинтересованного лица –Федеральное агентство водных ресурсов, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В силу ч.4 ст.263 КАС РФ, в целях неукоснительного соблюдения сроков рассмотрения административного дела, установленных ч.1 ст.226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление подано Тульским природоохранным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Представительство прокурора обеспечено участием старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П., действующий на основании доверенности Тульского природоохранного прокурора от 07.12.2020 и резолюции прокурора Ясногорского района Тульской области. При этом в числе полномочий в доверенности не указано полномочие на отказ от исковых требований в соответствии с требованиями ч.2 ст.56 КАС РФ. Кроме того, административным истцом не заявлялся отказ от требования о признании бездействия незаконным.
С учетом того, что от данного требования истец не отказался, требование о возложении обязанности совершить действия по постановке водных объектов на государственный учет является производным от требования о признании бездействия незаконным, ввиду того, что прокурором заявлен иск в защиту неопределенного круга лиц, суд разрешил оба исковых требования. Иное повлекло бы нарушение прав неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4.1 ст.5 Водного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ).
Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждены постановлением Правительства РФ № 17 от 10.01.2009.
В соответствии с п.3 указанных Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п.2 Правил).
Правила определения береговой линии установлены постановлением Правительства РФ № 377 от 29.04.2016.
Согласно п.14 указанных Правил местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:
а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;
б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта (п.3 указанных Правил).
Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Тульской области урегулирована Положением, утвержденным постановлением Правительства Тульской области № 13 от 07.10.2011. Среди прочего министерство осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе рассмотрения административного иска, Тульской природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения водного законодательства, в ходе которой установлены нарушения.
Как следует из ответа отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № ТО-279 от 17.07.2020 сведений о водном объекте пруд в д.Бураково Ясногорского района, местоположении береговой линии (границе водного объекта), границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а также о местоположении береговой линии (границе водного объекта), границах водоохранной зоны и прибрежной полосы р.Осетр в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра не содержится.
К ответу приложена выписка из водного реестра в отношении р.Осетр.
09.07.2020 Тульским природоохранным прокурором в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области принесено представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях, водного законодательства. В числе прочего указано на необходимость установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района и определить местоположение береговой линии (границы водного объекта), направив необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.
Представление направлено министерству средствами электронной почты.
Как следует из ответа министра природных ресурсов и экологии Тульской области № 24-15/8172 от 28.08.2020 рассмотрение представления прокурора состоялось 13.08.2020. Обстоятельства и выводы, изложенные в представлении, изучены и приняты к сведению.
Однако как следует из ответа отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № ТО-442 от 13.11.2020 сведений о водном объекте пруд в д.Бураково Ясногорского района, местоположении береговой линии (границе водного объекта), границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а также о местоположении береговой линии (границе водного объекта), границах водоохранной зоны и прибрежной полосы р.Осетр в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра не содержится.
Установленные факты представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Возражая по доводам административного иска, представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области сослалась на государственный контракт № 2014.113506 от 02.06.2014, заключенный с ООО «Спецгеологоразведка» о выполнении работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р.Осетр на территории Тульской области с приложением № 1 (техническое задание); письмо руководителю Московско-Окского бассейнового водного управления от 13.07.2018 о направлении необходимых документов для внесения сведений в водный реестр с приложением сведений о направлении письма и его получении; протокол совещания у начальника Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности от 25.05.2018 с сопроводительным письмом.
Проанализировав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами наличие у министерства обязанности по установлению границ береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.
Безусловно в судебное заседании представлены документы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на выполнение данной обязанности: в июне 2014 года заключен государственный контракт, в июне 2018 года проводилось совещание по указанному вопросу, в июле 2018 года направлялись документы в Московско-Окское бассейновое управление.
Вместе с тем, обращает на себя внимание то обстоятельство, что на протяжении более чем 6 лет предусмотренная законом обязанность министерством не выполнена.
Цена государственного контракта на выполнение работ по установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежных защитных полос составляет 685 178, 37 рублей.
Как пояснил представитель административного ответчика в административном заседании, указанные работы выполнены.
Причины, по которым до настоящего времени не установлены границы береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района, а сведения о местоположении береговой линии указанных водных объектов не направлены в государственный водный реестр, представитель административного ответчика пояснить не смог.
Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Тульской природоохранной прокуратурой в июле 2020 года проводилась проверка по указанным нарушениям. Министерство, признавая допущенные нарушения, до настоящего времени, к моменту рассмотрения административного дела 29.12.2020 не исполнило возложенную законом обязанность.
При этом суд, оценивая представленное сопроводительное письмо о направлении руководителю Московско-Окского бассейнового водного управления, считает, что министерство, являясь органом государственной власти субъекта Российской Федерации, должно было проконтролировать включение направленной информации в государственный водный реестр, в целях выполнения возложенной законом обязанности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска Тульского природоохранного прокурора и считает необходимым заявленные прокурором требования удовлетворить.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области от признании незаконным бездействия в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района Тульской области и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, незаконным.
Обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – р.Осетр и пруда в д.Бураково Ясногорского района Тульской области и определить местоположения береговой линии (границы водного объекта), направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья