Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семилуки 21 мая 2021 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Енина М.С.,
при секретаре Колобродовой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Василенко М.М.,
с участием представителя истца ФИО1 – по доверенности ФИО2,
представителя ответчика Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Совету народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Совету народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района», мотивируя свои требования тем, что решением совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района» досрочно прекращены полномочия главы администрации городского поселения – город Семилуки ФИО1 в соответствии с п.2 ч. 1 ст.278 Трудового кодекса РФ.
На основании указанного решения от 15 апреля 2021 г. исполняющим обязанности главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области издано распоряжение № «О досрочном расторжении контракта с главой администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области ФИО1», а распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ в части срока расторжения контракта, в первый рабочий день после больничного.
С истцом заключен контракт от 08 сентября 2020 г. сроком на 2 года, в котором в п. 7.4 прописаны условия расторжения контракта.
Должность истца является муниципальным служащим, на которую распространяются положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в российской Федерации».
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Аналогичные требования содержатся в абз. 7 ст. 11 Трудового Кодекса РФ.
Полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по ч. 10 ст. 37.
Часть 11 ст. 37 вышеуказанного закона предусматривает условия расторжения контракта с главой местной администрации по соглашению сторон или в судебном порядке.
Поскольку глава местной администрации, занимающий должность по контракту отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются вышеуказанные Федеральные законы, при этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ предусмотрено дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, а именно принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Данная норма Трудового кодекса РФ предусматривает дополнительные основания для увольнения руководителя организации, истец является муниципальным служащим и его полномочия могут быть прекращены только по основаниям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса РФ.
При указанных выше обстоятельствах законных оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации городского поселения - город Семилуки по снованиям, предусмотренным ст. 278 Трудового кодекса РФ не имелось.
Просит признать незаконным решение совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – по доверенности ФИО2 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить, суду пояснила, что принятые решения прямо противоречат контракту, который был заключен с истцом. Пункт 7.2 контракта предусматривает прекращение досрочно, в случае установленных ч. 10 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а п. 7.4 данного контракта гласит, что настоящий контракт, может быть, расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета народных депутатов. В данном случае отсутствуют основания для досрочного расторжения контракта в принятом решении Совета народных депутатов. Совет народных депутатов может принять решение по процедуре расторжения только в судебном порядке. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержит исчерпывающие основания для досрочного прекращения полномочий главы, а ч. 11 предусматривает досрочное расторжение по соглашению сторон или в судебном порядке, в данном случае отсутствует как соглашение, так и предусмотренный судебный порядок, что дает право истцу оспорить решение Совета народных депутатов.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области – ФИО3 возражал против удовлетворения искового заявления, суду пояснил, что толкование закона, представленное представителем истца, неправильное и неверное. Иное толкование дается в Федеральном законе № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в самом заявлении неоднократно говорится о том, что ФИО1 является муниципальным служащим. Ст. 19 данного закона (в редакции от 27.10.2020 г.) предусмотрено: «Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя)».
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
В силу положений ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
При этом частью 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 07 сентября 2020 г. № 291 Жеребцов назначен на должность главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области (л.д.220).
Решением от 04 апреля 2021 г. № 37 с главой администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области досрочно прекращен контракт и полномочия главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области (л.д.27-28).
Распоряжением исполняющего обязанности главы городского поселения – город Семилуки от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о расторжении контракта с главой администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, а распоряжением исполняющего обязанности главы городского поселения – городского поселения, а распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в распоряжение в части срока расторжения контракта, в первый рабочий день после больничного (л.д.22-24).
Пунктом 7.2 контракта предусмотрено, что он может быть прекращен досрочно в случаях, установленных частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании п. 7.4 контракта, он может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки или главы городского поселения - город Семилуки, в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; главы администрации, в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Воронежской области (л.д.14-21).
Анализ вышеприведенных документов позволяет сделать вывод, что решение о досрочном расторжении контракта с главой администрации принято советом народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области по п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Согласно ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 Закона о муниципальной службе поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде перечня оснований в ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Части 11, 11.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке.
В соответствии с положениями п. 10 Устава городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области к компетенции Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки относится принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения, полномочий депутатов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Совет народных депутатов обладает полномочиями по досрочному прекращению полномочий и досрочному расторжению контракта с истцом. При этом такое решение должно быть принято в соответствии с требованиями закона и других нормативно-правовых актов, с соблюдением процедуры принятия решения.
Таким образом, приведённый перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, является исчерпывающим и не предусматривает возможности досрочного прекращения трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица соответствующего решения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что порядок расторжения контракта с главой местной администрации, определяется именно Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не нормами Трудового кодекса РФ, поскольку ФИО1 проходил муниципальную службу, его полномочия как главы местной администрации могут быть прекращены только по основаниям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применение в данном случае положений ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, является нарушением действующего законодательства, что влечет за собой незаконность принятого решения Советом народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района».
Рассматривая ходатайство представителя истца о взыскании судебных расходов в сумме 40 000 руб., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие, признанные судом необходимыми расходы.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ). Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также-истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также-иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.
Согласно п.20, п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику-пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано (статьи 98,100 ГПК РФ, статьи 111,112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). В случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении с судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.
Согласно части 1, части 2 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ч.6 ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенным в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Согласно п. 10, п. 11, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемом в суде с его участием.
Как установлено судом, истец вел гражданское дело через адвоката, который принимал участие в суде первой инстанции и составлял и подавал исковое заявление по данному делу.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя заявителем представлены следующие документы: договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание юридических помощи, квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1, суд обладает правом на уменьшение размера судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, в случае, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно пункту 13 указанного постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравниваемых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание такие обстоятельства, как продолжительность рассмотрения дела, характер и сложность спора, фактический объем работы, выполненный представителями, соотношение расходов с объемом защищенного права и времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, исходя из принципа справедливости и разумности, находит подлежащими взысканию с ответчика, понесенные ФИО1 расходы в сумме 22 000 руб. (из них 7 000 рублей за составление искового заявления, 15 000 рублей за участие адвоката в трех заседаниях, что отвечает требованиям разумности и справедливости с учетом конкретных обстоятельств дела, соразмерности труда и оплаты.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Совету народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района» - удовлетворить.
Признать незаконным решение совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 14 апреля 2021 г. № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района.
Взыскать с Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 22 000 (двадцать две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в апелляционном порядке, через суд принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.С. Енин
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2021 г.
1версия для печатиДело № 2а-654/2021 ~ М-519/2021 (Решение)