ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-655/18 от 21.11.2018 Беляевского районного суда (Оренбургская область)

№2а-655/2018

Решение

Именем Российской Федерации

Беляевский районный суд Оренбургской области в составе врио судьи Беляевского районного суда Колдаева Р.Ю. при секретаре Дияровой Г.В., с участием помощника прокурора Шевцова В.И., представителя административного истца - УМВД России по Оренбургской области Людиженского А.С., административного ответчика Месхидзе Р.О. и его представителя - адвоката Чичкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к Месхидзе Роину Олеговичу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

установил:

Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области (УМВД) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес> (ЦВСИГ), гражданина Республики <данные изъяты> Месхидзе Р.О., подлежащего депортации. Заявленные требования основаны на том, что Месхидзе Р.О. осужден приговором Кунцевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к 6 годам 9 месяцам лишения свободы. В отношении него распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. УМВД России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о депортации. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик освобожден из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания. В отношении Месхидзе Р.О. из Генеральной прокуратуры Республики <данные изъяты> поступил запрос об экстрадиции Месхидзе Р.О. на территорию Республики <данные изъяты> в связи с тем, что он обвиняется в совершении преступления. Решением Беляевского районного суда Оренбургской области Месхидзе Р.О. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району, и срок его содержания неоднократно продлевался, до настоящего времени исполнить решение о депортации не представилось возможным, поскольку Месхидзе Р.О. не имеет действительных документов для выезда с территории Российской Федерации, на запрос в Посольство Республики <данные изъяты> об истребовании свидетельства о возвращении на Родину, ответ не получен. В связи с изложенным, УМВД России по Оренбургской области просит вынести решение о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес>, гражданина Республики <данные изъяты> Месхидзе Р.О., подлежащего депортации, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель УМВД России по Оренбургской области Людиженский А.С. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по изложенным выше основаниям.

Административный ответчик Месхидзе Р.О. и его представитель - адвокат Чичкин А.В. с иском не согласились, возражали против продления срока временного размещения в специальном учреждении, указав, что Месхидзе Р.О. содержится в специальном учреждении уже длительное время, а именно 1 год по экстрадиции и уже 8 месяцев по депортации.

Прокурор в судебном заседании полагал, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно частям 3 и 4 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

В силу ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Согласно пункту 9 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.09.2014 №1830-0 указывал, что п.9 ст.31 Закона о правовом положении иностранных граждан, действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21.07.2014 №232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «Г» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 №14-П, по смыслу ч.3 ст.62 и ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, не связан соображениями представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции относительно целесообразности предлагаемого срока содержания соответствующего лица в специальном учреждении, - обладая самостоятельным усмотрением, суд с учетом индивидуальных обстоятельств дела и личности подлежащего депортации или реадмиссии иностранного гражданина (лица без гражданства) вправе установить иной срок его пребывания в этом учреждении.

Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Месхидзе Р.О. осужден приговором Кунцевского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ к 7 годам лишения свободы.

В отношении Месхидзе Р.О. распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

УМВД России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о его депортации.

По постановлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области Месхидзе Р.О. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из-под экстрадиционного ареста.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Месхидзе Р.О. помещен в ЦВСИГ по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Месхидзе Р.О. продлен срок размещения в ЦВСИГе, до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Месхидзе Р.О. продлен срок размещения в ЦВСИГе, до ДД.ММ.ГГГГ.

УМВД России по Оренбургской области обращалось к Консулу с просьбой о выдаче свидетельства о возвращении Месхидзе Р.О. в страну гражданской принадлежности ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. После направления обращения Консулу, какие–либо действия для ускорения процедуры депортации Месхидзе Р.О., должностными лицами Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области не предпринимались. До настоящего времени запрашиваемый документ не получен, что привело к невозможности исполнения процедуры депортации в короткие сроки.

Согласно ч. 2 ст. 269 КАС РФ содержание решения суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст.180 настоящего Кодекса. Кроме того, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Административный истец, обращаясь с иском о продлении срока пребывания Месхидзе Р.О. в специальном учреждении, не представил убедительных доказательств совершения в течение столь длительного срока инициативных действий по решению вопроса депортации административного ответчика в Республику <данные изъяты>. Стороной административного истца не были представлены какие-либо доказательства того, что ими предпринимались регулярные и неоднократные меры с целью возвращения ответчика в Республику <данные изъяты>. В приговоре Кузнецкого районного суда <адрес> от 17.11.2010г., имеющемся в материалах дела, указано, что Месхидзе Р.О., является гражданином Республики <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Месхидзе Р.О. освобожден из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по истечению экстрадиционного ареста по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В то время как для заключения под стражу лица, подлежащего экстрадиции, всегда необходимо поступление запроса иностранного государства о его выдаче и принятие генеральным прокурором решения о выдаче запрашиваемого. В таком качестве мера пресечения есть гарантия исполнения правового запроса иностранного государства. Соответственно, основанием применения меры принуждения к выдаваемому лицу является сугубо формальное обстоятельство: наличие запроса иностранного государства о выдаче лица и намерение прокурора его исполнить.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания Месхидзе Р.О. на территории Российской Федерации и решения о его депортации не могут служить при вышеназванных обстоятельствах достаточными и исключительными основаниями для продления срока пребывания в специальном учреждении, так как с момента помещения Месхидзе Р.О. в указанное учреждение прошло восемь месяцев и не представляется возможным определить, когда Месхидзе Р.О. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.

Пребывание Месхидзе Р.О. в специальном учреждении в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Учитывая, что срок пребывания Месхидзе Р.О. в специальном учреждении исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, обоснованных сведений о наличии возможности в разумный срок получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что указанное лицо может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации, не имеется, следовательно, отсутствуют основания для продления срока пребывания Месхидзе Р.О. в специальном учреждении.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что ввиду неопределенности срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении при отсутствии доказательств принятия конкретных мер к получению свидетельства на возвращение Месхидзе Р.О. в другое государство и решению вопроса о депортации, отсутствие достаточного обоснования нахождения указанного лица в специальном учреждении, приведет к явному нарушению его прав и свобод.

При таких обстоятельствах нахождение административного ответчика в специальном учреждении не обосновано, и в удовлетворении административного иска должно быть отказано, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Кроме того, решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда было установлено, что продление содержания Месхидзе Р.О. в специальном учреждении на 2 месяца, а всего до 8 месяцев носило исключительный характер, а указанный в решении срок достаточным для принятия уполномоченными органами надлежащих ускоренных организационных мер по его депортации или экстрадиции.

Согласно ч.1 ст.269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Данное административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст. 269 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к Месхидзе Роину Олеговичу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Беляевский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Р.Ю. Колдаев