ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-655/18 от 23.07.2018 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2а-655/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

при секретаре Терехиной Х.С.,

с участием представителя административного истца – заместителя Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ямщикова М.В., представителя административного ответчика начальника ИК-21 Джафарова Т.Г., Станковой С.В., одновременно представляющей интересы административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области, представителя административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области Садыкова С.Р., представителя заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Дмитриева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Джафарова Т.Г., выразившихся в запрете беспрепятственного прохода сотрудников прокуратуры на территорию исправительной колонии ДД.ММ.ГГГГ с цифровыми техническими средствами, обязании обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ сотрудников прокуратуры на территорию и объекты исправительной колонии с цифровыми техническими средствами,

у с т а н о в и л:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Джафарова Т.Г., выразившихся в запрете беспрепятственного прохода сотрудников прокуратуры на территорию исправительной колонии ДД.ММ.ГГГГ с цифровыми техническими средствами, обязании обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ сотрудников прокуратуры на территорию и объекты исправительной колонии с цифровыми техническими средствами. В обоснование иска указал, что Онежская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания исправительными учреждениями, в том числе и ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области. Учреждение является юридическим лицом, в состав которого входит исправительная колония , расположенная в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ часовой КПП ИК -ФИО5, выполняя незаконный устный приказ начальника учреждения ИК -21 Джафарова Т.Г., не допустила на территорию колонии сотрудников прокуратуры ФИО10 и ФИО11, которые предъявили служебные удостоверения, находились в форменном обмундировании. При этом на законные требования не реагировала, документ, позволяющий ограничить права прокурора, не сообщила. Своими незаконными действиями вмешалась в непосредственную деятельность прокуратуры, ограничив полномочия прокурора в проверке деятельности исправительного учреждения, своими действиями подорвав авторитет государственной власти. Начальник ОУХД- от письменных объяснений отказался. Свои действия сотрудники ОУХД- объяснили наличием у ФИО16 и ФИО17 цифровых фотоаппаратов, использование которых на территории ИК- запрещено. Между тем, цифровые, электронные и подобные технические средства, в том числе фотоаппарат, являются средствами фиксации и закрепления нарушений в ходе прокурорской проверки, как и другие современные технологии, позволяющие объективно зафиксировать необходимую информацию, воспользоваться электронной базой нормативных документов и прочее. Нормативных актов, запрещающих сотруднику прокуратуры на территории исправительного учреждения, данные технические средства, а равно ограничение полномочий прокуроров, законодательно не предусмотрены. Просит признать незаконными действия начальника ОУХД- Джафарова Т.Г. в запрете беспрепятственного прохода сотрудников прокуратуры на территорию ИК-ДД.ММ.ГГГГ с цифровыми техническими средствами, обязать начальника ОУХД- Джафарова Т.Г обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ сотрудников прокуратуры на территорию и объекты ИК- с цифровыми техническими средствами.

В судебном заседании административный истец заместитель Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ямщиков М.В. настаивал на удовлетворении административных исковых требованиях по тем же основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика начальника ИК- Джафарова Т.Г. по доверенности Станкова С.В., одновременно представляющая интересы административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД- УФСИН России по Архангельской области, представитель административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области по доверенности Садыков С.Р., представитель заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области по доверенности Дмитриев В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Указали, что в Онежскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступила информация о нарушения закона в ИК- ОУХД- Решение о проведении проверки в отношении ОУХД- уполномоченным на то прокурором не принималось и как следствие до начальника ОУХД- в установленные сроки не доводилось. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками прокуратуры был осуществлен выезд в исправительное учреждение не в рамках проверки осуществления надзора за исполнением законов предусмотренной главой 1 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре», а в рамках осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание предусмотренной главой 4 раздела 3 названного федерального закона. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе рапортом ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что проверка проводилась на основании плана на первое полугодие 2018 года. ФЗ «О прокуратуре» не предоставляет прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания полномочия по беспрепятственному проходу на территорию указанного учреждения. Пронос запрещенных предметов (фотоаппаратов) на территорию исправительного учреждения, где содержатся осужденные, запрещен Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 15.02.2006 № 21-дсп, УИК РФ, каких либо отступлений (исключений) от данного правила для прокуроров осуществляющих надзор действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Действия начальника объединения - начальника колонии ФКУ ОИФИО2-2 Джафарова Т.Г., выразившиеся в запрете прохода сотрудников прокуратуры ФИО10, ФИО11 через КПП исправительной колонии ОУХД- с цифровыми техническими средствами (фотоаппаратами) ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными. Просят в удовлетворении административных исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1.1 Устава ФКУ ОИУ ОУХД- УФСИН России по Архангельской области указанное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, с правами юридического лица, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п. 2.1 Устава одними из целей деятельности ФКУ ОИУ ОУХД- УФСИН России по Архангельской области является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ.

Согласно п. 2.5.1. Устава учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, правопорядок и законность, а также безопасность лиц, находящихся на его территории.

В соответствии с п.п. 1.7, 1.7.1 Устава в состав объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности входит исправительная колония , расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Согласно ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона.

Из пункта 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» следует, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Согласно пункту «б» ч. 1 ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях.

Согласно ч. 5 ст. 24 УИК РФ кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

В силу ст. 3, 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей.

Согласно ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, данное Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, утвердило приказом от 15.02.2006 № 21-дсп Инструкцию по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), которая определяет порядок организации и осуществления охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных лиц, содержащихся под стражей, и содержит гриф "для служебного пользования".

Согласно разделу 3 Инструкции вход в исправительное учреждение, где содержатся осужденные, а также выход из него осуществляется через контрольно-пропускной пункт (далее - КПП), службу на котором несет часовой КПП.

Согласно пунктам 140, 149 абз. 5, 150, 150.1, 160, 163 Инструкции следует, что часовой - лицо неприкосновенное. Неприкосновенность, честь, достоинство часового охраняются законом. Законные требования часового, определяемые его службой на посту, обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований часового, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению часовым своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Часовой подчиняется начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему. Никто, кроме лиц, которым подчинен часовой, не вправе вмешиваться в его службу (п. 140 Инструкции).

Часовой КПП по пропуску людей отвечает за надежную охрану объекта в границах порученного поста, строгое соблюдение установленного пропускного режима через КПП, недопущение через КПП побега осужденных, подозреваемых, обвиняемых и перемещения запрещенных к использованию осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми вещей, а также незаконного выноса материальных ценностей с объекта. Он подчиняется начальнику караула и его помощнику наряду с обязанностями, изложенными в п. 140-144 настоящей Инструкции, обязан:

- задерживать всех лиц, пытающихся пройти на охраняемый объект (выйти с него), вынести материальные ценности без соответствующих документов или по поддельным документам, а также пронести на объект запрещенные вещи (п. 149 абз. 5 Инструкции).

При пропуске людей через проходной коридор часовой КПП соблюдает следующий порядок (п. 160 Инструкции):

открывает одну дверь и, впустив в проходной коридор прибывшего, закрывает ее;

проверяет пропуск (приложение № 42, 43) на право входа, документ, удостоверяющий личность, убеждается в их правильности и принадлежности предъявителю, сличает пропуск с имеющимся образцом;

убедившись в правильности предъявленных документов, опрашивает, нет ли у прибывшего при себе оружия, средств мобильной связи (при входе в режимную зону), если имеются средства мобильной связи, принимает их на временное хранение и делает запись в журнале учета сданных на временное хранение мобильных средств связи и документов. Если имеется при себе оружие, докладывает начальнику караула и по его приказанию принимает его на временное хранение, а взамен выдает карточку-заместитель;

предлагает прибывшему лицу (кроме начальников учреждения и территориального органа ФСИН России, их заместителей и лиц, перечисленных в подпункте 150.1. настоящей Инструкции), оставить в специально отведенном месте сумки, портфели и т.д., выложить металлические предметы и пройти через металлообнаружитель. Если не обнаружено наличие металлических предметов открывает вторую дверь, пропускает прибывшего и закрывает ее. При возникновении сомнений в правильности пропуска на право прохода, документа, удостоверяющего личность (подчистка, исправления, подклейка фотокарточки, нечеткость печати, несоответствие образцу и т.п.), или в принадлежности его предъявителю, часовой, не возвращая пропуска (документа), докладывает об этом начальнику караула и в дальнейшем действует по его указанию;

- не допускает одновременного нахождения в проходном коридоре более 3-х человек, входящих на объект и выходящих с объекта.

При наличии достаточных оснований подозревать лицо в попытке проноса на территорию учреждения запрещенных вещей и предметов оно задерживается на КПП и по указанию начальника учреждения, его заместителя, а в их отсутствие - дежурного по учреждению, может быть произведен досмотр его вещей и одежды в отдельном помещении. Досмотр производится сотрудником учреждения из состава дежурной смены (одного пола с досматриваемым) (п. 163 Инструкции).

В соответствии с частью третьей статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).

Исходя из пункта 3 Правил следует, что Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 82 УИК РФ предусматривает право администрации исправительного учреждения производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 8 статьи 82 УИК РФ).

Пунктом 17 Правил установлено, что осужденным запрещается, в том числе, приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем (приложение № 1).

В соответствии с пунктом 17 приложения № 1 Правил запрещенным предметом является фотоаппарат.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в ИК- ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Архангельской области с целью проведения плановой проверки прибыли старший помощник Онежского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО10 и помощник прокурора ФИО11 В связи с тем, что у представителей прокуратуры ФИО10 и ФИО11 имелись цифровые фотоаппараты, часовой КПП ИК- ФКУ ОИУ ОУХД- УФСИН России по Архангельской области не пропустил последних на охраняемую режимную территорию, где находятся осужденные. Проходить без фотоаппаратов ФИО10 и ФИО11 отказались. Впоследствии последние обратились к начальнику объединения - начальнику колонии ФКУ ОИУ ОУХД- Джафарову Т.Г. с вопросом о причинах не допуска их на территорию исправительного учреждения. Согласно пояснениям Джафарова Т.Г. фотоаппараты являются запрещенным предметом, вследствие чего, на территорию исправительного учреждения проноситься не могут.

Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом сотрудника прокуратуры ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями сотрудников уголовно - исполнительной системы ФИО12 (начальник караула), ФИО5 (часовой КПП), ФИО13 (помощник начальника караула), ФИО14 (врио заместителя начальника колонии - начальника отдела охраны), представленными видеозаписями.

Исходя из исследованных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что пункт 149 Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы распространяется на всех лиц, проходящих через КПП, в том числе на прокуроров, осуществляющие надзор за исполнением наказаний. Пронос запрещенных предметов (фотоаппаратов) на территорию исправительного учреждения, где содержатся осужденные, запрещен Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 15.02.2006 № 21-дсп, УИК РФ. Следовательно, проход лиц на объекты, где содержатся осужденные, с запрещенными предметами, в том числе и прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, запрещен.

Таким образом, действия начальника ИК ФКУ ОИУ ОУХД- УФСИН России по Архангельской области Джафарова Т.Г., выразившиеся в запрете прохода сотрудников прокуратуры ФИО10 и ФИО11 через КПП исправительной колонии ОУХД с цифровыми техническими средствами (фотоаппаратами) ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что представители прокуратуры ФИО10 и ФИО11 проходить без фотоаппаратов отказались, что свидетельствует о том, что их право посещать в любое время объекты ИК , предусмотренное ФЗ «О прокуратуре РФ», не было ограничено никаким образом. Оснований для возложения на административного ответчика обязанности обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ сотрудников прокуратуры на территорию и объекты исправительной колонии с цифровыми техническими средствами не имеется.

Таким образом, административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Джафарова Т. Г., выразившихся в запрете беспрепятственного прохода сотрудников прокуратуры на территорию исправительной колонии ДД.ММ.ГГГГ с цифровыми техническими средствами, обязании обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ сотрудников прокуратуры на территорию и объекты исправительной колонии с цифровыми техническими средствами - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 27 июля 2018 года.

<данные изъяты>. Судья М.Н. Сергеева