ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-655/19 от 10.07.2019 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а- 655/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Аюповой Р.Н., при секретаре ФИО1, с участием старшего помощника Бирского межрайонного прокурора ФИО2, представителя административного ответчика администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан ФИО6, заинтересованного лица ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бирского межрайонного прокурора к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконными разрешений на строительство, постановления Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об отмене разрешений на строительство

у с т а н о в и л:

Бирский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, граждан и неопределенного круга лиц обратился в суд с иско к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконными разрешений на строительство, постановления Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отмене разрешений на строительство. В обоснование административных исковых требований указано, что Бирской межрайонной прокуратурой по обращениям ФИО3<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании решений о проведении проверок и от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства в деятельности Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, по результатам которой установлено, что ФИО10 по результатам проведенных торгов предоставлен на основании договора аренды зем. от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель населенных пунктов по адресу <данные изъяты>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения пчеловодства, сроком на 3 года – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункты 1.1, 2 Договора аренды). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением Арендодателем технической ошибки в пункте 1.1 договора аренды земельного участка зем. от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части категории земельного участка с «Земли населенных пунктов» на «Земли сельскохозяйственного назначения». Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в лице первого заместителя ФИО4ФИО10 выданы разрешения на строительство: ДД.ММ.ГГГГ за на строительство объектов капитального строительства в количестве 9 (девяти) единиц, входящих в состав проектной документации на обустройство и освоение медово-товарной пасеки в районе <адрес> Республики Башкортостан с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. Срок действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ за № определен – до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ за № на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию – моста протяженностью <данные изъяты> м., на земельном участке с кадастровым номером по адресу <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ за выдано 3 (три) разрешения на строительство 3 (трех) объектов капитального строительства общей площадью каждого 62,7 кв.м., количество этажей каждого – 2, площадью застройки каждого – 45,9 кв.м. (административного здания, трехкомнатных гостевых домов и ), на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес>. Срок действия каждого разрешения на строительство определен – до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ФИО10 в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан представлены проекты строительства трехкомнатных административного и гостевых домов и на земельном участке с кадастровым номером . Данные проекты строительства согласованы главным архитектором Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 Пунктами 3.3 Проектов предусмотрены архитектурно-планировочные и строительные решение – запроектированы отдельно стоящие одноэтажные здания трехкомнатных гостевых домов и административного здания с мансардным этажом у каждого на основании разрешительных документов на проектирование. Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сооружение дорожного транспорта – мост протяженностью 65 м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, д. Новобурново, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером , с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью ФИО10; 3 (три) объекта незавершенного строительства площадью застройки <данные изъяты> кв.м. каждый со степенью готовности 40 %, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, д. Новобурново, поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ под кадастровыми номерами , с ДД.ММ.ГГГГ являются собственностью ФИО10 Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ с ФИО10 заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов для ведения пчеловодства и тем самым предоставлена возможность данному лицу получить ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство объектов капитального характера в количестве 9 (девяти) единиц. Несмотря на то, что дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ категория земельного участка изменена с «Земли населенных пунктов» на «Земли сельскохозяйственного назначения» Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГФИО10 вновь выдано 3 (три) разрешения на строительство объектов капитального строительства – административного здания, трехкомнатных гостевых домов и без соблюдения целевого назначения вида разрешенного использования земельного участка по возведению построек хозяйственного назначения, необходимых для осуществления деятельности по пчеловодству, фактически предназначенных для возведения индивидуальных домов, что земельное и градостроительное законодательство не допускают. При этом, Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГФИО10 выдано разрешение на строительство объектов капитального характера в количестве 9 (девяти) единиц на срок, свыше договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, то есть превышающим три года – до ДД.ММ.ГГГГ.

Изучение проектной документацией на обустройство и освоение медово-товарной пасеки, послужившей основанием для выдачи разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , свидетельствует о том, что фактически под объектами пчелопасеки планируется строительство 3 (трех) индивидуальных жилых домов (административное и гостевые домп и ). Таким образом, объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами площадью застройки кв.м. каждый, возведенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, д. Новобурново, созданы на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не предназначенного для осуществления строительства индивидуальных жилых домов, без соблюдения процедуры перевода из одной категории в другую, что свидетельствует о ничтожности разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а иной характер возведенных построек не подтвержден, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, граждан и неопределенного круга лиц, поскольку препятствует законно использовать земельный участок и возможности последующего его отчуждения в собственность одного лица с учетом его категории для целей сельскохозяйственного назначения, создает угрозу единого режима использования без соблюдения порядка выделения части земельного участка из единого землепользования. Таким образом, объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами , возведенные ФИО10, не являются составными частями пасечного дома, сотохранилища, производственного корпуса, зимовника, складских помещений и других производственных сооружений медово-товарной пасеки, созданы по проектной документации как индивидуальные жилые дома и не представляют собой объекты вспомогательного назначения.В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования земельного участка с кадастровым номером установлено, что арендатором ФИО10 строительство пасечного дома, сотохранилища, производственного корпуса, зимовника, складских помещений и других производственных сооружений медово-товарной пасеки, не осуществлялось. Следовательно, ввиду отсутствия главного объекта, для обслуживания которых возведены объекты вспомогательного назначения (кадастровые номера , ), последние не могут быть признаны объектами недвижимого имущества, права на которые в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации. Просит признать незаконными спорные разрешения на строительство.

В ходе рассмотрения дела административный ответчик дважды уточнял исковые требования. С учетом уточненных административных исковых требований просил признать незаконными разрешения на строительство, выданные Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на имя ФИО10 № RU от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; постановление администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешений на строительство за от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник Бирского межрайонного прокурора ФИО2 поддержал заявленные уточненные административные исковые требования, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан ФИО6, заинтересованное лицо ФИО10 с заявленными требованиями не согласились по доводам письменных возражений на исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения.

В силу ст.ст. 150, 151 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нормами главы 22 КАС РФ предусмотрена возможность обжалования прокурором действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления

Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ч.2 ст. 227 КАС РФ указано, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.

В силу положений ч.2 ст.48 ГрК РФ получению разрешения на строительство, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч.11 ст.48 ГрК РФ).

В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 11 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (ч.1).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч.4).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п.3 ч.11).

Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Из системного анализа положений статьи 51 ГрК РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.

Судом установлено, что Бирской межрайонной прокуратурой по обращениям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании решений о и от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства в деятельности Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принадлежит земельный участок, согласно кадастрового паспорта которого от ДД.ММ.ГГГГ, он расположен по адресу <данные изъяты>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования определен «Для ведения пчеловодства», категория земель определена «Земли сельскохозяйственного назначения».

По результатам проведенных торгов между администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в лице первого заместителя ФИО4 и ФИО10 заключен договор аренды зем. от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного земельного участка, по условиям которого арендатору предоставляется земельный участок из земель населенных пунктов по адресу <адрес>, д. Новобурново, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения пчеловодства, сроком на 3 года – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением Арендодателем технической ошибки в пункте 1.1 договора аренды земельного участка зем. от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части категории земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно проекту обустройства и освоения медово-товарной пасеки в районе <адрес> Республики Башкортостан, изготовленного по заказу ФИО10, на земельном участке, переданном в аренду, согласно раздела 1.2.3 тома Проекта «Схема планировочной организации земельного участка» которого земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для иных видов сельскохозяйственной деятельности (пчеловодство), предназначен для размещения ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства, размещения сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства. Разделом 1.4 тома Проекта определено, что пасеки предусматривают размещение производственных, вспомогательных зданий и сооружений на одном земельном участке; на генплане с учетом требований противопожарных и строительных норм располагаются пасечный дом, сотохранилище, производственный корпус, зимовник, складские помещения и другие производственные и вспомогательные сооружения (пункт 3.3 Методических рекомендаций по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК ДД.ММ.ГГГГ.01-10).

Проектом обустройства и освоения медово-товарной пасеки в районе <адрес>, выполненного ООО «Бирская проектная мастерская», определено, что пасеки предусматривают размещение производственных, вспомогательных зданий и сооружений на одном земельном участке; на генплане с учетом требований противопожарных и строительных норм располагаются пасечный дом, сотохранилище, производственный корпус, зимовник, складские помещения и другие производственные и вспомогательные сооружения (пункт 3.3 Методических рекомендаций по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК 1.10.08.01-10).

Главным архитектором Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО5ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ФИО10 вх. от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен градостроительный план земельного участка под строительство обустройства и освоения медово-товарной пасеки по адресу <адрес>, д. Новобурново, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., которым определено, что земельный участок расположен в территориальной зоне – ЛФ (зона лесного фонда). Согласно экспликации зданий и сооружений генплана, на земельном участке определены следующие объекты: дом пчеловода с помещением для охраны (), административное здание (), зимовник (омшаник) для пчелосемей (), здание сотохранилища (), пасечный дом для пчеловодческого объекта (), искусственный водоем мелкого заглубления – поилка пчел теплой водой (), посев медоносный растений (), улья-лежаки по 16 рамок с надстройкой до 300 пчелосемей (), трансформаторная подстанция (), двухкомнатный гостевой домик на 3 места (), мостовое сооружение для проезда автомобилей через ручей (), туалет-уборная 6 мест (), живая изгородь высотой не менее 2,0 м. (), теневой навес (), открытая стоянка для 17 легковых автомобилей.

Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО10 выданы разрешения на строительство:

- ДД.ММ.ГГГГ за № на строительство объектов капитального строительства в количестве 9 (девяти) единиц, входящих в состав проектной документации на обустройство и освоение медово-товарной пасеки в районе <адрес> Республики Башкортостан с кадастровым номером , площадью <данные изъяты><данные изъяты> кв.м. Срок действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ за № определен – до ДД.ММ.ГГГГ.

- ДД.ММ.ГГГГ за № на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию – моста протяженностью <данные изъяты> м., на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>

- ДД.ММ.ГГГГ за № выдано 3 (три) разрешения на строительство 3 (трех) объектов капитального строительства общей площадью каждого 62,7 кв.м., количество этажей каждого – 2, площадью застройки каждого – <данные изъяты> кв.м. (административного здания, трехкомнатных гостевых домов и ), на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <данные изъяты>. Срок действия каждого разрешения на строительство определен – до ДД.ММ.ГГГГ.

За ФИО10 зарегистрировано право собственности на сооружение дорожного транспорта – мост протяженностью <данные изъяты> м., 3 (три) объекта незавершенного строительства площадью застройки <данные изъяты> кв.м. каждый со степенью готовности 40 % каждый, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, д. Новобурново. Указанные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет.

Бирской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно с главным архитектором Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО5, заведующим сектором муниципального земельного и лесного контроля Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО7, главы администрации сельского поселения Бурновский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, ФИО3 арендатором ФИО10, представителем ФИО10 по доверенности ФИО8, осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, д. Новобурново, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м. В ходе обследования земельного участка установлено, что на нем имеется мостовое сооружение, представляющее собой насыпь из щебня, асфальтовой крошки, строительного бута и перепускного трубопровода, через которое осуществляется въезд на большую часть территории земельного участка, а также металлические ворота. Также на земельном участке расположено 3 (три) объекта капитального строительства в виде фундаментов, изготовленных из цельного армированного монолита глубиной примерно от 180 до 220 см и высотой от поверхности земли примерно от 40 до 130 см. Возле фундаментов осуществляется складирование песчано-гравийной смеси и строительных досок. Данные объекты капитального строительства возведены арендатором ФИО10 Также на земельном участке расположен деревянный дом пчеловода на металлических сваях и деревянный омшаник на камнях, возведенные ФИО3 При этом, 3 (три) фундамента, возведенные ФИО10 не могут считаться готовыми объектами капитального строительства на 40 %.

ФИО10 в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ представлены проекты от ДД.ММ.ГГГГ строительства «дом пчеловода », «дом пчеловода », «дом пчеловода » на земельном участке с кадастровым номером . Данные проекты строительства от ДД.ММ.ГГГГ объектов капитального строительства согласованы главным архитектором Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. Пунктом 3.3 Проектов от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены архитектурно-планировочные и строительные решение – запроектированы отдельно стоящие одноэтажные здания домов пчеловодов с мансардным этажом у каждого на основании разрешительных документов на проектирование. Пунктом 5.1 Проектов от ДД.ММ.ГГГГ определены технико-экономические показатели каждого дома пчеловода: площадь помещений зданий <данные изъяты> кв.м., общая площадь здания в пределах внутренних поверхностей наружных стен <данные изъяты> кв.м., площадь застройки здания <данные изъяты> кв.м., площадь освоения участка <данные изъяты> м2. Пункты 3.3 и 5.1 Проектов строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Проектов строительства от ДД.ММ.ГГГГ являются идентичными за исключением количества комнат в возводимых зданиях.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан оспариваемые разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные на ФИО10, отменены.

Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за выдано новых 3 (три) разрешения на строительство 3 (трех) объектов капитального строительства общей площадью каждого кв.м., количество этажей каждого – 2, площадью застройки каждого – кв.м. («дом пчеловода », «дом пчеловода », «дом пчеловода »), на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес>. Срок действия каждого разрешения на строительство определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным ответчиком ФИО10 выданы разрешения на строительство капитальных объектов на земельном участке, отнесенному к категории «земли сельскохозяйственного назначения». На 3 незавершенных строительством капитальных объекта за ФИО10 на основании спорных разрешений на строительство зарегистрировано право собственности.

Поскольку при выдачи разрешения на строительство проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке, то юридически значимым обстоятельством для разрешения спора является соответствие возведения объектов капитального строительства разрешенному виду использования земельного участка, его целевому использованию и категории.

В соответствии с ч.13 ст.1 ГрК РФ строительство это создание зданий, строений, сооружений.

В п. 10 ст. 1 ГрК РФ указано, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно п. 4.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ч.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В силу подп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п.9 ст.1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно частям 1 и 2 ст.37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Таким образом, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись пользователем на предоставленном ему участке.

Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п.1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу вышеназванных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 ЗК РФ).

Таким образом, несоответствие возведенного строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для признания постройки самовольной и для возложения на лицо, осуществившее эту постройку, обязанности ее снести.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Данная статья Земельного кодекса РФ указывает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статьей 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

В соответствии со ст. 43 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (абзац 2 п.2 ст. 85 ЗК РФ).

Судом установлено, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для ведения пчеловодства, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Решением Совета сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утверждены прилагаемые изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Бурновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту Правила).

Статьей 26 Правил определены градостроительные регламенты, в которые включены зоны сельхозначения: СХ-1 Зона сельхоугодий (пункт 6) и СХ-2 Зона плодопитомников, коллективных садов и садово-огородных участков (пункт 7).

Основные виды разрешенного использования земельных участков зоны сельхозугодий СХ-1 включают: зерноводство, сенокошение и выпас скота, огородничество, питомники для выращивания растительной продукции (подпункт 6.1 Правил).

Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости зоны сельхозугодий СХ-1 включают: пчеловодство, рыболовство (подпункт 6.2 Правил).

Основные виды разрешенного использования земельных участков зоны плодопитомников, коллективных садов и садово-огородных участков СХ-2 включают: пчеловодство, огородничество, садоводство и виноградство; питомники для выращивания растительной продукции (подпункт 7.1 Правил).

Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости зоны плодопитомников, коллективных садов и садово-огородных участков СХ-2 включают: размещение временных сооружений, не являющихся объектами недвижимости; устройство автомобильных дорог с твердым покрытием» благоустройство территории (подпункт 7.2 Правил).

Согласно справке Администрации сельского поселения Бурновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и градостроительного плана в соответствии с картой зон использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, земельный участок по адресу <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., расположен в зоне сельхозначения «СХ-2».

Учитывая, что земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2, размещение на нем объектов капитального строительства не допускается.

По условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок для целей строительства ФИО10 не предоставлялся; по условиям договора аренды лицо, осуществляющее распоряжение спорным участком от имени собственника, не давало согласия на возведение на участке объектов недвижимости.

В судебном заседании сторонами также не оспаривалось, что заключенный между администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и ФИО10 договор аренды земельного участка не предусматривает условия о предоставлении земельного участка для строительства капитальных объектов.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Принимая во внимание, что разрешение выдано в нарушение норм ГРК РФ, факт размещения спорных строений на участке, не предназначенном для размещения капитальных объектов строительства, нашел подтверждение, указанные обстоятельства нарушают права граждан, действия ответчика по выдаче спорных разрешений на строительство являются незаконными.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица, что возводимые объекты имеют вспомогательное значение, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. (Письмо Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства»).

Критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (ст. 135 ГК РФ).

Учитывая вышеприведенные нормы, возводимые объекты капитального строительства не могут быть отнесены к вспомогательным строениям.

Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что не соблюдено целевое использование земельного участка при выдачи разрешений на строительство, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора.

Доводы административного ответчика о том, что разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ уже отменены не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене данных разрешений также принято с нарушением действующего законодательства.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

В ч.21.1 ст. 51 ГрК РФ перечислены основания прекращения действия разрешения на строительство на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления.

Неправильное указание наименования объекта капитального строительства в разрешении на строительство, в рассматриваемом споре наименование «гостевой дом» вместо «дом пчеловода», не является предусмотренным ч. 21.1. ст. 51 ГрК РФ основанием для отмены разрешений на строительство в порядке самоконтроля.

Также административным ответчиком в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не приведены и не представлены какие-либо доказательства в подтверждение обоснованности отмены действий разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены доказательства наличия имевших место нарушений при оформлении, получении разрешительной документации. Фактически спорные разрешения на строительство отменены только по факту неправильного указания наименования объекта строительства. При этом после их отмены выданы аналогичные разрешения на строительство без учета целевого назначения земельного участка с указанием наименование объекта «дом пчеловода».

Учитывая, что прекращение действия разрешения на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления производятся только на основаниях, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, перечень которых является исчерпывающим, то данное постановление также является незаконным.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.127 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Бирского межрайонного прокурора к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконными разрешений на строительство, постановления Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отмене разрешений на строительство удовлетворить.

Признать незаконными разрешение на строительство, выданное Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за № RU на имя ФИО10 на строительство объектов капитального строительства в количестве 9 (девяти) единиц, входящих в состав проектной документации на обустройство и освоение медово-товарной пасеки в районе <адрес> Республики Башкортостан на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; разрешение на строительство, выданное Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за № на имя ФИО10 на строительство объекта капитального строительства трехкомнатного гостевого <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей – 2, площадь застройки – <данные изъяты> кв.м, в районе <адрес> Республики Башкортостан на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; разрешение на строительство, выданное Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за № на имя ФИО10 на строительство объекта капитального строительства трехкомнатного гостевого <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей – 2, площадь застройки – <данные изъяты> кв.м., в районе <адрес> Республики Башкортостан на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; разрешение на строительство, выданное Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за № на имя ФИО10 на строительство объекта капитального строительства административного здания площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей – 2, площадь застройки – <данные изъяты> кв.м., в районе <адрес> Республики Башкортостан на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; постановление Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешений на строительство за от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.Н. Аюпова